Мир без денег - уже не утопия

Существующая финансовая система задаёт нашему обществу правила игры, в рамках которой мы пытаемся построить справедливые, гармоничные отношения, счастливую жизнь.

Но что если сами правила игры плохие? Не пора ли нам пересмотреть саму финансовую систему? Ведь именно с ней связаны все важнейшие проблемы современного общества: перепроизводство, безработица, войны, экологические проблемы, социальная несправедливость и многое другое.

Основой современной финансовой системы являются деньги. Что такое деньги? Это не только удобное средство обмена, эквивалент товара, как считают многие. По сути деньги – это долговые расписки, по которым мы вправе требовать от людей их долги.

Поясню на примере.

Если у меня есть молоко в изобилии, а мне нужно мясо, то не обязательно искать мясника, который нуждается в молоке. Я меняю молоко на деньги – на бумажки, которые означают, что мне должны за то молоко, которое я кому-то отдал за эту красивую бумажку с цифрами. Уже с этими бумажками я иду к любому мяснику и приобретаю мясо.

В такой системе каждый член общества является должником. Но разве так должно быть в развитом обществе? Карл Маркс писал, что в разумно организованном хозяйстве производители НЕ обменивают свои продукты. Почему? Потому что это глупая трата времени. Если у меня есть что-то, чем я не пользуюсь и что у меня в изобилии, но это нужно соседу, зачем мне просить у него что-то взамен? Гораздо проще ему просто отдать. А когда мне что-то понадобится, он мне и так что-то отдаст или поможет.

На уровне государственной или мировой экономики это обеспечивается наличием единого информационного центра, где хранятся данные о наличии ресурсов и возникающих потребностях. Это не обязательно биржа, где главная цель – получить прибыль. Это может быть и сайт объявлений, где каждый может выставить те ресурсы, которыми располагает, и найти те, в которых сам нуждается. Деньги в такой системе просто не нужны.

Понятно, что так сразу отказаться от использования денег люди не смогут. Слишком большая психологическая привязанность к ним не может быть преодолена в один момент. Но постепенно, поэтапно, мы можем перейти к системе, не нуждающейся в обороте денег, а базирующейся исключительно на информационном обмене и саморегулировании. Это требует не только высокого уровня развития экономики, но и высокого уровня сознания людей, доверия и личной ответственности.

Многие считают, что такое общество является недостижимой утопией. Но это утопия только в рамках существующей финансовой системы. Не изменив систему, не отказавшись от денег, как долговых обязательств, мы не сможем перейти к такому обществу.

В первую очередь, людям необходимо понять, что сами по себе деньги – это не ценность. Это просто бумага с нарисованными цифрами. Денежная купюра – это, прежде всего, информация, которую она несёт.

И если у нас есть возможность организовать непосредственный информационный обмен, сформировать правильным образом информационные потоки, то деньги становятся в этой системе лишним элементом, сбивающим с толку.

Грамотно организованные информационные потоки, могут способствовать созданию эффективной экономики. В ней не должно быть ОБМЕНА! Участниками экономической системы не обязаны становиться все в обязательном порядке, а только те, кто обладают лишними ресурсами или нуждаются в дополнительных. У кого-то есть излишки, которые гниют на складе и создают проблемы, требуя хранения, помещений и т.д. Кто-то нуждается в этих вещах для удовлетворения личных потребностей или создания новых материальных благ.

Таким образом, возникают товарно-информационные потоки, которые структурируют социально-экономическую систему совершенно естественным образом. Без всякой бюрократии, организаций контроля, управления, налогообложения, органов борьбы с коррупцией и т.д. и т.п.

На сегодняшний день мы имеем всю необходимую инфраструктуру для реализации перехода к новым, экологичным отношениям. Единственное препятствие – психологическое сопротивление людей. Но и с этим можно и нужно успешно работать.


Рецензии
Статья отличная! И нужная. Это ключевой вопрос, на котором спотыкается обыденное сознание: как возможно отменить деньги? Понимая его важность, я и сам писал на эту тему: "Общество без товарно-денежных отношений". Вижу, вы привели в статье мои аргументы из полемики с вашим оппонентом- что ж, я рад! Я их поместил в рецензию, потому что счел их полезными. Чтобы иметь к ним доступ на будущее, использовать их. И вот вашими стараниями появилась статья, где они используются. И отлично! Будем и дальше обмениваться идеями, как во взаимной индукции двух катушек индуктивности. Так у меня и с другими авторами.
Как сказал А. Швейцер, пусть выскажется каждый, кому есть, что сказать. Совместными умственными усилиями придем к истине.
По мелочам: К. Маркс в «Критике Готской программы» сказал, что в планово организованном хозяйстве производители не обменивают своих ПРОДУКТОВ. Но не ТОВАРОВ. Поскольку товар – это продукт, предназначенный для ПРОДАЖИ или ОБМЕНА. Исправьте, пожалуйста.

Афонин Вячеслав   05.11.2017 17:05     Заявить о нарушении
Спасибо за замечание. Исправила.
Обмен идеями помогает совершенствовать мысль, и интернет в этом смысле - великое благо.

Гульмира Жамантикова   05.11.2017 17:44   Заявить о нарушении