При царе артистов людьми не считали - скоморохи, шуты. Потому не воспринимали всерьёз их деятельность: мол, какой с дураков спрос... Сейчас место благородной аристократии освободилось - артисты заняли нишу. Теперь их низменные кривлянья возводят в эталон поведения, принимают как пример для подражания. Отсюда такое возмущение, если что не так. На самом деле артисты сейчас просто не на своём месте в обществе. Это низшая каста ремесленников, наравне с музыкантами или художниками. К высшей касте относятся священники, учёные и поэты, то есть все, кто владеют искусством выражения силы мысли через слово.
Изображение: Читаю стихи на Фестивале Русской Поэзии в Клайпеде (2003 год)
Абсолютно согласен с Вами по поводу артистов.
Но , мне кажется, что поэты заняли нишу, освободившуюся из за исчезновения пророков.
А преклонение перед артистами - архаическая потребность людей в великолепии царской власти и двора.
Проблема что духовные вожди , священники , подчиняются достаточно чётким уставам церкви.
Поэты же целиком предоставлены сами себе.
Так же как артисты.
Спасибо за рецензию! Согласна насчёт свободы поэтов, не считая некоторых, придворных... В принципе, им кроме себя, пера и бумаги больше ничего не надо)) Что касается артистов, то они связаны контрактами с театром либо с продюсерами, в случае невыполнения которых им угрожают огромные выплаты неустоек. То есть, они как те марионетки в театре Карабаса Барабаса, в сказке про Буратино. Так же артисты зависимы от режиссёра и автора произведения. Если нет уже готовой пьесы, монолога, поэмы, песни - актёру нечего играть или петь. Они не творцы, скорее исполнители. Отчасти их творчество проявляется в лицедействе, да и то ограниченно, потому что дальше своих индивидуальных типажей они выходить не могут: красавцы играют героев любовников, неказистые всю жизнь обречены "гениально" кричать: "Кушать подано!")) Пророки... Думается, многие из них могли быть и творческими людьми, поскольку их пророчества часто выражались в символах и аллегориях. А в поэзии главное не ритмика или рифмы, а прежде всего образное мышление. Возможно, среди них и поэты были: ведь изначально Веды, например, были написаны стихами... Это после перевода они утратили размер и рифму. Нострадамус так же пророчествовал в виршах. Ванга, кстати тоже высказывалась образно, но без стихотворного размера. Среди поэтов были пророки: Михаил Лермонтов, Александр Блок. Пушкин не был пророком, он был просто поэт.
Лермонтов почти за сотню лет предсказал Великую октябрьскую революцию:
ПРЕДСКАЗАНИЕ
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
5 Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
10 И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
15 И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
1830
Благодарю Вас за ответ.
Мне кажется , что в природе человека заложена потребность
восхищения мирским.
Что наилучшим образом, мирское, воплощалось в аристократизме и великолепии
царского двора.
При крушении империй, опустевшую нишу царств заполнили киноактёры, которыми восхищаются как когда-то царями и
дворянством.
Но при многих недостатках, царская семья и дворянство с детства, из поколения в поколение, обучались всему лучшему в мире и
были обязаны следовать дворцовому этикету.
Актёры же не обязаны ничему. Обалдевшие от сказочного богатства делают и говорят что заблагорассудится.
Другая потребность людей - "Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился" - в пророках.
Насколько можно представить, в древние времена пророчество было миссией и обязывало многому.
Распивать брагу, флиртовать, зарабатывать на жизнь публикацией текстов, хвастать литературным мастерством -
такое трудно вообразить.
И самое главное: личная ответственность за сказанное и напечатанное.
Что б не вышло как у ученика чародея. Пробудить стихии, потерять управление ими и, как результат,
погубить себя и других.
Что, повидимому , и произошло в России конца 19-го, начала 20-го века.
Особая благодарность Вам за ранее не известные мне стихи Лермонтова.
Пророки тоже люди, которым нужны деньги, чтобы прилично содержать своё тело. Просто мышление становится более объёмным, многомерным... Говорится в писании, что Бог триедин, но человеческому уму этот план уже не доступен, поскольку тот ограничен познанием только двух мерностей: добра и зла, холода и жары, тьмы и света, Бога и диавола. Вселенная же не только триедина, а многомерна, стало быть божественный разум способен вместить бесконечное количество мерностей. Это и происходит на самом деле, когда пророку открывается, что всё, что он видит вокруг - проекция его сознания вовне, а происходящее с ним - уроки для постижения самого себя. Тогда многое из того, что заботит большинство людей, теряет смысл и праведная жизнь даётся безо всякого усилия. Имитация же праведности, аскетизм как насилие над телесной природой не даёт ничего, кроме пустого поклонения людей с дуальным мышлением. Ведь они не способны понять пророка. В то время как просветлённый может жить и по-королевски, не привязываясь к роскоши. Физическая жизнь тела никак не влияет на качество сознания, если разум не обусловлен http://www.proza.ru/2012/01/16/489
Должен признать, что было неверно мне определять флирт и доходы от публикуемых текстов как нечто предосудительное.
Отчего у читателей могло сложиться впечатление , что я за аскетизм.
Это не так.
Наши иудейские мудрецы считали, что пророк обязан быть сильным, духовно и телесно, умным и богатым.
Обращали внимание на пророка Иону, который за свой счёт нанял корабль для бегства от Всевышнего.
Ещё говорили мудрецы, что лжепророки не дураки или пустомели, а, осенённые пророческим даром,использовали его для тех или иных своих прихотей или личных интересов.
Подобно первоклассным музыкантам - исполнителям классической музыки, которые одурманивают слушателей наркотиками личного обаяния,
сладкозвучия, преклонения перед "сверхчеловеком", очерёдной суперзвездой.
Об этом статья http://www.proza.ru/2014/07/26/1715
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.