Кузнечных дел мастер

Знакомьтесь: Алексей Витальевич Федотов – потомственный кузнец, а сегодня директор собственной Ножевой Мастерской. Но кузнечное мастерство не бросил, несмотря на занятость руководством фирмой. Почти ежедневно переодевается, разжигает горн и куёт клинки. Да не простые клинки, а такие, которые во всём мире способны ковать лишь несколько человек.
«Эка, ты, автор, хватил! – скажет читатель, - так уж и в целом мире никто такие клинки ковать не умеет?»
Что ж, друзья, лучшее доказательство справедливости моих слов это рассказ об уникальном способе ковки. Шёл к нему наш герой Алексей Витальевич несколько лет. Изучал техническую литературу, интернет, осваивал уникальную технологию ковки, делал различные приспособления и экспериментировал, бесконечно экспериментировал.
Есть такой способ ковки клинка, который получил название многослойная ковка. Представьте, кованую стальную пластину, толщиной 1,5-2 мм. Назовём её центральной пластиной клинка. К ней с обеих сторон можно приковать другие стальные пластины, либо по одной пластине с каждой стороны из композитной стали – Дамаск. Получается такой слоёный «пирог». Потому и способ ковки называется многослойным.
Этот способ всем известен. Ножевых дел мастера куют такие клинки давно. А вот, если центральную пластину клинка оставить стальной (другой она и не может быть, потому что именно она выполняет режущую функцию ножа), но обкладки её выполним из цветных металлов! В Павлове большинство людей с техническим образованием и они воскликнут, что сталь с цветными металлами сковать нельзя. И будут правы! Но нельзя их сковать в обычных условиях. Потому мы и пишем эту статью об уникальном кузнеце, сделавшем невозможное возможным!
Не стану вас утомлять техническими терминами и рассказывать о технологии ковки. Она не нова, в литературе описана, но соблюсти её сложно. Однако и об этом говорить не будем. Скажем вот о чём: о мокумэ. Непонятное слово сие означает всего-навсего композитный кованый материал, состоящий из цветных металлов. То есть, кузнец берёт пластины латуни, меди, титана, никеля и расковывает их в одну общую пластину. Было много пластин, стала одна пластина. Металлы в ней перемешались, образовав интересный хаотичный рисунок, хорошо видный на её поверхности. Опять-таки оговорюсь, что сковать пластину из цветных металлов в обычных условиях не получится. Технология ковки требует создания особых условий, но не будем вдаваться в подробности, как договорились выше.
И так, пройден первый этап сложнейшей, трудоёмкой, дорогостоящей ковки – получена пластина мокумэ. Дальше ещё сложнее: надо мокумэ приковать к стальной центральной пластине. И это достигнуто трудом и упорством нашего мастера, кузнеца-творца, кузнеца новатора! Смотрите, уважаемый читатель, фотографии. Они красноречивее говорят о достигнутом успехе, чем слова текста статьи.
Неискушённый читатель, равнодушный к ножевой продукции, скажет: «И что? Зачем это нужно? Для чего потрачено столько времени, сил, денег?» Отвечаю, друзья: это высший пилотаж кузнечного мастерства! В каждом ремесле есть вершина творчества, к которой мастер идёт шаг за шагом, преодолевая скользкую ступень за ступенью шаткой лестницы этого крутого, тяжёлого подъёма. Не каждый дойдёт. А тот, кто доберётся до вершины, не успокоится, если он настоящий мастер, ибо увидит новую вершину в плотном тумане, пока совершенно неизведанную и непознанную, но обязательно увидит! В овладении любым ремеслом нельзя останавливаться на достигнутом уровне. Мастерство требует постоянного совершенствования.
Есть и практическое значение такой ковки. Как видим, мокумэ покрывает большую часть центральной стальной пластины клинка, предохраняя её от коррозии.
Слава нашим Павловским кузнецам-молодцам! Нам есть, кем гордиться!

24.09.2017. Алексей Панов.


Рецензии
Так вы там работаете? Интересное дело, должно быть.

Статья хорошо написана, завлекательно.

Михаил Роуз   26.06.2018 21:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.