19 августа Преображение Господне
Этот день удивительно образно описал в рассказе «Яблочный Спас» Иван Шмелев: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него на душе – доныне… Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки… В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение».
Произошло это евангельское событие – Преображение Господа нашего Иисуса Христа, более двух тысяч лет назад. Апостолы – близкие ученики Его, с самого начала не столько знали, сколько чувствовали, что Иисус из Назарета – Бог. Однако осознать до конца всю Божественную сущность своего Учителя они еще не могли. Но Христос знал, когда и как завершится Его земной путь и что последует за этим. Поэтому Он начал готовить учеников к Своему Воскресению ещё до Своего распятия…
Незадолго до крестных страданий, Спаситель с тремя ближайшими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром – поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. Во время молитвы ученики с величайшим изумлением увидели, как Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Евангелие от Матфея, 17, 1). В это же время явились пред ними два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия – мир живых. Они беседовали с Иисусом о страданиях и смерти Христа на Голгофе. А в конце пребывания на учеников сошло светлое облако, из которого раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» (Евангелие от Марка, 9, 7). Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив – их души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия Иисус обратился к ученикам с просьбой никому об увиденном не рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»(Евангелие от Матфея, 17, 9).
Знаете, как показывает практика, люди не изменились за эти два тысячелетия: как когда-то Апостолы внутренне ждали подтверждения Божественности Своего Учителя, так и сегодня многие в душе верят во Всемогущую Силу Божию, но все-таки мечтают, возможно, интуитивно узнать подтверждение этому. Именно такой силой убеждения обладают слова священников. Подтверждение тому – особо сосредоточенные лица прихожан во время проповеди. Примером тому могут стать и многие православные книги. Вспоминается случай, когда в газетном ларьке на перроне подмосковной электрички в соседстве с развеселой братией светских глянцевых журналов и книг вдруг замечаю книгу архимандрита Тихона Шевкунова – настоятеля Сретенского монастыря, «Несвятые святые». С удивлением спрашиваю продавца: «И как же продается эта православная книга, к тому же цена у вас не маленькая – 400 рублей?». «Берите, берите, эта на сегодня последняя. Завтра в два раза больше заказала, разлетается, знаете, как горячие пирожки. Даже сама читать стала – удивительные события происходят у этих верующих! Не захочешь да поверишь, что Бог есть».
Для нас важно понимать и вторую часть этого великого праздника – Преображения Господня: не только Христос показал ученикам, что Он Господь наш, но и дал знак нам всем о будущем преображения всего мира и человека. И такое время непременно наступит, когда на земле будет уничтожено зло и «будет Бог все во всем» (Послание 1 Коринфянам, 15, 28).
Свидетельство о публикации №217101401298