Прерванный полёт ркиига
Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола (РКИИГА) (ул. Ломоносова 1, Рига) входил в систему учебных заведений гражданской авиации СССР. Другими однотипными ВУЗами являлись Киевский институт инженеров гражданской авиации (КИИГА) и Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА).
В 1992 году РКИИГА был переименован в Рижский авиационный университет (РАУ). В 1999 году решением Кабинета Министров Латвии был ликвидирован. На остатках базы университета были созданы Институт транспорта и связи и Авиационный институт при Рижском техническом университете.
С 1961 по 1988 год студентами института спроектированы и построены самолёты, вертолёты, автожиры и аппараты на воздушной подушке. В 1964 году в институте было организовано студенческое конструкторское бюро СКБ РКИИГА.
Далее из журнала «Класс» (Латвия) за май 2009 года статья Элины Чуяновой «РКИИГА, или прерванный полёт»
Старейший в мире авиационный институт, которому в эти дни формально исполняется девять десятков, вполне мог бы дожить до столетия и пережить его, во многом оставаясь первопроходцем подготовки технических авиационных специалистов. С одним лишь условием: если бы он находился... за пределами Латвийской Республики.
Увы, история не имеет сослагательного наклонения. И вся биография некогда большой страны, в одночасье распавшейся на куски, как в зеркале, отразилась в судьбе славного вуза. Осколки разбитого стекла, поранившие многие судьбы, можно почистить и подшлифовать, но собрать в единое полотно уже невозможно. Что же, значит, так тому и быть.
В канун юбилея постараемся взглянуть на прошлое беспристрастно, вспомнив взлеты и падения знаменитого института -- этапы его большого пути. А поможет нам в этом Владимир Захарович Шестаков -- многолетний проректор РКИИГА по учебной работе, а ныне профессор авиационного института РТУ. Сам он закончил механический факультет РИИ ГВФ в 1963 году, и аспирантуру первого гражданского набора -- в 1967-м.
Владимира Шестакова по праву можно считать летописцем и хранителем традиций РКИИГА-РАУ. Только что вышла третья его книга, посвященная родному вузу – «Хроника катастрофы Рижского авиационного университета». До этого были: «Рижский авиационный университет. 1919-1999” и «История развития авиационной науки в Латвии» (в соавторстве с Р.И.Виноградовым). Не скрою, название последней упомянутой книги завораживает и восхищает. Сегодня, когда наша страна напоминает большой хутор, где нет места ни наукам, ни производству -- кроме сметаны и пива, -- само сочетание слов «авиационная наука в Латвии» кажется фантастическим. А ведь за словами стояло дело, да еще какое!
Дорижский период
РАУ является преемником и продолжателем истории целой плеяды учебных заведений, судьба которых и составляет его ИСТОРИЮ. Все началось с приказа военного Комиссариата Украины от 24 мая 1919 года об открытии в Киеве Школы авиационных техников-механиков. Эта дата стала точкой отсчета, рождением старейшего авиационного технического учебного заведения.
А в Киеве базой для школы стали авиаремонтные мастерские и школа летчиков-наблюдателей Киевского политеха, где был организован один из первых в России авиационный кружок. В него входил знаменитый позже авиаконструктор И.Сикорский -- создатель первых российских тяжелых самолетов, а впоследствии – «отец» вертолетостроения в США, а также прославившийся летчик Н.Нестеров, который первым в мире выполнил «мертвую петлю» и воздушный таран. А одним из вдохновителей этого кружка был профессор А.Кудашев, имеющий прямое отношение к зарождению авиации на латвийской земле. К началу Первой мировой войны Кудашев уже стал автором трех самолетов и оригинального дугового шасси, а в Риге он некоторое время возглавлял авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода, где спроектировал и построил несколько самолетов.
Первоначально школа готовила спецов всего шесть месяцев: время было суровое, межвоенное, кадры нужны были срочно. Так сложилось, что до начала 1940-х школа многократно переезжала: сначала в Москву, оттуда в Петроград. Учебное заведение рождалось в муках: тяжелые бытовые условия, нехватка средств, постоянные перемещения кадров. Наконец, в августе 1923-го состоялся первый полноценный выпуск техников-механиков, обучавшихся четыре года. Начали появляться учебники, специально оборудованные классы, учебные аэродромы, научные лаборатории. Преподавательский состав пополнялся выпускниками ВВА им. Жуковского. Многие из них стали выдающимися учеными, в том числе профессоры Б.Горощенко и Г.Бураго, по учебникам которых занималось не одно поколение студентов-механиков. К началу 1930-х школа превратилась в базу по формированию целой сети авиационных вузов. Ее знали не только в СССР, но и за рубежом: именно в те годы здесь начали готовить авиаторов для других стран. К 1934 году при школе открылись годичные Курсы усовершенствования технического состава, и когда число их слушателей превысило количество курсантов школы, ее переименовали в курсы. Пришлось перестраивать учебный процесс под широкий набор специальностей -- для авиаинженеров и борттехников, преподавателей и инструкторов, диспетчеров и лаборантов. Курсы прямо на глазах превращались в кузницу авиатехнических кадров.
Во время войны курсы были эвакуированы на Урал, под Магнитогорск. Девизом эти лет стал лозунг «Все для фронта, все для победы». Поразительно, но в столь жесткое время изобретатели курсов ухитрились подать несколько тысяч рацпредложений! В 1941 году из 1126 было реализовано 688, в 1942-м из 1734 реализовано 1320, в 1943-м из 1507 -- 1073!
К 25-летнему юбилею в 1944 году деятельность многих сотрудников курсов была отмечена высокими правительственными наградами, а сами курсы награждены орденом Красного Знамени, долгие годы остававшимся на знамени учебного заведения. Это была высокая оценка уровня подготовки специалистов, что дало стране многих выдающихся личностей. Среди них -- выпускники разных лет: знаменитый летчик В.П.Чкалов (1922), герой Советского Союза № 1 – А.В.Ляпидевский, герои Советского Союза Г.Ф.Байдуков, И.П.Мазурук, В.К.Кокинаки, Н.П.Каманин.
Рига авиационная...
Сразу же после Победы, в июне 1945-го, созданные на фундаменте курсов Ленинградские военные авиационные училища под № 1 и № 2 были передислоцированы в Ригу и уже здесь преобразованы в Рижское Краснознаменное высшее инженерно-авиационное военное училище (РКВИАВУ). Восхождение вуза было стремительным. Уже к 1949 году все подразделения были укомплектованы, создавались новые лаборатории, учебно-производственные мастерские, кабинеты и кафедры, организован специальный аэродром и радиополигон. Учебное оборудование включало в себя как простейшие наглядные пособия, так и технически сложные научные установки, испытательные стенды, аэродинамические трубы с весовым оборудованием. Учебные корпуса училища въехали в бывшие казармы царской армии, а на месте старой полковой церкви прямо по улице Ломоносова вскоре появился Дом культуры. С этих зданий в 1960 году начинался РИИГВФ (Рижский институт инженеров гражданского воздушного флота), позже переименованный в РКИИГА (Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации). Именно на послевоенное советское время приходится поступательное развитие вуза, его расцвет. Лаборатории и учебная база оснащались по последнему слову профильной техники. Производственную практику студенты проходили на самолетостроительных, авиадвигателестроительных и авиаремонтных заводах большой страны. С 1960 по 1992 год РКИИГА выпустил более 25 тысяч специалистов гражданской авиации, среди них -- сотни представителей 80 стран Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В любой точке мира можно найти выпускника РКИИГА. А к началу 1980-х свыше 50% преподавателей нетехнических кафедр (общественных наук, иностранных языков и др.) РКИИГА имели ученые степени и звания. На технических кафедрах эта цифра доходила до 75-80% ! Из года в год росло и количество выпускников, защищающих дипломные работы на «отлично» и «хорошо». Профессиональная подготовка свыше 60% выпускников оценивалась как отличная. Более 40 выпускников защитили докторские диссертаци.
Многочисленная профессура вуза была в тесном контакте с крупнейшими авиационными научными центрами и КБ. Ученый состав РКИИГА-РАУ всегда был в курсе новейших достижений авиационной науки и техники, поскольку во многих разработках участвовал сам. Так, за пионерские разработки по созданию аппаратуры для определения толщины морских льдов М.Финкельштейн, В.Глушнев и Э.Лазарев (ФАРЭО) в 1985 году были удостоены госпремии СССР. Среди успешных работ: «Разработка и исследование навигационных тренажеров» (А.Флеров), «Совершенствование методов технической эксплуатации авиационного оборудования» (А.Зубрилов, В.Приданов), «Повышение качества связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств» (В.Ходаковский). Полученные результаты по каждому из этих и других направлений были исключительно значимыми для авиации.
Научные работы и экспериментальные исследования на кафедре теории авиационных двигателей проводились по договорам с ведущими авиадвигательными фирмами СССР на уникальных установках. Профессор кафедры Александр Клячкин раз в пять лет организовывал на базе РКИИГА Всесоюзные лектории по перспективам развития авиации с участием ведущих специалистов самолетных, вертолетных и авиадвигательных КБ, ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ и других организаций. На лекториях выступали генеральные конструкторы: М.А.Френкель, Гущин, Г.В.Новожилов, О.К.Антонов, П.А.Соловьев, главные конструкторы А.А.Туполев, В.Я.Яковлев и другие. На базе кафедры регулярно проводились всесоюзные семинары по программам «Горение в потоке» и «Аэроупругость».
Все это в комплексе обеспечивало солидный уровень подготовки специалистов и высокий рейтинг вуза во всем мире, а его участие в Международной организации гражданской авиации ICAO лишний раз подчеркивало мировое признание его дипломов.
Студенты активно участвовали не только в научной, но и в общественной жизни института. В РКИИГА была уникальная команда КВН, которая в 1969 году вырвалась на первое место в Союзе, обогнав Московский Горный институт. Были студенческие стройотряды, пионерский лагерь, база отдыха. Замечательные вечера отдыха устраивались в Доме культуры.
Но вот грянула перестройка с перестрелкой...
Крутое пике
В эти праздничные дни о грустном совсем не хочется. Тем более, что каждый, кто застал эпоху ренессанса и декаданса легендарного института, располагает собственной версией происходившего. Ну а если обобщая... Да, большая страна развалилась на куски, а РАУ (в новое время уже Рижский авиационный университет) застрял в руинах на несколько смутных лет -- с тем, чтобы в конце концов оказаться погребенным под обломками. Да, независимая Латвия не смогла рационально распорядиться таким богатством -- как не сумела она переварить могучее советское наследство в виде заводов и фабрик. Да, «совдеповского» имущества в Латвии хватило на личное обогащение сотен и тысяч счастливых людей, оказавшихся в нужное время в нужном месте. Растащить -- не проблема, проблема -- сохранить. Буквально накануне 80-летнего юбилея (1999) РАУ был ликвидирован.
-- Однако по объемам материально-технической и учебно-методической баз и их значимости, имевшемуся в наличии профессорско-преподавательскому составу РАУ был столь велик, что всего этого хватило на организацию более десяти учебных заведений разного статуса: лицеев, колледжей, высших школ, институтов и даже академии, -- говорит биограф РАУ, профессор Шестаков. -- Львиная доля досталась и госвузам -- Латвийскому и Техническому университетам.
И все же, что явилось главной причиной ликвидации вуза?
-- Правящим кругам Латвии было невыгодно, чтобы в стране оставался крупный авиационный центр с очень ярким «военным» прошлым, вокруг которого концентрировались силы, пытавшиеся противопоставить националистам свои сдерживающие аргументы.
Первые призывы к ликвидации вуза появились в период выборов в Верховный Совет Латвии, когда основная борьба за депутатские мандаты шла между НФЛ и Интерфронтом. Активное участие руководителей РАУ в этих процессах не оставляло вузу ни одного шанса на благополучный исход.
-- Но ведь РАУ мог приносить стране реальную прибыль как институт, специализирующийся на подготовке авиаинженеров!
-- Я всегда говорил, что самый лучший вариант -- это сохранение за РАУ статуса международного вуза. Когда в Латвии начали внедрять западную, многоступенчатую, концепцию высшего образования, наш вуз не потерялся бы на этом поле. Более того, в институте существовала практика ежегодного пересмотра учебных программ -- согласно новейшим достижениям авиационной науки и техники. Подготовка авиаспециалистов всегда требовала отслеживать уровень научно-технического прогресса, ведь отрасль постоянно и динамично развивалась. Поэтому мы были жизнеспособны и устойчивы к любым переменам и требованиям. Но сложилось так, как сложилось...»
Из газеты "Вести сегодня" от 18.04.2000 года статья
С рижским дипломом хоть куда!
«Ваш ВУЗ аккредитован» - таков главный смысл телеграммы, присланной Международной организацией гражданской авиации ICAO в адрес Рижского института транспорта и связи. ICAO также включила ВУЗ в список учебных заведений, чьи дипломы признаются во всех 180 странах, входящих в эту международную организацию. Таким образом, созданный на базе ликвидированного Рижского авиационного университета Институт транспорта и связи подтвердил верность лучшим традициям своего именитого предшественника.
Воспоминания о студенческих годах в РКИИ ГА постараюсь разместить в следующих материалах.
Я не летописец Нестор. Это будут личные впечатления о прожитом.
Буду рада, если и наши выпускники не останутся равнодушными и напишут об интересных ситуациях и не менее интересных людях, своих современниках.
Можно в стихах, можно в прозе.
Всем здравия.
Могилёв Беларусь октябрь 2017
Немного исторической хроники об истории РКИИ ГА можно посмотреть по ссылке
https://ok.ru/video/88431987345
Свидетельство о публикации №217101401485