4 ноября - празднование Казанской иконы Божией Мат

На Руси многие образы написаны в честь Пресвятой Девы, большинство из них местночтимые святыни, а некоторые становятся общероссийскими, с которыми связана судьба и исцеление ран не только отдельного человека, а страны в целом. Именно такой является Казанская икона Божией Матери. В году ей посвящены даже два праздника: 21 июля по новому стилю (8 июля по старому стилю) отмечается день обретения иконы, а 4 ноября по новому стилю (22 октября по старому стилю) вспоминается избавление Москвы и России в 1612 году от иноземных захватчиков русскими ополченцами, в рядах которых находился чтимый ими Казанский образ Богоматери.
В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60000 русских людей были освобождены из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. А в 1579 году страшный пожар опустошил город. Занялось все во дворе стрельца Даниила Онучина, и от стрелецкой искры погорела вся деревянная Казань. После этих событий к девятилетней дочери стрельца Матроне Онучиной во сне пришла Сама Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в землю тайными христианами еще при татарском владычестве. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, не до детских снов было погорельцам. Но чудесное явление  повторилось трижды, тогда мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому, и девочка поведала ему о чудесном явлении. Все духовенство и множество народа пошло к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось, лишь когда принялась за заступ сама Матрона, икона открылась. Святой образ был необыкновенной красоты, ничуть не тронутый пожаром. Митрополит передал икону в руки особо уважаемому в Казани священнику, который поднял ее высоко и осенил на четыре стороны весь собравшийся народ. Этим священником был будущий Патриарх Московский и Всея Руси Гермоген. Он и описал случай явления Казанской иконы Божией Матери, а потом еще добавлял и добавлял рассказы тех, кому помог чудотворный образ.  Через десять лет на месте обретения иконы был основан женский монастырь, в котором юная Матрона приняла монашеский постриг и стала в последствии его настоятельницей.
На рубеже XV – XVI столетий закончилась династия Рюриковичей на сыне Иоанна Грозного – мягкосердечном Федоре Иоанновиче, который после себя не оставил наследников. На трон сел его родич – боярин Борис Годунов, с его пришествием начались ссоры да споры на Руси. Даже сама природа будто была против такого царя – в стране наступил страшный трехлетний голод. Быть может, потому и поверили многие беглому монаху Григорию Отрепьеву, назвавшемуся царевичем Димитрием, якобы вынужденному  тайно жить в Польше. Привел с собой Лжедмитрий и польские войска. Весной 1605 года Москва открыла ворота самозванцу, а уже через год, видя грабежи и разбой иноземцев, восстала столица против их власти, и убит в Кремле был Лжедмитрий. Избрали на царство князя Василия Шуйского. Но смутному времени  еще долгие годы не придет окончание.
В эти страшные для Руси времена на патриарший престол был избран семидесятилетний Гермоген, бывший в ту пору митрополитом Казанским и Астраханским. Власть нового царя слабела на глазах, люди до того обвыклись во лжи,  что перестали отличать добро и зло. Они то служили царю русскому, то переходили в стан тушинского вора – уже Лжедмитрия II. Бродили по стране отряды восставших крестьян, банды разбойников, казацкие отряды, поляки, что пришли с самозванцем, а бояре в Кремле все спорили. В 1610 году Василия Шуйского все-таки свергли и насильно постригли в монахи, а бояре вновь пустили в Москву польские войска. В эти дни Патриарх гневно обличает их, выступает за сплочение русского народа, рассылает грамоты по городам о сборе ополченцев во спасение Москвы, а значит и Руси в целом. Гермогена иноземцы не смогли заставить замолчать, сначала он был под домашним арестом, а потом его бросили в подземелье Чудова монастыря, где он в феврале 1612 года скончался от голода. Этот бесстрашный человек с великой любовью к Родине и  несгибаемой волей  к свободе так и не увидел плода своих дел.
Лишь 22 октября по старому стилю (4 ноября по новому стилю) Москва была освобождена от захватчиков войсками Минина и Пожарского. В рядах войск была чудотворная Казанская икона Божией Матери, которую когда-то впервые поднял на своих руках Гермоген. Эти дни историки считают концом смутного времени. Однако и сегодня то здесь, то там возникают локальные конфликты, готовые в любую минуту перерасти во всенародную драму, и вновь начать отсчет смутного времени. Чтобы впредь этого не произошло на нашей многострадальной земле, решено было отмечать 4 ноября праздник народного единства. Православный и государственный праздники корнями своими крепко переплетены, ведь Казанская икона  Божией Матери и ее глубокий почитатель Патриарх Гермоген стали тем стволом древа, на котором пышным цветом расцвело самосознание нашего  народа, что помогло Минину и Пожарскому собрать крепкое духом ополчение и освободить столицу. 
Та икона, что была при войске, два десятилетия хранилась в домовой церкви князя Дмитрия Пожарского. А в 1630 году для этого образа был построен на Красной площади величественный собор, но почти триста лет спустя в тридцатые годы XIX века богоборцы снесли его. Однако историки и архитекторы сумели в те атеистические времена снять и сохранить чертежи  храма, благодаря этим людям храм вновь восстановлен на прежнем месте, и 4 ноября 1993 года он был освящен.
Со дней смутного времени списки Казанской иконы Божией Матери почти всегда сопровождали русское воинство в самых сложных сражениях. В 1803 – 1811 годах в Санкт-Петербурге был выстроен один из красивейших храмов в честь этого чудотворного образа, а вдохновителем строительства стал генерал-губернатор города Михаил Илларионович Кутузов. В этот храм пришел он и отслужить молебен перед отъездом в действующую армию в 1812 году. В походе под шинелью носил фельдмаршал малый образок Казанской иконы Божией Матери. 19 октября 1812 года под самую Казанскую покинули французы Москву.
В благодарность за победу на поле брани строились храмы в честь чудотворного образа по всей матушке Руси, чтобы собирать под своими сводами верующих, вести Богослужения и воздавать в молитвах благодарение Господу Богу и Его Матери, святым не только за военные победы, но и победы над собственными недугами и страстями. Ведь истинное значение молитвы, о котором говорил преподобный Иоанн Лествичник – «молитва есть сообщение и соединение человека с Богом…».


Рецензии