Музей-пансионат русского народного быта

     Один из иностранных путешественников – Клиффорд Саймак, побывав в русской избе,  сказал, что через 100 лет люди будут входить в эти дома с таким же благоговейным чувством, с каким входят в нынешние музеи. Для них это будет как одна из ступеней на пути к лучшей, более полной жизни.

    И его слова оправдались. Сегодня тысячи туристов посещают деревни-музеи такие, как  Хохловка на Урале; экскурсанты с огромным интересом рассматривают предметы деревянного зодчества и крестьянского быта на русском Севере; ученые-этнографы и музейные работники забираются в самую глушь Сибири и Урала, чтобы своими глазами увидеть красоту и гармонию народного быта, который еще сохранился в селениях староверов.

    В нашей стране сегодня существует множество музеев, которые либо полностью соответствуют данной тематике, либо имеют посвященные ей разделы экспозиции. Нам бы хотелось вынести на обсуждение музейной общественности свою идею по созданию музея – пансионата русского народного быта.

    Возникла эта идея неслучайно, несколько лет назад наша семья из-за болезни сына вынуждена была прожить два года  на маленьком затерянном среди уральских лесов хуторке - Шулаи. Здесь, в бывшей Пермской губернии, жили когда-то мои прадеды, и я с детства слышала от бабушки рассказы о раздольных  уральских просторах, студеных реках, богатых малиной и грибами лесах, но бывать здесь раньше не приходилось. Если бы не сохранившиеся в памяти с детства  фамилии родственников, живших когда-то в этих краях, нам бы не продали дом в Шулаях, так как живут здесь кержаки-старообрядцы, которые ревностно охраняют свою маленькую общину от влияния современного, по их мнению, безбожного мира.

     Прожив эти годы в Шулаях,  мы будто  бы побывали в далеком  прошлом, по крайней мере в ХVIII – ХIХ веке, во времена русской крестьянской общины. Нам – горожанам, эта жизнь, наполненная физическим трудом (мы практически вели натуральное хозяйство, так как до ближайшего магазина - 7 км), гармоничным общением с миром природы, знакомством с людьми по детски чистыми душой, которые сверяют свою жизнь во многом с вековыми традициями и  патриархальных взглядами, показалась удивительно многогранной, радостной, умиротворенной.

   И летом, и зимой к нам приезжали погостить наши родственники и друзья. Все каникулы жили племянники – школьники. Наши гости здесь отдыхали душой, а вместе с тем знакомились с народным крестьянским бытом («радостей» цивилизации в Шулаях было  мало), с основными ремеслами поселянина, с полевыми работами и с прекрасным миром Божиим. Создали мы совместно и свой мини-музей, собирая  старинные предметы домашнего обихода, которые не только гармонично вписывались в интерьер горницы или мастерской, создавая атмосферу старины, но и помогали  на основе их   создавать  новые, необходимые в хозяйстве вещи.

   В те годы и зародилась мысль организовать музей – пансионат русского народного быта, чтобы знакомить россиян и зарубежных гостей с русской историей через активный отдых, дать возможность воочию увидеть и окунуться в ту атмосферу  народной жизни, где формировался русский характер, возрастала душа.
  Конечно, построение такого поселения-музея возможно не по мановению волшебной палочки, а лишь благодаря упорному, кропотливому труду. Разрабатывая концепцию создания музея-пансионата, мы предполагаем построить его в экологически чистом живописном месте – в одном из районов, прилегающих к Золотому кольцу, где  есть еще живительная вода родников и чистый воздух   полей и лесов, где сама земля дышит многовековой историей. Вначале планируется построить небольшой хутор на 3 – 5 домов с подворьями. Каждая изба  состоит из двух половин, в одной живут поселяне – работники музея-пансионата, а в другой – семья гостей – отдыхающих. В русском народном стиле выполнено убранство изб, одежда, орудия труда и т.д. Вместе с необходимыми предметами быта будут присутствовать и настоящие музейные экспонаты прошлых веков, создавая колорит прошлой эпохи, знакомя с истинными предметами старины.

    Каждая семья отдыхающих не просто гости, а хозяева отдельной половины в избе и небольшого хозяйства (все дела гостей идут, при необходимости, с  помощью хозяев). Именно аспект трудового познания старины создает особое эмоциональное настроение. Только попробовав самим испечь душистый каравай в русской печи, надоить молока, накосить травы и т.п. – можно почувствовать, что  провел несколько дней  в далеком прошлом.

    Воскресный день встретят гости и хозяева на литургии в близлежащем  храме. Проведение православных праздников будет созвучно  русским народным традициям. Основой такого поселения должно стать живое человеческое общение. Каждый вечер гости и хозяева собираются совместно вечерять, где обсуждаются дела текущие и намечаются планы на ближайшие дни. Отдыхающие знакомятся с народным рукоделием. Домой каждый сможет увезти не только видеофильм, скажем, или фотографии, но сплетенную самим корзинку, вышитую салфетку, выструганную ложку – словом, все то, что выберет душа и фантазия из многообразия народного декоративного творчества. За работой, особенно в долгие зимние вечера, под треск березовых поленьев в печи звучат песни, побывальшины, рассказы о старине.

    Мы думаем, что проведя пусть несколько дней в обстановке русского народного быта, посещая храм, в меру работая на подворье, участвуя в традиционных русских праздниках и вместе с тем гармонично общаясь с прекрасным миром природы – гости  смогут не только окунуться в атмосферу прошлых столетий, но  и окрепнуть физически и духовно.

    Возможно, наша идея и не совсем нова, во многих странах мира есть парки-музеи. Например, в Японии экскурсанты одного из национальных парков могут как любоваться красотами ландшафта и строениями, выполненными в национальном стиле, так и общаться с ручными  животными. Японцы считают, что человек, особенно ребенок, лучше воспринимает информацию через соприкосновение, а не слух или зрение. Наверное, с этих позиций на зимних  олимпийских играх в Солк Лейк Сити были организованы уголки, где можно было пусть не скатиться с горы, но хотя бы покатать сани, посмотреть на них вблизи.

    Мы надеемся, что и наша идея создания музея-пансионата русского народного быта будет жизнеспособна. Всем, кого заинтересовал данный проект,  предлагаем написать нам, так как концепция находится еще в стадии «шлифовки»  и Ваши предложения, замечания могут пригодиться. А главное - общение с единомышленниками всегда интересно.
   
    С уважением, Ольга и Алексей Медведевы
    (Статья вышла в журнале «Мир музея» за 2001 год)


Рецензии