Граф Криптограф

Когда я шел на учёбу без братьев С., то успевал прийти чуть ли не самым первым. Парты были составлены вместе длинными рядами. Сначала я сидел, где попало, но постепенно сместился на первый ряд. Так было удобно слушать, никто не отвлекал. Мне нравилось учиться. Я как будто снова в школе, которая продолжает сниться. Просыпаюсь, и очень обидно, что это было не по-настоящему.

Мне любопытно всё, даже немецкий язык, с которым я схватываюсь, каждый раз как охотник с медведем, и неизвестно кто победит. Но особенно я люблю историю Древнего мира (да, именно, почему-то с большой буквы). Я сижу в библиотеках и читаю так много, как никогда в жизни.

Я стараюсь отвечать на каждом семинаре, и, если знаю ответ, всегда поднимаю руку. Это постепенно начинает раздражать моих однокурсников, которые заводят порочную систему подготовки: каждый готовит какой-то один вопрос и именно на него и вызывается отвечать. Понимаю, так легче. А я нарушаю всю систему, я вызываюсь отвечать на любые вопросы, если же меня не вызывают, я дополняю, уточняю, задаю вопросы. Учёба для меня азартная игра, где надо играть по правилам, иначе - неинтересно. Каждый верный ответ – мой выигрыш. А для моих одногруппников, каждый мой ответ, – испытание терпения, новый вдох в шарик злости, который всё растет и растёт, я для них ботаник, выскочка и зазнайка.

Мне уже советовали несколько раз забыть фразу: «Как вы этого не читали? Не может быть! Но это обязательно надо прочесть!» и «Это же элементарно, как можно этого не знать!» Советовали, да я не услышал.

Я ищу в истории ответ на загадку, почему человечество такое, какое оно есть (со всеми войнами, диктаторами, мракобесием и непониманием очевидного), а разгадка совсем рядом в людях, которые меня окружают, они стремятся к комфорту, а я этот комфорт разрушаю, они хотят получить диплом, я – знания, они хотят покоя, развлечений, счастья здесь и сейчас, а я рвусь в будущее. Это разные системы ценностей и взгляда на мир. И так было, как мне кажется, во все времена, были такие как я и были такие как они. И таких, как я, всегда было меньшинство, а таких, как они, всегда большинство.

И ничто не могло остановить нас от скатывания к ненависти и войне. Разве что хорошие педагоги, но у наших преподавателей свои заботы, они живут на другой планете и просто иногда прилетали к нам прочесть лекции.

Конечно, были на курсе и такие, кто старался не встраиваться в систему, но и не противостоял ей, а тихонечко себе учился в сторонке. Они, кстати, в конце концов, потом и поступили в аспирантуру.

После первой сессии курс сильно сократился. Тогда институт не так сильно зависел от количества студентов, финансировали учебные заведения по другим критериям, никого не тянули за уши, всё решали оценки.

Со мной рядом сидит Миша, а с другой стороны Марина. Вместо лекции Марина пишет стихи, осенью у неё свадьба. Марина подсовывает мне тетрадку с просьбой подобрать рифму. Не понимаю, как можно на лекции сочинять какой-то посторонний текст, а больше того, как можно кого-то просить помочь тебе дописать твое стихотворение? Но я не отказываю, я успеваю всё, и рифму подобрать и лекцию записать. Потому что, в основном, я лекции не записываю, я их зарисовываю, мои лекции это рисунки, таблицы, схемы, имена, знаки, символы, когда я открываю свою тетрадь с конспектами я вижу картинку, она словно объемная, многозначная, наполненная несколькими слоями информации. Я так привык со школы, спасибо нашему классному – учителю истории Алексею Петровичу. Это помогает мне записывать лекции быстрее в несколько раз, чем при обычном письме, это - раз, это развивает нестандартное мышление, это - два, и это письмо защищено от посторонних, это - три. Третий пункт для моих одногруппников, которые пару раз брали у меня лекции и потом теряли, теперь же, даже если у меня просят списать лекции, я показываю тетрадь, озадаченный проситель чешет голову и возвращает мне мою клинопись. Сначала одногруппники думали, что это я так выделываюсь, но когда я ответило пару раз на отлично используя свои иероглифы, все окончательно поняли, что я им чужой на всю голову.

У этой медали, была, конечно, и обратная сторона. Если я пропускал занятие, я не мог попросить у кого-то переписать лекцию, и приходилось рыться в библиотеке, самому изучать тему. А после того, как Марина вышла замуж, а Миша взял академ, я остался один на один с моим курсом.

Сергей Решетнев ©


Рецензии