Два героя одной страны

     Дни защитников Отечества и воинской славы, в странах бывшего нашего содружества, отмечают ныне в разные даты. А ведь когда-то у всех была общая Родина, за которую не щадя своей жизни совместно сражались и умирали люди разных национальностей. Вот подвиги лишь двоих из них…

     …Это произошло в полдень 14 сентября 1941 года. На южных подступах к Москве, в районе Тулы, наблюдательными постами  был обнаружен немецкий разведывательный самолет Юнкерс-88. На его перехват с аэродрома 124-го истребительного авиационного полка поднялись два истребителя МиГ-3.
    
     Их вели опытные лётчики, вместе служившие в полку ещё задолго до войны и хорошо знавшие друг друга. Ведущим пары был 24-летний командир звена младший лейтенант Борис Григорьевич Пирожков, русский, а ведомым – 25-летний младший лейтенант украинец Владимир Иванович Довгий.

     Чтобы настигнуть противника, обоим лётчикам пришлось подняться на высоту 7.000 метров, где в это время экипаж «Юнкерса» в кислородных масках занимался разведывательной работой. Заметив советских истребителей, немецкий пилот развернулся назад и со снижением попытался уйти в облачность.

     Быстрым маневром Пирожков отсек врагу путь к отступлению и, оказавшись у него в хвосте, открыл огонь. Немецкие стрелки ответили тем же. После двух атак Пирожкова у разведчика был подбит один из моторов, один стрелок убит, но пилот продолжал уводить свой «Юнкерс» к линии фронта. Оставшийся в живых второй стрелок энергично вертел турель пулемета, стараясь обстреливать то одного, то другого советского лётчика.

     Ведя бой, самолеты снизились до высоты 1.800 метров. При очередной атаке Пирожков, нажав на гашетки, выстрелов не услышал – кончились патроны. Не долго думая он, увеличив скорость, направил свой истребитель на разведчика. Но сразу таранить ему не удалось.

     Четыре попытки приблизиться к хвосту разведчика окончились неудачей. Лишь в пятый раз, в 12 часов 50 минут, подойдя снизу, у него получилось ударить винтом по правой части хвостового оперения «Юнкерса». Ударом у того был поврежден руль высоты и правый стабилизатор, однако разведчик, хоть и завалился на крыло, продолжал лететь с небольшим снижением дальше.

     А истребитель Пирожкова силой удара был отброшен в сторону и закувыркался, падая вниз. Видевшему это Довгию показалось, что командир сбит, и он решил отомстить врагу.
      
     Не дожидаясь, когда немецкий самолет упадет после тарана командира, Довгий кинулся в атаку и сходу рубанул винтом по фюзеляжу «Юнкерса». Второго удара вражеский самолет уже не выдержал – у него отлетел хвост, и он рухнул на землю неподалеку от деревни Ханино в 65 км к западу от Тулы.

     Правда, за этот успех Довгию пришлось заплатить вынужденной посадкой – его верный МиГ-3 получил повреждения. Довгий посадил свой самолет всего в одном километре от упавшего врага. К нему подбежали работавшие на поле колхозники. На их глазах произошел беспримерный бой, с двумя таранами подряд, и теперь они с восторгом приветствовали отважного «сталинского сокола». Девушки поднесли геройскому парню букет полевых цветов.

     Затем все пошли смотреть на упавший вражеский самолет. Тот, глубоко врезавшись в землю, догорал. Вместе с ним сгорели и четыре немца – пилот унтер-офицер Хорст Готце, штурман и командир экипажа обер-лейтенант Рейнгард Лер, радист фельдфебель Йоганн Кайзер и стрелок фельдфебель Генрих Клееманн. Убитые были из состава 1-го отряда 33-й группы дальней разведки…

     …А в это время другому герою этого боя – Пирожкову – с трудом удалось довести до своего аэродрома поврежденный истребитель. При осмотре истребителя уже на земле выяснилось, что лопасти винта были обрублены почти на пол метра, кок винта глубоко вдавился внутрь, из разбитого маслорадиатора вытекало масло. Техникам пришлось немало потрудиться, однако они довольно быстро устранили все повреждения.

     В середине сентября летный и технический состав 124-го полка был разделен надвое. Две эскадрильи (20 экипажей МиГ-3) были переброшены 19 сентября на Ленинградский фронт, остальные лётчики вошли в состав других полков.

     Оба наших героя двойного тарана были зачислены в недавно сформированный 423-й полк и продолжали воевать дальше. Уже через десять дней после тарана, 24 сентября в бою у Сухиничей Борис Пирожков одерживает блестящую победу, сбив Юнкерс-88 на высоте 10.000 метров. Этот бой, проведенный на рекордной в то время высоте, стал, как писалось в газете «Правда», выдающимся событием в истории советской авиации.

     Очередную победу Пирожков одержал ранним утром 18 октября, сбив ещё одного разведчика, на это раз Ме-110 из 23-й группы войсковой разведки. Горящий немецкий самолет приземлился в расположении советских войск в районе Тулы, а три его лётчика – пилот унтер-офицер Вернер Бауман, штурман обер-фельдфебель Антон Скотш и радист ефрейтор Ганс Бауман – были взяты в плен.

     В этом же месяце Бориса Пирожкова, за его боевые успехи, назначили командиром эскадрильи.

     Отличился и Владимир Довгий, сбив ещё один самолет. Жаль, но повоевать ему довелось недолго. 29 октября 1941 года 423-й полк перебазировался с аэродрома Мясково в Волынцево (оба недалеко от Тулы). При этом в 9 часов утра группа Ме-110 из 210-й немецкой скоростной бомбардировочной эскадры застала советские истребители врасплох над лётным полем, вынудив наших летчиков принять неравный бой. Погибли три лётчика 423-го полка, в том числе младший лейтенант В. И. Довгий. Горящий самолет Володи упал где-то в лесу, и найти его так и не смогли…
       
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года В. И. Довгий был посмертно награжден орденом Ленина. Этим же Указом и также орденом Ленина был награжден Б. Г. Пирожков. Интересно, что незадолго до этого – 23 февраля – в честь годовщины Красной Армии, тульские оружейники вручили Борису Пирожкову именной пистолет «ТТ» с номером ЖВ674.

     Тем временем 423-й полк, в котором воевал Пирожков, был переименован в 787-й полк и вошел в состав Тульского дивизионного района ПВО. Лётчики полка продолжали выполнять задачу по прикрытию объектов Тульского промышленного района, железнодорожных узлов Калуга, Горбачево, Сталиногорск, Белев, Козельск, а также мостов через реки Ока и Угра.

     Спустя год после своего первого тарана, Пирожков совершает второй таран. Случилось это 4 сентября 1942 года. В тот день Борис Пирожков повел свою эскадрилью в бой против 30 немецких самолетов, в основном бомбардировщиков, которые под прикрытием истребителей пытались прорваться к Туле.

     Атаковав врага первым, Пирожков сразу сбил ведущий самолет, а затем открыл огонь по другому бомбардировщику, которого прикрывали, почему-то, особенно заботливо шесть Ме-109. Видно, большое начальство или известный ас находился на борту бомбардировщика, а может быть, самолет был поврежден и не мог производить резкие маневры во время воздушного боя. Так или иначе, пилоты «мессеров» все вместе накинулись на русского, осмелившегося атаковать.

     Огнем врага было выведено из строя вооружение истребителя, а Борис был тяжело ранен. Тогда Пирожков, не прерывая атаки, винтом своего поврежденного самолета ударил по бомбардировщику, которого так тщательно охраняли немцы, и сбил его.

     Теряя сознание, тяжело раненный Пирожков всё же сумел каким-то чудом довести свой искалеченный самолет до аэродрома и посадил его. Лётчика немедленно отвезли в Тульский эвакогоспиталь № 2068, где лучшие врачи сделали ему операцию.

     Но ничто не помогло, к сожалению. Ранения оказались слишком тяжелыми – кроме рваной раны правой кисти, лётчик получил слепое пулевое ранение лёгкого и брюшной полости. Спустя несколько часов, Борис Пирожков скончался от болевого шока. Похоронили его на Всесвятском кладбище в Туле...            

     За высочайшее мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года командиру эскадрильи 787-го истребительного авиационного полка старшему лейтенанту Борису Григорьевичу Пирожкову было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего отважный лётчик успел произвести 242 боевых вылета и сбить 5 самолетов врага, в том числе 2 – воздушным тараном.

     Такова, во многом похожая, героическая и трагическая судьба двух патриотов своей страны. Один из них – Борис Пирожков – был родом из русской Перми, другой – Владимир Довгий – из украинского Запорожья. Они, и миллионы других героев, ценой своей жизни, защитили страну.

     Мы, нынешние, этого не смогли…         


Рецензии
Да,были люди!
Они и победили и страну потом подняли!

Владимир Крючков   23.10.2019 17:48     Заявить о нарушении
Абсолютно верно! Спасибо!

Олег Каминский   23.10.2019 18:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.