Заслуженный урок

          Имя Александра Николаевича Островского очень хорошо известно даже школьникам в качестве великого русского драматурга – классика. При этом мало, наверное, кто знает, что Александр Николаевич был ещё и замечательный педагог, если не сказать больше. Яркое свидетельство его педагогических талантов оставил в своих воспоминаниях о драматурге  В.А. Тихонов.
           Нежелание некоторых актёров учить текст роли стало уже притчей во языцех. И можно их понять, но не оправдать. А если ещё роли идут одна за другой. А бывает, что артисты играют сразу в нескольких спектаклях или снимаются в нескольких фильмах. Да ещё надо приступать к новому спектаклю или фильму. И без феноменальной памяти здесь трудно обойтись.
           Кто работал с детьми, тот знает, как порой нелегко заставить ребёнка выучить наизусть то или иное стихотворение, не говоря уж о поэме. А если при этом ещё и творчество В.В.Маяковского?
          Хорошо, когда стихи сами как бы ложатся на память без особых на то усилий и затрат  умственной энергии и психического напряжения. К таким счастливым стихотворцам можно отнести А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Такие стихи ещё часто называют «песенными», потому что они «напевные» и легко сочетаются с музыкальной мелодией или ритмом.
           Правда, у В.В.Маяковского к таким  лирическим стихотворениям своё резко отрицательное отношение, которое он ёмко выразил в одной очень знаменитой и даже едкой фразе «Сама садик я садила, сама буду поливать».Не случайно самого Маяковского запальчиво обвиняли в отсутствии поэзии в его поэтическом творчестве.
            А что уж говорить про то, что артистам наизусть надо изучать «презренную» прозу. А если роль главная? И текст роли не только большой, но и объёмный по смыслу озвучивания и показу.
            И как очень трепетно каждый драматург относится к своим словам! Да что к словам! Даже к каждому знаку!Знаку препинания! И,что совсем невероятно,...к паузе!
            Существует даже такое очень известное в театральном кругу выражение, как «мхатовская пауза». Не каждый артист, в том числе и народный, способен её с профессиональным достоинством держать. На то она и «мхатовская пауза». Как музыкальная пауза, которая способна притянуть к  себе внимание зрителей даже… молчанием.Просто молчанием. Безмолвием. Тишиной.
              Но – какой!Мхатовской!
              Естественно, столкнулся с этой серьёзной  театральной проблемой,о которой я упомянул выше, и драматург А.Н.Островский. И как же он вышел из этого очень щекотливого положения?
              Известно, что артисты  - народ очень самолюбивый и самоуверенный, который, как и женщины, не терпит никакой, даже объективной, критики и даже от великих драматургов. Им, как и Вороне из басни Крылова, подавай только комплименты и лесть, чтобы у них от похвал кружилась голова.
               Вот как описывает один из поучительных случаев педагогической практики А.Н. Островского В.А.Тихонов: «Небрежным заучиванием ролей тогда славился В.Н. Андреев-Бурлак. И вот как  поступил с ним Островский. Посмотрев на игру артиста в роли Аркашки Счастливцева в пьесе «Лес», он пришёл к нему за кулисы и стал горячо расхваливать его исполнение роли: «Прекрасно играете, безукоризненно.- говорил маститый драматург, пожимая руку совсем просветлевшего от такой похвалы артиста.- Вот вам бы у меня в «Лесе» Аркашку сыграть!» Бурлак даже назад попятился. «Да я же, Александр Николаевич, играю Аркашку в «Лесе»,- сконфузясь ответил он. «Аркашку? - как бы изумляясь, проговорил Островский,- а я и не узнал. Вижу, что другие-то артисты «Лес» играют, а вы что-то своё»
               Островский ещё пожалел болезненное самолюбие артиста и не сказал более резко, что он несёт на сцене…отсебятину, которая не имеет никакого отношения к роли, не столько написанной, сколько выстраданной драматургом. И артист, небрежно заучивая роль, выказывает тем самым на сцене публике явное неуважение не к тексту, а к драматургу. И сам того не осознавая и не понимая, публично наносит автору унижение и оскорбление. Общественную пощёчину.
                Вот такой заслуженный урок преподал нерадивому московскому артисту по –настоящему заслуженный педагог России А.Н.Островский, у которого есть чему  поучиться профессиональным педагогам.
                И на этом убедительном и ярком примере очень хорошо видно, как широко раздвигаются грани педагоги, без которой невозможно общение, общественные отношения, в том числе и дипломатические отношения между странами. Не случайно А.Н. Островский был в числе тех редких и счастливых людей, кто за всю свою многогранную жизнь не имел личных врагов. И это при том, что вёл большую общественную и публицистическую работу.
                Правда, если только не считать царя, которому своим драматургическим литературным трудом доставлял большие неприятности. И дело дошло даже до того, что А. Н. Островский  просто отказался писать пьесы и взялся за историческую хронику. 
 


Рецензии