19 августа Преображение Господне

В народе этот двунадесятый праздник еще ласково называют «Яблочный Спас». В нем сохраняется преемственность ветхозаветных традиций. В древнем Израиле на конец лета приходился «праздник кущей», который был днем урожая. В Византии, от которой Русь приняла Православие, на Преображение освящались хлебные колосья и виноград – земные плоды, которые приносились в церковь для совершения бескровной жертвы на литургии. К этому времени созревает урожай и на российских нивах, и потому принято освещать в церкви плоды нового урожая, чаще всего это яблоки, которыми наша страна особенно богата. Главное, не забыть поблагодарить за урожай Того, Кто, как сказал Иоанн Златоуст, преобразился на горе Фавор, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Этот день удивительно образно описал в рассказе «Яблочный Спас» Иван Шмелев: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него на душе – доныне… Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки… В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение».

Произошло это евангельское событие – Преображение Господа нашего Иисуса Христа, более двух тысяч лет назад. Апостолы – близкие ученики Его, с самого начала не столько знали, сколько чувствовали, что Иисус из Назарета – Бог. Однако осознать до конца всю Божественную сущность своего Учителя они еще не могли. Но Христос знал, когда и как завершится Его земной путь и что последует за этим. Поэтому Он начал готовить учеников к Своему Воскресению ещё до Своего распятия…

Незадолго до крестных страданий, Спаситель с тремя ближайшими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром – поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. Во время молитвы ученики с величайшим изумлением увидели, как Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Евангелие от Матфея, 17, 1). В это же время явились пред ними два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия – мир живых. Они беседовали с Иисусом о страданиях и смерти Христа на Голгофе. А в конце пребывания на учеников сошло светлое облако, из которого раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» (Евангелие от Марка, 9, 7). Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив – их души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия Иисус обратился к ученикам с просьбой никому об увиденном не рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»(Евангелие от Матфея, 17, 9).

Знаете, как показывает практика, люди не изменились за эти два тысячелетия: как когда-то Апостолы внутренне ждали подтверждения Божественности Своего Учителя, так и сегодня многие в душе верят во Всемогущую Силу Божию, но все-таки мечтают, возможно, интуитивно узнать подтверждение этому. Именно такой силой убеждения обладают слова священников. Подтверждение тому – особо сосредоточенные лица прихожан во время проповеди. Примером тому могут стать и многие православные книги. Вспоминается случай, когда в газетном ларьке на перроне подмосковной электрички в соседстве с развеселой братией светских глянцевых журналов и книг вдруг замечаю книгу архимандрита Тихона Шевкунова – настоятеля Сретенского монастыря, «Несвятые святые». С удивлением спрашиваю продавца: «И как же продается эта православная книга, к тому же цена у вас не маленькая – 400 рублей?». «Берите, берите, эта на сегодня последняя. Завтра в два раза больше заказала, разлетается, знаете, как горячие пирожки. Даже сама читать стала – удивительные события происходят у этих верующих! Не захочешь да поверишь, что Бог есть».

Для нас важно понимать и вторую часть этого великого праздника – Преображения Господня: не только Христос показал ученикам, что Он Господь наш, но и дал знак нам всем о будущем преображения всего мира и человека. И такое время непременно наступит, когда на земле будет уничтожено зло и «будет Бог все во всем» (Послание 1 Коринфянам, 15, 28).


Рецензии