4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы

Последний из великих праздников перед Рождеством Христовым является Введение во храм Пресвятой Богородицы, празднуется он обычно 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому стилю). Может показаться непонятным, почему частному событию из жизни Божией Матери – поступлению в Иерусалимский храм - Церковь посвящает один из своих двунадесятых праздников?  Но это событие имело для Пресвятой Девы не меньшее значение, чем, например, крещение в жизни Христа. Оно настолько переменило дальнейшую жизнь юной Марии, что его можно назвать вторым Ее рождением для новой жизни – жизни, посвященной одному Богу.

Священное Предание  сохранило для нас рассказ как совершилось введение во храм Пресвятой Девы Марии. Праведные Иоаким и Анна – родители этой пресвятой Отроковицы, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Господь исполнил их просьбу, когда они уже были в преклонном возрасте, у них родилась Дочь. Святые родители решили выполнить свое обещание, и по исполнению Пресвятой Деве трех лет, они, собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, повели ее в Иерусалимский храм. Первыми в светлых одеждах шли непорочные девы, неся в руках восковые свечи и напевая псалмы. Слова их разносились далеко в чистом воздухе меж гор Палестины. Люди в пестрых плащах шли за ними, одежды их были бедны, а лица строги и прекрасны. Своих родных - дальних потомков царей и первосвященников, позвали Иоаким и Анна  в этот путь. А в середине, в сердце шествия шла трехлетняя Дева Мария. Тихо вели Ее за руки отец и мать. Три дня шли они по горным дорогам, провожая Деву  в Иерусалим, дабы Она была воспитана при храме.

Там встретил Отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких каменных ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое Святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. А старые священники ветхозаветной Церкви, много лет ожидавшие пришествия Мессии – Спасителя, шептали друг-другу: «Не на Ней ли сбудутся предсказания? Не Она ли – цель нашего ожидания? Не Эта ли будет Матерью Спасителя?»

В храме в этот праздник поется: «Водворили Тебя в Доме Господнем – воспитатися честно и приуготовиться Ему в Матери». Даже Ей, отмеченной еще до рождения волей Творца, должно быть «воспитаться и приуготовиться», чтобы суметь исполнить Свое Служение.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Отроковица Мария осталась в помещении для дев, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу. В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

В воспоминание события - Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм, христианская Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника уже в первые века нашей эры находятся в преданиях палестинских христиан. Там говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

А что же для каждого верующего представляет собой христианский праздник? Это, прежде всего, выход за пределы времени. Житейские заботы уходят, и наступает время тихого и безмятежного состояния Духа, углубившегося в Вечность. В этом смысл седьмого дня недели, названного Богом – покой. У евреев это суббота, у христиан - воскресение, в память Воскресения Христова. В этот день верующие призываются к внутреннему покою и миру души, чтобы животное состояние борьбы за существование уступило место тому, что нет у животных, а только у человека – возвышению Духа над временем и над пространством.

В воскресные и великие праздничные дни православные христиане стремятся не работать, а посвятить время духовной радости, молитве в храме или дома, помощи нуждающимся. А если великий праздник попадает не на выходной день недели, а на будничный,  и по гражданским законам необходимо пойти на работу? Постарайтесь создать в душе внутреннее состояние праздника, почитайте утром дома молитвы, поздравьте знакомых и расскажите им об этом удивительном дне, помогите сослуживцам и уже это одно создаст  вокруг вас  атмосферу радости, праздника, а  в душе – не взирая на все хлопоты, ощущение какого-то величественного покоя. С праздником вас!


Рецензии