15 февраля - Сретение Господне

Какое красивое, певучее слово «сретение»! Оно означает один из любимейших русских зимних праздников, который всегда приходится на 15 февраля (2 февраля по старому стилю). На Руси об этом дне говорили: «На Сретение зима с весной встречаются!» Деревенские дети в этот день, ближе к закату, бегали на холм или пригорок за селом, звали солнышко, чтобы выглянуло из-за горы. Выглянет солнышко из-за облаков – значит, по народной примете, не будет больше морозов, весна совсем близко.

Однако полное наименование праздника – Сретение Господне. И название это торжество получило, конечно же, не из-за встречи зимы и весны, а от великого события христианской истории. Более 2000 лет назад на сороковой день после рождества Младенца Христа принесли Его, по древнему обычаю, Матерь Божия и праведный Иосиф в храм Иерусалимский. Этот храм был главной святыней ветхозаветной Церкви. Некогда он был возведен Соломоном – царем, пророком и мудрецом. Потом случились времена, когда храм был разрушен и вновь восстановлен и благоукрашен. И Сама Матерь Божия воспитывалась при этом храме.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Древняя легенда – апокриф, сообщает нам, что он был мудрецом и книжником, одним из семидесяти, что перевели книги Ветхого Завета на греческий язык. Прочитав при работе над переводом пророчество, что родит Спасителя мира – Христа, Дева, он усомнился. И тогда ангел сошел к нему и сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит Спасителя мира. Исторические данные сообщают, что семьдесят мудрецов перевели на греческий язык Ветхий Завет за двести лет до рождества Христова, следовательно, старцу Симеону было более двухсот лет. В Евангелие об этом также говорится: «Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый… Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» (Евангелие от Луки. 2, 25-27).

Симеон Богоприимец, как еще называют старца, взял на руки Младенца и, благословив Его, изрек: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Евангелие от Луки. 2, 29-32). А Пресвятой Деве праведник предрек: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле, и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Евангелие от Луки. 2, 35). Эти слова вспомнятся, наверное, Богородице, когда через тридцать три года она вновь придет в Иерусалим, но только не в храм, а на голгофский холм к Кресту, на котором будет страдать Ее Сын. 

В тот памятный день к Младенцу подошла и пророчица Анна, старица лет восьмидесяти, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Евангелие от Луки. 2, 37-38).

Тот праздник имеет важный духовный смысл. В храме произошла встреча (сретенье) последних праведников Ветхозаветной Церкви – старцев Симеона и Анны, с Носителем Нового Завета – Иисусом Христом.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим торжествам христианской Церкви. Но отмечался он до VI века, не смотря на давнее происхождение, не очень торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (годы правления 527 – 565), Византию постигло бедствие – землетрясение, от которого многие погибли. За этим несчастьем следовало другое – моровая язва, уносившая ежедневно жизни нескольких тысяч человек. В дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, что празднование Сретения Господня нужно совершать намного торжественнее. Когда приблизился праздник, и пышно прошло всенощное бдение, а так же крестный ход, бедствия в Византии прекратились. С тех пор день Сретения Господня входит в число самых торжественных – двунадесятых праздников, отмечаемых Православной Церковью


Рецензии