Троцкий и Сталин

Троцкий и Сталин. Война шпаги и маски

Начать следует с беспристрастного заявления - Сталин и Троцкий были гениями. Да, были, но… каждый в своей области. Поэтому так трудно было им понять друг друга, что и привело, в конечном итоге, к роковому разрыву.

Я не хочу описывать здесь все перипетии отношений этих людей. Тем более, что, хотя речь и шла между ними о власти, тем не менее, политические фигуры Сталина и Троцкого были такого уровня и масштаба, что власть была для них не самоцелью (как для многих других, более простых людей, одержимых  «эгоистичным геном»), а инструментом для воплощения идей.

Разногласия между Троцким и Сталиным  носили не склочный местечковый характер – это была борьба идей, выразителями и символами которых они и стали. Власть ни для одного из них никогда не была чем-то самодовлеющим.

Когда в России свершилась Октябрьская революция, Троцкий и Ленин стояли на строго марксистской позиции «перманентной революции». Ее суть заключалась в марксистском тезисе, гласившем, что социализм невозможно построить в некоем отдельно взятом государстве. Это невозможно сделать по объективным соображениям - из-за враждебного окружения агрессивных капиталистических стран. Маркс считал, что, прежде чем с помощью насилия устанавливать социализм в одной стране, следует перед этим ИЗМЕНИТЬ ОБЩИЙ КОНТЕКСТ – то есть всю среду.

Для этого необходимо долгое время, систематически и планомерно вести подготовительную  предреволюционную работу. Рабочие всех стран должны делать свой посильный вклад в постепенное изменение этой среды. Например, объединяться с помощью общего мировоззрения, заниматься самовоспитанием и просвещение других, овладевать навыками социального строительства и… разрушать капитализм.

Капитализм должен постепенно распространиться по всему миру (стать глобальным), что будет означать, что он вошел в последнюю фазу развития. После этого будет осуществлен переход к социализму, структура которого уже, практически, готова.

В связи с этим учением, бОльшая часть русской революционной интеллигенции, проживающей, в основном, за рубежом, полагала, что до революции еще далеко, а пока следует ждать и довольствоваться малым, занимая в существующем режиме роль систематических критиков и системной оппозиции. Главную свою задачу эти люди видели в том, чтобы безболезненно встроиться в существующий режим.

Троцкий, которому казалось, что «капитализм вот-вот рухнет», не собирался ждать. Он толкал своих собратьев из нового революционного правительства к изменению мирового контекста - к подготовке почвы и посеву в нее «революционного зерна» уже здесь и сейчас.  Вот в этой именно точке и начинаются расхождения ГЛОБАЛИСТА ТРОЦКОГО и ГОСУДАРСТВЕННИКА-НАЦИОНАЛИСТА СТАЛИНА.

Что касается Ленина, то он, хотя и соглашался с позицией Маркса-Троцкого, тем не менее, не считал Россию настолько сильной и политически амбициозной для того, чтобы брать на себя глобальные обязательства.  Он встал на позицию упрочения социализма в отдельно взятой стране.

Пока в партии шли эти дебаты, Ленин и Троцкий временно отдалились друг от друга. Но, поскольку оба они были блестящие теоретики-глобалисты – они снова сблизились, но уже на позициях построения новой государственности. Они понимали друг друга с полуслова.

Не таков был Сталин, которого Троцкий не единожды упрекал в узости взглядов. Сталин изначально был государственником. Кроме того, он был сугубым практиком – «хозяином».

Когда-то, в одной из своих статей я писала об идеальной творческой паре  («Истинная пара»   http://debove.blogspot.ru/search?q=), которую могут составить только два подходящих типа людей – глобалист и государственник, теоретик и практик, талантливый актер (музыкант) и продюсер – то есть, ГЕНИЙ, черпающий свои прозрения в интуиции и ИСПОЛНИТЕЛЬ, обеспечивающий воплощение гениальных идей на земном плане и, руководствующийся в своей деятельности, чутьем и инстинктом. 

Наглядным примером такого плодотворного союза может быть сотрудничество талантливого писателя и его продюсера. К сожалению, часто бывает так, что гений и продюсер расходятся по одной жалкой и унизительной причине, когда продюсер, обеспечивающий писателя деньгами, и, рекламирующий на рынке его книги, преисполняется гордостью и стремится поставить гения под свой контроль.

Поскольку гений человек свободный – он просто гордо уходит. Продюсер же, измученный спесивостью бывшего партнера, находит себе сговорчивую посредственность и, пользуясь своим мастерством, начинает ее раскручивать (это, кстати, называется «мерзость запустения» или «запускания»). К добру такое святотатство, естественно не приводит, потому что «продукты» от такого «сожительства»  получаются убогие. Приходится тратить деньги на гигантскую рекламу, а в результате получается чудовищная ЛОЖЬ, растущая и множащаяся в геометрической прогрессии.

Именно этот перекос, свойственный, в бОльшей степени, капиталистическому миру, произведенный «продюсерами» всех мастей и окрасок, и производит тот уродливый и кривляющийся мир, в котором живет сегодня человечество. Вместо того, чтобы осознать свою ошибку и возобновить сотрудничество с гением, продюсер насмешливо показывает ему «фак» и говорит – «отдыхай, засранец, мир обойдется без тебя!».

Благодаря таким «продюсерам, человечество живет сегодня в сером, насквозь лживом мире, где певцы не умеют петь, актеры не умеют играть, врачи не умеют лечить, а пролоббированные своими продюсерами политики, не имеют ни одной приличной извилины в головах. При таких условиях жизнь переворачивается с ног на голову.

Сталин был несомненным продюсером. Ленин и Троцкий – несомненными гениями.

Против Ленина Сталин ничего не имел – тот был признанным авторитетом и именно с ним он составлял истинную пару, обеспечивая ему все необходимое. А вот Троцкий был пришлым и почти ровней ему. Кроме того, он был слишком самоуверен, аристократичен и ни с кем не желал поддерживать доверительных товарищеских отношений. Поэтому Сталин решил от него избавиться.

Эти люди были абсолютно разными – «они сошлись – вода и камень, стихи и проза, лед и пламень…». Я бы еще добавила – инстинкт и интуиция, холодный расчет и страстная увлеченность. Один из них (Сталин) был обращен в себя, а другой (Троцкий) – вовне. Один был созидателем, а другой охранителем.  Они нуждались друг в друге. Но как они могли понять друг друга?

Разногласия Сталина и Троцкого открыто выплеснулись вовне во время Гражданской войны. Троцкий возглавлял Высший военный совет и занимал пост «наркомвоенна» (наркома военного дела). Сталин входил в Ревком царицынского фронта и оказывал на него влияние через Ворошилова.

Троцкий, как известно, делал ставку на регулярную армию, спаянную строжайшей дисциплиной. Сталин же, долгое время занимавшийся «эксами», предпочитал маневренную партизанскую тактику – наскок-россыпь. Понятно, что царицынский фронт встал по отношению к военной политике Троцкого в такую демонстративную оппозицию, что наркомвоенн потребовал отозвать Сталина от руководства.

И так было во всем. Борьба Сталина и Троцкого в аппаратных лабиринтах была войной шпаги Троцкого и маски Сталина. Троцкий махал своей шпагой, вызывая Сталина на открытый бой, в то время, как последний зловещей тенью стоял у него за спиной.

Троцкий проиграл это сражение, но и Сталин, в конечном итоге, тоже не выиграл. Это произошло потому, что, пытаясь сколотить блок против Троцкого, он часто приближал к себе людей  сомнительных и с подпорченной репутацией (Ворошилов, Молотов), часто хитрых, но глуповатых (Хрущев), иногда просто преступных.

Он сколотил свою компанию из людей, преданных ему лично, но часто склонных к либерализму, барственности, порокам и… предательству.  В конце жизни Сталин, скорее всего, осознав свою ошибку, горько сказал на одном из аппаратных заседаний: «Знаю, после моей смерти продадите вы всё!»

Так оно и случилось. Но такова уж была «планида» Сталина –  боевика, постановщика «эксов», привыкшего действовать партизанскими, закулисными методами, теневого человека, предпочивавшего открытой схватке «борьбу с тенью».

Если бы эти два человека сошлись – они образовали бы великолепное целое. Но… не случилось. Как сказал Троцкий – «историческая закономерность осуществляется через естественный отбор случайностей».  И два талантливых человека, не пожелавших понять друг друга, разошлись навсегда, проиграв самую великую битву на Земле.

14.10.2017г.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.