Грех революции

Революция – это действие общества, направленное на уничтожение своего старого состояния с перспективой создать нечто воображаемое. Никогда революции не стремились вернуть общество к хорошо известному, проверенному веками старому порядку. Всегда цель революции – это плод фантазии и умозрительных расчетов. При этом революционеры часто апеллируют к каким-нибудь доисторическим, малоисследованным формациям типа первобытнообщинного строя, вкладывая в них свои домыслы. Так как революции никогда не достигают своего идеала и при этом ввергают общество на многие годы в разруху, войны и террор, то революцию можно назвать процессом самоуничтожения общества.

Процесс самоуничтожения человека под влиянием обольщения фантазиями подробно исследуется христианским богословием и называется – грех. Конечно, общество не человек. При объединении людей в группы у групп появляются новые качества, которые изучаются различными социальными науками. Но многие качества человека характерны и для общества, поэтому в Библии часто Господь обращается к целым народам как к одному человеку, обличая их в грехах: «И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил её и дал ей разводное письмо, вероломная сестра её Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер.3:8). Итак, мы будем рассматривать революцию как коллективный грех народа.

Из нравственного богословия и православной аскетики нам известно, что грех имеет несколько этапов развития. Поэтому попытаемся провести анализ революционного разложения общества исходя из схемы процесса повреждения грехом человека.

Различные Святые Отцы, описывая процесс поражения грехом, используют, в общем, одинаковую схему, но акцентируя внимание на различных аспектах или составляющих, выделяют различное количество этапов. Например, св. Ефрем Сирин пишет: «Но иное дело – приражение, иное – сдружение, иное – страсть, иное – борьба, иное – соизволение, приближающее к делу и уподобляющееся оному, иное – самодеятельность, иное – пленение», преп. Исихий Иерусалимский: «Первое есть прилог; второе – сочетание, когда наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются; третье – сосложение, когда обоего рода помыслы сговорятся на зло и порешат между собою, как ему быть; четвертое же есть чувственное деяние или грех». Существует также много богословских исследований учения Святых Отцов о грехе. Из множества различных вариантов мы выбрали следующую семиэтапную схему: прилог, собеседование, услаждение, пленение, разжжение, падение, совращение.


          1. Прилог

Прилог в некоторых текстах еще называется приражением. Св. Ефрем Сирин дает такое определение прилога: «Приражение есть простое напоминание, делаемое врагом, например: сделай то и то, как враг сказал Христу Богу нашему: рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4, 3)».

На этапе прилога нам извне подбрасывается некоторая информация, чаще всего лживая. Например, в Библии змей сказал Еве: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Чтобы привлечь внимание Евы он задает вопрос, в котором содержится явная ложь. Ведь Господь уже сказал, что можно есть от всякого древа, кроме древа познания доброго и лукавого.

Так же начинается и первый, подготовительный этап революции. В общество вбрасывается деструктивная информация. Появляются писатели, газеты и листовки, которые распространяют антигосударственные идеи. Из истории мы хорошо знаем, что подготовку к французской революции начали так называемые «просветители» во главе с Вольтером, вкладывавшим в умы аристократии революционные идеи. В России революцию готовили народники, которые «ходили в народ», подпольно печатали книги и листовки антигосударственного содержания. Параллельно работали масонские ложи и другие тайные аристократические организации, распространявшие идеи, подрывающие доверие к церкви и государству.

На этом этапе мы подвергаемся искушению в виде информационной атаки. Все святые отцы советуют в первую очередь бороться с искушением именно на этом этапе и по возможности даже не вступать в спор с врагом, а сразу же отвергать все его идеи. Это самый легкий способ отвергнуть грех, так как душа человека, а в нашем случае и общество, еще не повреждены данным грехом и имеют здоровые силы для сопротивления злу.

Понятно, что применительно к государству, здесь речь идет о цензуре и органах государственной безопасности, задачей которых является скорейшее пресечение информационных угроз.


          2. Собеседование

На этом этапе греховный помысел привлекает к себе внимание, появляется любопытство и душа начинает рассматривать его и с ним собеседовать.

Св. Исихий Иерусалимский писал: «Если же ум наш неопытен в деле бодренного трезвения, то тотчас сцепляется пристрастно с представившимся ему прилогом, какой бы он ни был, и начинает с ним собеседовать, получая неподобные вопросы и давая такие же ответы. Тогда наши помыслы смешиваются с демонскими мечтаниями, которые вследствие того еще более распложаются и размножаются, чтобы показаться прельщаемому и уловляемому уму более любезными, красивыми и привлекательными».

Если государство не смогло подавить революционные идеи в зародыше, а выбрало путь открытой полемики со своими врагами, то деструктивные идеи, пользуясь послаблением цензуры или свободой печати, начинают быстро заполнять умы людей. Кто умнее тот пытается с ними спорить, как советовал Авва Евагрий Понтийский: «Когда какой враг, пришедши, уязвит тебя, и ты желаешь, по написанному, обратить его меч в сердце его (Псал. 36, 15), то поступи, как тебе сказываем. Разлагай (делай анализ) сам в себе вложенный им помысел, кто он, из чего состоит, и что собственно в нем поражает ум». Естественным результатом анализа греховного помысла должен быть праведный гнев против греха. Когда мы увидим, что он оскорбляет своей клеветой тех, кого мы любим, то адекватной реакцией на зло является ненависть к нему, то есть желание уничтожить грех и изгнать всякий помысел о нем.

Также и государственная пропаганда, оказавшись лицом к лицу с революционными идеями, должна убедительно показывать их деструктивность и вызывать в народе ненависть к революционной клевете.

Так как общество состоит из разных индивидов, то вредная идея, проникнув в него, всегда найдет сочувствующих, и даже при отсутствии благоприятных условий не исчезнет совсем, а затаится, и будет ждать своего часа. Общество начинает делиться на партии по политическим взглядам.

Если же революционные идеи будут находить много сторонников, то со временем они соединятся в сознании с мировоззрением большей части народа, и будут восприниматься как нечто естественное, как одна из точек зрения, которая «имеет право на существование».


          3. Услаждение

Когда естественные помыслы перемешались с помыслами бесовскими и уму уже трудно отличить праведное от грешного, он привязался к пустым собеседованиям с ложью, тогда начинается следующий этап падения – услаждение, результатом которого является уже поражение всей чувственной сферы человека. Чувства человека становятся слепы, и он видит не то что есть на самом деле, а то, что внушает ему помысел.

В Библии сказано: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3:6). Жена уже не спрашивает Бога о том, что есть хорошо, а сама за Него судит, то есть присваивает себе божественное достоинство. И решение ее неверно и лживо, так как именно это дерево непригодно для пищи, но она видит, то чего нет. Происходит подмена понятий.

Итак, цензура не смогла остановить революционную пропаганду, и она начала распространятся массово и открыто. Теперь у многих людей начинают «открываться глаза». Оппозиционные революционные издания начинают пользоваться большим спросом. Они становятся приятны для глаза многих обывателей, а все патриотические издания начинают им казаться мракобесием. Все, что расшатывает спокойную и сытую жизнь – «хорошо», а то, что ведет к укреплению порядка объявлено злом.

С этого момента начинается все ускоряющееся скатывание в революцию. Если на предыдущем этапе еще можно было сохранить чистоту, воспылав праведным гневом на врагов, то все достигнувшие этого этапа уже заражены скверной революции. В душе они уже восстали против Бога и мнят себя верховными судьями своих начальников, поставленных от Него.


          4. Пленение

Св. Ефрем Сирин дает следующее определение: «Пленение есть принужденное, невольное увлечение сердца, преобладаемого предубеждением и долговременной привычкой».

Греховные идеи для нас уже стали привычны и приятны, а то, что может нас защитить от греха, объявлено злом. Все перевернулось внутри, мы стали беззащитны перед злом и этого даже не понимаем. Разум окончательно отказывается от своей прямой обязанности защищать душу ото лжи и предается прелестным чувствованиям и видениям «прекрасного» будущего. Теперь мы стали пленниками греха, он может делать с нами все что захочет. Желания греха становятся нашими желаниями.

Проникнувшись «прогрессивными» идеями, которые так приятны уму обывателя, «передовая» часть народа грезит видениями «светлого будущего» и не меньше основоположников революционных теорий желает их реализации, она уже согласна на революционный эксперимент над собой, даже не задумываясь о возможных последствиях и риске в случае неудачи.

По всей стране как грибы начинают расти общества, проповедующие новомодные идеи. Некоторые из них пленяют своих членов не только идейно, но и организационно, заставляя приносить клятвы верности идее и организации, постепенно подчиняя организации волю адептов и воспитывая из них будущий авангард революции.


          5. Разжжение

Желание греха рождает вожделение к нему, которое разжигает плоть так, что уже невозможно больше терпеть и человек принимает решение его совершить. В отличие от желания и согласия решимость включает в себя уверенность в возможности греховного дела и учет средств для его совершения.

Итак, жизнь в стране «передовым» людям кажется невыносимой. «Нет больше сил выносить жестокое угнетение» – их «терпение лопнуло», и они начинают создавать боевые организации, обучать боевиков и приобретать оружие. Исполнившись решимости к борьбе, они начинают разжигать пламя революции.


          6. Падение

Потеряв трезвый разум и пленившись фантастическими грезами, человек принимает решение, тщательно подготавливает и совершает деяние, которое приближает его к вечной смерти. В падении грех, совершаемый в душе, поражает и тело, человек весь становится непотребным и начинает разрушаться. Появляются болезни, страдания и, в конце концов, смерть.

Так же и обезумевший народ во главе со своим революционным авангардом совершает с ликованием ужаснейшие злодеяния, разрушая в безумном порыве даже то, что необходимо для функционирования общества при любом режиме. В революцию втягиваются все сферы человеческой жизни и все общественные институты. Последствия обычно сказываются с первых дней. Разгул бандитизма, спад экономики и гражданская война сопровождали и сопровождают все социальные революции. После революции еще много лет, а иногда и десятилетий, уровень развития страны сравнивают с последними предреволюционными годами, которые становятся труднодостижимой мечтой при «светлом будущем». Нежелание покаяться и признать свои ошибки порождает поиск скрытых врагов и саботажников. Все постреволюционные страны переживают периоды чисток, которые сейчас называют модным словом «люстрация». Страну периодически лихорадит террором, в который в первую очередь уничтожаются революционеры предыдущей волны и все несогласные с текущей политикой революционной партии. И таких волн может быть много. Пока не истощится революционная горячка, либо окончательно не развалится страна.


          7. Совращение

Когда сатана согрешил, он не стал страдать сам, он совратил большое число ангелов, сделавшихся бесами. Ева, когда согрешила, тоже не остановилась на достигнутом, а предложила Адаму и он тоже согрешил.

Когда цель греха достигнута, и он поразил человека, то это еще не предел падения. Может быть еще хуже. Эта последняя стадия называется – совращение. Господь о совращении сказал: «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1-2).

Почти все страны, в которых победила революция, начинают мечтать об экспорте революции, желая «осчастливить» всех своих пока еще благополучных соседей. Из истории мы помним о войнах Наполеона в Европе, а также о навязчивой идее советского руководства – мировой революции. Советские революционеры смогли «осчастливить» почти всю Восточную Европу, множество стран в Азии и Африке. Тратили огромные средства на гонку вооружений и финансировали сомнительные, а проще говоря, террористические организации и режимы. При этом весь мир был опутан сетью коммунистических и дружественных им организаций, которые на деньги советских революционеров распространяли свои деструктивные идеи.


Русская революция прошла весь путь греховного падения, истощив свой потенциал и выродившись в жалкого полулиберального уродца. Сейчас то, что осталось от великого русского народа находится на распутье. Действия революционеров по изменению государственного строя были не просто незаконными, но и в высшей степени преступными. При этом они признаются сейчас даже некоторыми организациями, называющими себя правыми. Господь ждет от нас покаяния, чтобы снова возродить великую Империю. Покаяние предполагает, прежде всего, отречение от прежнего греха – от греха февральской и октябрьской революций. Митр. Антоний (Храповицкий) писал, что в первую очередь необходимо отречься от этих революций: «причем после их отрицания останется у нас прежняя самодержавная Царская Россия, объединенная Православным Самодержцем, как носителем той единой признаваемой народом власти, которой с доверием и любовью подчинялись все сто одиннадцать племен, населявших наше Отечество и молящихся, всякое племя по своему, о возвращении прежних времен справедливости и милосердия».


Рецензии