Мы писали, мы писали...

(или инструкция к написанию сочинения в 9 классе).

      - Напоминаю, что наш экзамен по русскому языку в 9 классе состоит из 3 частей: изложение, тест и сочинение. На всё про всё нам дают 3 часа 59 минут, то есть на каждый вид работы чуть больше часа. Учтите, что на экзамене можно пользоваться орфографическими словарями, можете всё-всё проверить. Над изложением и тестом  - мы уже работали. Сегодня на уроке будем говорить о сочинении.  Перед вами лежат четыре распечатанных листочка. На первом  - текст Валентина Григорьевича Распутина. Дальше – тест по этому тексту, состоящий из 13 вопросов.  Тест – часть 2-  и сочинение – часть 3 -  вы пишете по одному тексту. Открываем третий лист, внизу находим запись: часть 3. Здесь вы  видите некое математическое нагромождение: 15.1,  15.2 и 15.3. Не пугайтесь, 15 – это порядковый номер  задания, а 1,2 и 3 – это варианты  сочинений.  Давайте сейчас познакомимся с ними.  Первая тема  под № 15.1 - лингвистическая, то есть на примерах из текста нам нужно подтвердить чьё-либо высказывание о красоте языка, нужности знаков препинания, о том, как чудесно  грамотно писать и знать орфоэпические нормы. Например, здесь предложено написать  сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания  известного  французского  писателя  Проспера  Мериме:  «Русский  язык  необычайно  богат  и  примечателен  главным  образом  тонкостью  оттенков». Сегодня мы не будем останавливаться на этой теме, давайте сравним 15.2 и 15.3. Читаем  второе задание: «Напишите  сочинение-рассуждение.  Объясните,  как  Вы  понимаете  смысл  последнего предложения  текста:  «Вскипятили  опять чай и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как  можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня». Что вы должны объяснить в этом задании?
- Как  мы  понимаем  смысл  этого предложения.
 - Хорошо. А теперь читаем задание 15.3: «Как  Вы  понимаете  значение  словосочетания  ДУШЕВНЫЕ  СИЛЫ?  Сформулируйте и  прокомментируйте  данное  Вами  определение.  Напишите  сочинение-рассуждение на  тему:  «Что  такое  душевные  силы?»,  взяв  в  качестве  тезиса  данное  Вами  определение».  А здесь что вы должны объяснить?
- Как  мы  понимаем  смысл   словосочетания.
- Значит, чем отличаются сами задания?
- Во втором работаем над предложением, а в третьем - над словосочетанием.
- Так. Обратите внимание: в каждом задании вам предлагают написать сочинение-рассуждение. Посмотрели на доску, напоминаю план такого сочинения:
1) Тезис.
2) Доказательство.
3) Вывод.
- Кто заметил, чем ещё отличается третье сочинение от второго? Читайте внимательнее.
- В задании под № 15.3 дана тема, из которой нужно вывести тезис, во втором сочинении нет такой подсказки.
- Молодцы. Сегодня мы будем работать над второй темой. Нам  самим нужно обозначить тему.  Это не страшно.  Тема – это то о чём. Вот о чём это предложение: «Вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили они его при  свете костра долго и  сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня»?
- О чае.
- Разве о чае?
- О том, что они  пили чай.
- Кто они?
- Герои рассказа.
- Значит, о чём предложение?
- О том, что герои рассказа пили чай.
- Всё. Так просто. Тему нам не нужно доказывать. Чтобы правильно сформулировать тезис, попробуем задать вопрос: как герои пили чай?
- С наслаждением.
- Пили долго и сладостно.
- Да, заметьте, не сладко, а сладостно. Есть разница?
- Да. Не говорится, что он был сладкий, а вот пить было сладостно.
- Что означает это слово, как вы думаете?
- Приятно.
- С удовольствием.
- С радостью.
- Посмотрите, на одной строчке автором даются два однокоренных слова: «сладостно» и «с наслаждением», наверное,  не случайно. Зачем он так настойчиво повторяет нам это? Что он хочет подчеркнуть?
- После тяжёлой работы герои рассказа пьют чай с наслаждением.
- Или: после тяжёлой работы герои рассказа пьют чай долго и сладостно.  Вот это и будет ваш тезис. Помните и о том, что тезис  не может быть вопросительным предложением.  Это утверждение, а не вопрос. Но от него можно задавать вопрос «почему?», это поможет вам найти аргументы. Почему герои рассказа пьют чай с наслаждением?  - остаётся только найти ответ, т.е. доказательства. Поэтому сейчас открываем первую страницу ваших листочков, читаем текст Валентина Григорьевича Распутина  и находим такие предложения. Вам нужно привести  в  сочинении  два  аргумента  из  прочитанного  текста,  подтверждающих ваши  рассуждения. Можно указывать  номера  нужных  предложений  или  применять  цитирование, но не переписывайте предложения и сам текст, он уже имеет автора. На партах лежат небольшие карточки. В них напечатаны те обороты речи, так называемые  клише, которые помогут вам перейти в сочинении от одной части к другой. Всё   понятно?
- Мне непонятно. Где вы темы взяли?
- Здравствуйте! Пол-урока прошло! Повторяю для тех, кто плохо слышит: открыли третий по счёту лист, внизу нашли строку: часть 3. Это темы, обозначенные номерами 15.1, 15.2 и 15.3.  Сами темы в привычном для нас понимании не даются, они обозначены цифрами. 1 – лингвистическая, 2- работа над предложением, 3 – над словом или словосочетанием. Только в третьем задании звучит тема.  Мы пишем сочинение  по второй теме - 15.2. Всё? Работаем.
- А Проспер Мериме французский писатель?
- Да, там указано. Но сегодня это не наша тема. Смотри внимательно задание № 15.2
Голос с последней парты:
- А я вот так и не поняла, а на экзамене мы будем писать 3 сочинения или одно?
- Показываю на пальцах: дано 3 темы, выбираем одну из трёх! Одну! и  пишем. Сегодня работаем над второй.  Не забудьте про абзацы, это тоже баллы. 
***
Дети непредсказуемы, каждый раз придумывают нечто шедевральное. Читаю вечером:

     «Почему герои пили чай долго и сладостно? Я думаю, что пить чай любят все.
   Валентин  Григорьевич Распутин любил пить чай с  известным французским  писателем  Проспером Мериме. Автор  так и пишет об этом в предложении 15.2: "Пили они долго и сладостно». Почему «долго и сладостно»? Наверное, потому что сахара ещё не было, а чай уже был, и после работы они вдвоём забирались в шалаш и вместе пили несладкий чай. Не знаю, что тут приятного: пить несладкий чай? Может, долго пили чай от усталости, а может, каждый хотел уловить свою тонкость оттенка, как говорится в предложении 15.1.  Вот если бы чай был сладкий, тогда другое дело, чего его долго пить? А они пили чай, с наслаждением  разговаривали о книжках, они же писатели,  и так у них постепенно после усталой работы  появлялись душевные силы, как говорится в предложении 15.3. Потому что есть такое выражение: «Чай не пил – какая сила?»
      Таким образом, я доказал, почему герои пили чай долго и сладостно. Им это было необходимо, чтобы с новыми душевными силами писать книги.»

        Ну что тут скажешь? Без таких перлов моя работа при современных  требованиях по схематичному написанию сочинений  была бы жутко скучной.  Хорошо ещё шалаш стоял не в Разливе,  а так бы пили чай втроём…


Рецензии
До какого ужаса дошло наше "болонистое" образование! Мы-то,сермяги,просто писали на темы:"Блок и Маяковский о революции","Простой" человек на войне","Татьяна Ларина и Анна Каренина".Куда уж нам до "чайных" глубин мысли!

Ольга Не   15.10.2017 01:11     Заявить о нарушении
Тоже вспоминаю то старое доброе время, когда в 9 классе (или 8) проверяли грамотность диктантом. Что сейчас проверяют изложением, сочинением и тестом одновременно - затрудняюсь сказать, но только не грамотность. За «болонистость» спасибо, очень точное определение, но нас, простых смертных, не слушают и не слышат, а на какие-либо протесты снизу вводят сверху всё новые и новые навороты. Да, ужас!

Светлана Юрьян   15.10.2017 08:53   Заявить о нарушении