Мы писали, мы писали...
- Напоминаю, что наш экзамен по русскому языку в 9 классе состоит из 3 частей: изложение, тест и сочинение. На всё про всё нам дают 3 часа 59 минут, то есть на каждый вид работы чуть больше часа. Учтите, что на экзамене можно пользоваться орфографическими словарями, можете всё-всё проверить. Над изложением и тестом - мы уже работали. Сегодня на уроке будем говорить о сочинении. Перед вами лежат четыре распечатанных листочка. На первом - текст Валентина Григорьевича Распутина. Дальше – тест по этому тексту, состоящий из 13 вопросов. Тест – часть 2- и сочинение – часть 3 - вы пишете по одному тексту. Открываем третий лист, внизу находим запись: часть 3. Здесь вы видите некое математическое нагромождение: 15.1, 15.2 и 15.3. Не пугайтесь, 15 – это порядковый номер задания, а 1,2 и 3 – это варианты сочинений. Давайте сейчас познакомимся с ними. Первая тема под № 15.1 - лингвистическая, то есть на примерах из текста нам нужно подтвердить чьё-либо высказывание о красоте языка, нужности знаков препинания, о том, как чудесно грамотно писать и знать орфоэпические нормы. Например, здесь предложено написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного французского писателя Проспера Мериме: «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». Сегодня мы не будем останавливаться на этой теме, давайте сравним 15.2 и 15.3. Читаем второе задание: «Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня». Что вы должны объяснить в этом задании?
- Как мы понимаем смысл этого предложения.
- Хорошо. А теперь читаем задание 15.3: «Как Вы понимаете значение словосочетания ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое душевные силы?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение». А здесь что вы должны объяснить?
- Как мы понимаем смысл словосочетания.
- Значит, чем отличаются сами задания?
- Во втором работаем над предложением, а в третьем - над словосочетанием.
- Так. Обратите внимание: в каждом задании вам предлагают написать сочинение-рассуждение. Посмотрели на доску, напоминаю план такого сочинения:
1) Тезис.
2) Доказательство.
3) Вывод.
- Кто заметил, чем ещё отличается третье сочинение от второго? Читайте внимательнее.
- В задании под № 15.3 дана тема, из которой нужно вывести тезис, во втором сочинении нет такой подсказки.
- Молодцы. Сегодня мы будем работать над второй темой. Нам самим нужно обозначить тему. Это не страшно. Тема – это то о чём. Вот о чём это предложение: «Вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня»?
- О чае.
- Разве о чае?
- О том, что они пили чай.
- Кто они?
- Герои рассказа.
- Значит, о чём предложение?
- О том, что герои рассказа пили чай.
- Всё. Так просто. Тему нам не нужно доказывать. Чтобы правильно сформулировать тезис, попробуем задать вопрос: как герои пили чай?
- С наслаждением.
- Пили долго и сладостно.
- Да, заметьте, не сладко, а сладостно. Есть разница?
- Да. Не говорится, что он был сладкий, а вот пить было сладостно.
- Что означает это слово, как вы думаете?
- Приятно.
- С удовольствием.
- С радостью.
- Посмотрите, на одной строчке автором даются два однокоренных слова: «сладостно» и «с наслаждением», наверное, не случайно. Зачем он так настойчиво повторяет нам это? Что он хочет подчеркнуть?
- После тяжёлой работы герои рассказа пьют чай с наслаждением.
- Или: после тяжёлой работы герои рассказа пьют чай долго и сладостно. Вот это и будет ваш тезис. Помните и о том, что тезис не может быть вопросительным предложением. Это утверждение, а не вопрос. Но от него можно задавать вопрос «почему?», это поможет вам найти аргументы. Почему герои рассказа пьют чай с наслаждением? - остаётся только найти ответ, т.е. доказательства. Поэтому сейчас открываем первую страницу ваших листочков, читаем текст Валентина Григорьевича Распутина и находим такие предложения. Вам нужно привести в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Можно указывать номера нужных предложений или применять цитирование, но не переписывайте предложения и сам текст, он уже имеет автора. На партах лежат небольшие карточки. В них напечатаны те обороты речи, так называемые клише, которые помогут вам перейти в сочинении от одной части к другой. Всё понятно?
- Мне непонятно. Где вы темы взяли?
- Здравствуйте! Пол-урока прошло! Повторяю для тех, кто плохо слышит: открыли третий по счёту лист, внизу нашли строку: часть 3. Это темы, обозначенные номерами 15.1, 15.2 и 15.3. Сами темы в привычном для нас понимании не даются, они обозначены цифрами. 1 – лингвистическая, 2- работа над предложением, 3 – над словом или словосочетанием. Только в третьем задании звучит тема. Мы пишем сочинение по второй теме - 15.2. Всё? Работаем.
- А Проспер Мериме французский писатель?
- Да, там указано. Но сегодня это не наша тема. Смотри внимательно задание № 15.2
Голос с последней парты:
- А я вот так и не поняла, а на экзамене мы будем писать 3 сочинения или одно?
- Показываю на пальцах: дано 3 темы, выбираем одну из трёх! Одну! и пишем. Сегодня работаем над второй. Не забудьте про абзацы, это тоже баллы.
***
Дети непредсказуемы, каждый раз придумывают нечто шедевральное. Читаю вечером:
«Почему герои пили чай долго и сладостно? Я думаю, что пить чай любят все.
Валентин Григорьевич Распутин любил пить чай с известным французским писателем Проспером Мериме. Автор так и пишет об этом в предложении 15.2: "Пили они долго и сладостно». Почему «долго и сладостно»? Наверное, потому что сахара ещё не было, а чай уже был, и после работы они вдвоём забирались в шалаш и вместе пили несладкий чай. Не знаю, что тут приятного: пить несладкий чай? Может, долго пили чай от усталости, а может, каждый хотел уловить свою тонкость оттенка, как говорится в предложении 15.1. Вот если бы чай был сладкий, тогда другое дело, чего его долго пить? А они пили чай, с наслаждением разговаривали о книжках, они же писатели, и так у них постепенно после усталой работы появлялись душевные силы, как говорится в предложении 15.3. Потому что есть такое выражение: «Чай не пил – какая сила?»
Таким образом, я доказал, почему герои пили чай долго и сладостно. Им это было необходимо, чтобы с новыми душевными силами писать книги.»
Ну что тут скажешь? Без таких перлов моя работа при современных требованиях по схематичному написанию сочинений была бы жутко скучной. Хорошо ещё шалаш стоял не в Разливе, а так бы пили чай втроём…
Свидетельство о публикации №217101402230
Ольга Не 15.10.2017 01:11 Заявить о нарушении
Светлана Юрьян 15.10.2017 08:53 Заявить о нарушении