14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы связан  с городом Константинополем-Царьградом, но возник он не в Византии, а на Руси, на нашей земле во Владимирско-Суздальском княжестве. В ХII веке установил это празднование в своих землях князь Андрей Боголюбский,  плененный повествованием о случившемся событии более двух веков назад со святым – его тезкой, Андреем юродивым. В 1165 году на водной границе своего княжества, возле тихой реки Нерли, поставил князь первый на Руси храм Покрова Пресвятой Богородицы. В дальнейшем появилось немало храмов, некоторые из которых можно назвать  поистине шедеврами древнерусского зодчества. Это и существовавший в Новгороде монастырь, так называемый Зворинский, и собор, построенный царем Иоанном Грозным, именуемый нами как храм Василия Блаженного. Все они посвящены Покрову Пресвятой Богородицы, что само за себя говорит об особой любви россиян к этому празднику, о постоянном обращении русского народа к заступничеству Божией Матери.
Началом этому торжеству послужило событие, произошедшее 1 октября по старому стилю (14 октября по новому стилю) 910 года в городе Константинополе, во Влахернском храме. Там хранились риза Пресвятой Девы, Ее головной покров и часть пояса, привезенные из Палестины еще в V веке. В то время Константинополь был осажден сарацинами. Горожане, возложив упование на Богоматерь, собрались в храме и молились. Во время всенощной храм был переполнен молящимися, и в четвертом часу ночи Святой Андрей, Христа ради юродивый, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу. Она вся была озарена невыразимым небесным светом и окружена ангелами и сонмом святых. Святой Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Закончив Свою молитву, Она сняла с головы покрывало и распростерла его над молящимися, защищая от врагов видимых и невидимых. Отсюда и произошло название праздника «Покров».
Святой Андрей с трепетом созерцая это дивное видение, спросил стоящего рядом ученика своего блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний отвечал: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Пресвятая Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое имя  и прибегающих к Ее заступлению. С тех пор Покров Божией Матери стал символом Ее заступничества и ходатайства за весь род человеческий.
А кто же был тот самый святой Андрей, которому выпало счастье лицезреть это видение? Почти полувеком ранее, в Константинополе, в доме вельможи Феогноста, появился новый раб, отрок-славянин. При крещении нарекли ему имя Андрей,  и он стал царедворцу не рабом, а воспитанником. Он был умен и тянулся к знаниям, Феогност уже было подыскал ему место дворцового писца, но однажды утром случилось невероятное.
Повар, встававший раньше всех, чтобы разжечь огонь в очаге, увидел Андрея в разодранных одеждах, в диком хохоте корчившегося и лепечущего несуразицу. Для лечения душевнобольного приковали к колоннам  церкви Анастасии, считая, что в него вселился бес. Но и там Андрей не опамятовался, а лишь корчился на цепи и обличал, проходящих, раздирая одежды свои. Опечаленный Феогност, махнул на сумасшедшего рукой и велел снять его с цепи. Так бродил с тех пор Андрей по городу, говорил бессвязно о грехах граждан, о грядущей гибели Константинополя, жил подаянием, а ночами молился на паперти Влахернского храма о тех, кто гнал и бил его нынче днем, кто смеялся над ним, и о всех горожанах.
Не безумцем – живым укором очерствевшим сердцам, молчаливым криком о милосердии, испытанием совести великого города – вот кем стал несостоявшийся дворцовый писец. И совсем он не лишился ума, а было Андрею видение, Сам Господь Иисус Христос призвал его на горький подвиг юродства.
Это повествование о празднике и судьбе славянина на чужбине, ставшего святым, так, должно быть, поразило князя Андрея Боголюбского, что он велел отмечать этот праздник и начал строительство храмов в честь удивительного события, произошедшего несколько веков назад.


Рецензии