Приближается Великий пост
Прощеное воскресенье
Промыслительно однако, что Великий пост всегда бывает весной. Как талая вода очищает землю и дает возможность пробиться через нее новой яркой зелени, так и пост, особенно Великий, к которому христиане всегда относились с большим вниманием и благоговением, помогает душе очиститься от застарелых скверн греха, и наполниться благодатной чистотой помыслов и дел.
Но все подвиги наши могут быть напрасными, если забудем, что предваряет Великий пост Прощеное воскресенье. Смирение – одна из основных добродетелей. Преподобный Иустин (Попович) говорил: «Смирение себя – это физический закон: смирение листа перед корнем, и корня перед землей, и земли перед солнцем». Празднование это установлено Святой Церковью в последнее воскресенье перед началом Великого поста. Обычай просить прощение своих грехов и другим прощать прегрешения берет начало в глубокой древности. Он перешел в нашу страну из восточных монастырей. Как иноки, так и миряне на Руси в Прощеное воскресенье в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения.
В начале ХVII века о чине прощения француз Маржерет, побывавший в России, пишет: «На масленице россияне … посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом. Встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуй»; другой отвечает: «Бог тебя простит» («Состояние Российской державы и Великого Княжества Московского с 1590 по 1606 г.» СПб.,1830, с.25-26).
Этот благочестивый обычай был для православных россиян как для крестьянина, так и для вельможи не просто данью церковной традиции, а искреннем движением души. Они помнили слова Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея. 6,14).
И сегодня в преддверии очистительных дней Великого поста нам особенно важно снять с души тяжесть обиды – ведь никакие краски духовных подвигов не будут сиять на душе, если там чернота гнева.
Что истинный подвиг в пост?
В первые дни Великого поста в нашем обществе: в офисе, в студенческой аудитории, просто у соседки на кухне и даже в СМИ идут разговоры о наступившем посте – это, конечно, радует. Но беда в том, что большинство их заканчивается тем, что превозносится «подвиг не вкушения мясной, молочной, рыбной пищи». Многие пытаются этому следовать.
Вспоминаются 90-е годы, когда был «разгул перестройки» и разброд в умах. Начали открываться Церкви, многие пошли в храмы, чтобы навести в душе своей порядок. Первый Великий пост в нашей среде таких неофитов был встречен с воодушевлением. Некоторые даже и хлеба белого не ели: «Что вы! В тесто же кладут яичный порошок!» Честно скажу, закончился такой пост для многих плачевно: у кого желудок заболел, кто бросил, не выдержав голодовки, а кто перессорился с родными – они же его за повижника – героя, не считали. Но более тяжкое духовное испытание досталось тем, кто до конца сдержал телесный пост – не вкушая скоромного. В глазах их так и светилось превосходство, а с уст временами срывались охи и ахи – как нелегко далось время поста. Грех гордости пышным цветом расцвел в этой душе.
Не голод, не отказ от некоторых видов пищи является главной целью поста. Его назначение в том, чтобы нравственно возвысить человека. Телесное очищение (то самое воздержание в еде) должно сочетаться со смягчением нрава нашего, искоренением греховных привычек, преображением души. Пост не мыслим без настоящего подвига милосердия и любви. «Что пользы, когда мы проводим пост без добрых дел? Если скажет иной: «Я постился всю четыредесятницу», - скажи: «Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее…», - говорил святой Иоанн Златоуст много столетий назад в одной из своих бесед.
В церковной традиции пост разрешается ослабить: беременным, кормящим матерям, больным, занятым тяжелым трудом, путешествующим. Лучше, конечно, взять благословение на пост у священника, возможно, на первых порах воцерковления испросить и послабление.
Можно и просто взять на себя испытание, скажем, не смотреть телевизор, или возложить на свою душу подвиг - не осуждать никого ни языком, ни в мыслях, находя всегда оправдания тем или иным проступкам других. Один святой сказал: «Пожалей и не осудишь».
Всего в году четыре поста. Самый длительный и строгий – Великий пост. Продолжительность покаянных дней составляет Святая четыредесятница, которая установлена Церковью в память о сорокодневном посте Самого Иисуса Христа перед выходом Его на проповедь к народу, и Страстная седмица – неделя строгого поста, посвященная памяти о страданиях нашего Спасителя.
Молитва и покаяние духовное во дни Великого поста особенно сильны были во времена Древней Руси, когда соблюдение устава и традиций церковных находились на должной высоте во всех слоях общества. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «На первой недели Великого поста шумная столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Все жители не производили ни продажи, ни купли, но неопустительно присутствовали за богослужениями, носили простую одежду. Все питейные заведения были закрыты вплоть до пасхальной среды. Страстная седмица проводилась еще строже. Некоторые, наиболее ревностные христиане во весь пост не вкушали ничего приготовленного на огне, довольствуясь сухоядением, другие принимали пищу только на закате солнца» («Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси», Изд. Московская Патриархия, 2000 г., с.20).
Впрочем, многие тяготы и подвиги человеку по плечу, если он знает ради какой цели они. А цель Великого поста – поистине Великая! Мы должны очистить свою душу и подготовить ее ко святому Дню Пасхи – Воскресению Христову, чтобы с обновленной душой и чистым сердцем встретить это Торжество из торжеств.
Свидетельство о публикации №217101401324