Марсианские рассуждения. Второе дополнение

Душа уже в древности была разделена на три составляющие ее части: чувствительную, рассудительную и разумную. Древние считали, что у земледельцев более всего развита и задействована в жизни чувствительная часть души, отчего происходит их стремление к любви, искусству и развлечениям. У воинов больше всего развита яростная, рассудительная  или вторая часть бессознательной части души. Они стремятся бессознательно к борьбе, разрушению, убийству и государство должно устраивать им такие возможности на войне и  в мирной жизни. Философы по определению стремятся к разумному объяснению всего, отчего у них развивается разум или сознательная часть души.

Для развития собственно разума необходимо правильное обучение философскому мышлению и свободный досуг . В древности для общего развития человека были придуманы физика, логика, этика, психология , другие разумные учения и свободные развлечения. Для всех наук вырабатываются определенные для них категории и понятия. Для этого внутреннее разумное познание необходимо разделить, как и внешний мир, на познание понятиями внешнего мира с помощью ощущений и чувствительной интуиции; на познание внутренних понятий , взятых из внешнего и идеального мира с помощью рефлексии; и познание понятий идеального мира с помощью интеллектуальной интуиции.  Физика и этика занимается познанием внешнего мира с привлечением интеллектуальной интуиции. Логика и психология сосредотачиваются на мышлении и изучении проявлений души человека, развития его психики и мысли. Собственно философия и метафизика занимаются познанием идеального мира и проявлением идей при их созерцании.

Все другие науки являются приложением к обозначенным наукам и также служат для развития внешних приспособлений и технологий(такие , например, как химия и естествознание). Важнейшим учением для философа является метафизика, которая разрабатывает метафизические понятия при созерцании идей. Для познания мира идей нужно выработать специальную метафизическую систему понятий и категорий. Основное метафизическое понятие-это понятие «идеи». Также  важен термин «идеальный мир», который вмещает все идеи. Категорию «идеи» можно перенести и  во внутренний мир, назвав частные идеи мыслью индивидуума. По сути, внутренние мысли частной души есть его интеллектуальные переживания. Человек как бы переваривает идеи внутри себя как некую духовную пищу, делая ее частью себя, своего ума, своей разумной души. Понятие идеи можно применить и к внешним явлениям и предметам, назвав их воплощенными идеями души при помощи тела. Идеи через слова и предметы воплощаются в чувствительный мир. Слова являются по своей сути такими же приспособлениями, как и другие необходимые для жизни вещи. Основные слова, необходимые для жизни, можно употреблять и для познания мира идей. Также как основные метафизические понятия употребляются при познании внешнего реального мира.

Внешний реальный мир для нас ощущаем и мы  его можем созерцать как внутренним взором в воображении, так и внешним взглядом. Наш взгляд на мир дает духовную пищу для ума, отчего внешне выраженные слова давят на внутренний понятийный аппарат. Внешний мир кажется от этого систематичным, то есть построенным по языковому принципу. Однако он скорее хаотичен, но его схватывает в свою систему отношений словесный аппарат. Слово было вначале и человек сразу с рождения приобретает способность к восприятию слов, а уж потом шлифует восприятие предметов и окружающего мира. Поэтому внешнюю систему отношений между предметами привычно мы переносим на внутренний мир, а не наоборот, ибо все не могут повторять за тем как устроена личная вселенная человека. Это же ожидает и метафизический мир идей.

В мире идей можно установить свою систему, перенеся ее из внешнего мира явлений. В центре идеального мира чаще всего устанавливают свое Солнце - это идея Бога или идея Блага как в платоновском учении об идеях . Из идеи Бога всё проистекает или даже говорят , что Бог всё творит и человека он сотворил по своему образу и подобию на шестые сутки. Так действует мифологическая или религиозная система при рассмотрении метафизического мира. Наука при систематизации идей выдвигает несколько важных научных категорий, в зависимости от выдвигаемых учений. В научной системе преобладают категории разума, взятые из внешнего опыта. Метафизика должна опираться на собственный разум и интеллектуальную интуицию, чтобы систематизировать идеальный мир. И метафизики будут исходить из идеальной системы при разумном взгляде на внутренний мир человека и внешний действительный, действующий мир.

Слишком много внешних факторов давит на разум человека, отчего он вынужден при рассуждении очищать от них свой разум при познании идеального мира как целого или идеальной его части, что доступна только ему. Ощущения и рассудок только уводят разум в сторону и накидывают сеть своей системы, переданной нам нашими предками.

Философу же дано в отличии от всех других людей начинать познавать мир заново, из себя, ибо внутренний мир для каждого свой уже с рождения, хотя с детства доказывают с помощью разных методов, что мир для всех один и он жесток и опасен во внешнем проявлении. Может быть, внешний мир суров и жесток для существующего разума, но уже многие века он научился приспосабливаться к опасностям, он может удовлетворять инстинкты при помощи специальных технологий и приспособлений. В наше время, как и во времена Канта, актуален лозунг о превосходстве разума и что нужно не бояться пользоваться собственным умом.

Кант и прочие мыслители прошлого со всеми своими мыслями и философскими схемами мышления не являются основой для личной метафизики идей. Сам Кант называл их предметами для истории философии, которая собственно философией не является как и другие предметы , основанные на вере в прошлое их существование.


Что же  изучает или познает философ? Мысль как таковую? Мир или миры? Истину как первоначало? Или все эти категории в себе? Зачем же тогда история философии?

История философской мысли нужна для обучения и сравнения, чтобы опираясь на чужой интеллектуальный опыт , прийти к своей философской мысли. Но что такое интеллектуальный опыт? Рассуждения о внешнем мире может быть интеллектуальным опытом? Или интеллектуальным опытом является рассуждения о понятиях и о том же понятии «интеллектуального опыта». А может созерцание интеллектуального опыта как идеи является настоящим занятием философа?

В последнее время философия вынуждена сосредоточиться на изучении внешнего интеллектуального опыта. К этому ее подталкивают развивающиеся области науки о внешнем реальном мире. Реальный мир намного важнее для человеческого разума, так как если он не будет знать о нем и как выжить в нем, то не будет осознанной свободы для самого разума. Тут действует биологический инстинкт самосохранения разума. Этот инстинкт стоит в одном ряду с инстинктом самосохранения тела и продолжения рода. Сохранение разума идет вместе с сохранением телесности. Для сохранения разума существуют не только близкие для тела практики, но и особые приспособления, которые нужно передать другим разумным существам через накопленный интеллектуальный опыт. История философии и история технической и научной мысли занимается именно передачей интеллектуального опыта, чтобы сохранить разумный подход для будущего.

Для разума важен не только опыт , накопленный другими мыслителями, но и собственный интеллектуальный опыт. Этот опыт частично сохраняется в памяти, большая часть пропадает даром и ещё меньшая часть записывается и сохраняется. Сейчас существует возможность сохранять самый разный опыт в памяти компьютера при помощи печати и передавать его разумным людям при посредстве сетей. Сейчас уже складывается иная ситуация для науки, религии и философии, чем была раньше, когда нужно было записать, передать и сохранить для других. Интеллектуальный опыт может быть сохранен мгновенно. Всё, что человек накопил в качестве интеллектуального опыта, может быть сразу сохранено и передано всем желающим его обрести. Современный мир создает условия для открытости и прямого взаимодействия. Мыслитель может не держать в себе то, что знает только он, то есть то, к чему привели его размышления. Может быть, что такие же размышления и созерцания тех же идей осуществил другой пользователь сетей. И если они увидят схожесть поиска, то могут объединить усилия и продвинуться в познании бытия и мышления. Готовит себя к смерти каждый философ самостоятельно.

В центре Вселенной, религиозного , научного бытия и всего сущего бытия человек ставит себя. Как раньше в центр ставилась семья, община, государство, планета Земля и т.д.

Были попытки найти человека на краю большой вселенной, определить место в жизненной цепочке вместе с другими теплокровными приматами. Но всё-таки, если человек, его душа, разум, сознательная часть сущего выделяется, то центром является сам конкретный человек. И из этого выстраивается практическая философия, взгляд на мир и сущее. Человек разделяет сущее на духовный, идеальный мир, на внутренний, понятийный и внешний реальный предметно-стихийные миры. Уже потом внешний мир утраивается или уходит в бесконечное деление на множество важных и неважных предметов и явлений. Чтобы познать этот внешний мир необходимо задействовать все ресурсы внутренних понятийно-категориальных возможностей и в то же время иногда обращаться к идеальным образам, исходящим изнутри человека при созерцании на него при помощи понятий или исходя из внешней или внутренней интеллектуальной интуиции.

Внешний мир созерцается по сути также как и внутренний и на первый взгляд несуществующий мир. Просто внутренний мир – это  личное достояние каждого и им пользуются им по своей прихоти. Ресурсы внутреннего мира могут не использоваться. Тогда при жизни помогают уже готовые наработки, понятия и термины. Многих людей устраивает та картина мира, что дана его предшественниками. Если ты родился, ты слаб и немощен, твой понятийный аппарат не работает и ты вынужден принимать на веру всё, что тебе внушают , а иначе ты будешь выкинут из социума, иногда и из семьи, государства и глобального общества. Тебя будут считать ненормальным , сосредоточенным на самом себе, оторванным от людей, говорящим что-то невнятное и поэтому схожим скорее с животными, чем с людьми. Такой человек живет в согласии со своим внутренним миром и может быть и внешний мир он устраивает также как все другие, но есть большой Левиафан, такое большое живое существо, которое не принимает этого человека, так как он не похож на другие составляющие его члены.

Можно принять точку зрения сообщества , выучить его язык и жить в согласии с ним, чтобы не чувствовать себя ущемленным. Так обычно устраиваются государства, принимаются законы, устраиваются школы и специальные заведения, институты и т.п. И в то же время иметь свой внутренний мир, который всегда нужно соотносить с внешними обстоятельствами, чтобы выжить в социуме, государстве. Можно даже выдвинуть свои понятия и концепции, но их могут принять или не принять сразу. Сейчас цивилизация достигла такого уровня, что может сохранить любую теорию и концепцию в виртуальном мире – в таком прообразе внутреннего мира отдельного человека. Вот для расширения этого внутреннего мира человечества и создаются сейчас самые разные теории и философские концепции.

Такой концепцией может быть тройственность человеческого существования, а дополнением к ней является теория суперкомпьютера, которая охватывает внешний мир. Теория суперкомпьютера является по своей сути усовершенствованием старых теорий, чтобы объяснить новую внешнюю реальность.

Существует ли внутренний мир человека, который можно отличить от внешнего всем известного и понятного мира? Когда и кем был открыт этот внутренний мир? Внутренний мир-этот тот мир, который находится внутри и его можно увидеть как бы внутренним взором. Что есть этот внутренний взор? Внешний мир люди ощущают внешними чувствами: глазами, руками, ушами, кожей, носом и т.п. Умом внешний мир не понять, так как при таком созерцании приходится обращаться к внутренним составляющим: к словам, категориям и понятиям разума. Когда человек смотрит на мир, то чаще всего видит не сам мир, а то, что ему диктует интеллектуальная привычка. Эта привычка вырабатывается в течении первых лет жизни и чаще связана с выработкой названий увиденных предметов или явлений. Опять получается, что человек не видит вещи сами по себе, даже не ощущает, а обращается к привычному миру внутри себя. Без этого внутреннего мира не может быть нормального человеческого восприятия. Если бы человек как автономное существо воспринимало напрямую внешние относительно его тела вещи, то вся его деятельная жизнь была направлена только на удовлетворение заложенных опять же внутри него инстинктов. Увидел человек пищу , взял ее и съел. Однако , вначале он рассуждает внутри себя: можно ли кушать увиденное, пробует , вертит в руках, а потом ест или бросает.

Интеллектуальная жизнь начиналась именно с таких простых обращений к внутреннему индивидуальному миру. Иначе бы он жил как водоросль, которая слилась с жидкостью внутри и вне ее. У человека также много воды внутри и он вынужден потреблять воду, но его инстинкты направлены не столько к добыванию воды и еды, сколько для рассуждений о том, как их добыть или воспроизвести. Между человеком и миром появился посредник, что отличается от природных стихий и этот посредник сидит внутри человека. Его мы называем внутренним духовным миром, что ведет разговором с самим собой. Один человек как бы разговаривает с другим человеком , сидящим внутри этого разговаривающего и спрашивает о том, что ему делать, что есть, что пить, как жить, зачем существуют внешние явления и т.д. Внешний человек не знает как жить и спрашивает другого человека, который невидим. Если внешний человек не говорит или не может дать ответа, то обращаются к другому внешнему человеку, а тот советуется со своим внутренним человеком или своим внутренним миром. Внутренний мир у каждого свой и зависит от накопленного опыта общения с внешним миром. Есть вещи , которые доступны только твоему внутреннему миру. Тогда человек разговаривает долго с ним или говорят, что человек разговаривает со своей душой, советуясь с самим собой.

С древности внутренний мир человека было принято называть душой. Душа - сложная субстанция, которая помогает воспринимать внешние вещи и разные явления природы и общества. Философы выделяли разумную часть души, которая занимается собой. Разум человека располагается в душе человека и вырабатывает индивидуальное отношение к жизни, которое может совпадать со взглядами других людей.

Душа человека всегда занята своими отношениями с внешним миром и другими людьми. Ее разумная часть иногда вынуждена соприкасаться со своими внутренними переживаниями и рассуждениями, которые приводят к парадоксальной внутренней вселенной, что существует помимо нашей воли. Эту внутреннюю вселенную можно обозначить как новый внутренний мир, который существует независимо от внешнего реального мира. И эта внутренняя вселенная не совпадает с ограниченным внутренним миром человека. Также как для общения с внешним миром человек вырабатывает новые понятия и слова, так и для созерцания внутренним взором внутренней вселенной вырабатываются свои понятия и слова. При написании текста с помощью буквенных знаков человек обращается к скорее к внутренней вселенной мысли , чем к внешнему экрану, на котором отражаются эти знаки.

Многое в жизни человек делает почти автоматически, так как у него нет общения ни с внутренним, ни даже с внешним миром. У многих жизнь доведена до автоматизма и они живут почти автоматической жизнью, рожая и воспитывая детей, работая и умирая. Но иногда и им приходится обращаться к внутреннему миру, особенно в очень сложных жизненных ситуациях. Вот тогда на помощь приходят известные всем идеи или новые для него мысли. Так было вначале , когда появился человек и также происходит сейчас, когда ему приходится обращаться к своему внутреннему миру.


Рецензии