Моя Россия - продолжение 11

Сухаревка приняла Марфу настороженно. Несмотря на запрет и частые облавы, тут многие дельцы имели свой барыш от купли-продажи, торгуя краденным, контрабандой и продуктами, на которые распространялась государственная монополия. Новичок всегда привлекает внимание бдительных глаз. То один, то другой лавочник проявляли свою "заинтересованность" ее выставленными на показ пожитками, предлагая заведомо неприемлемые сделки. За их шахер-махеры ей необходимо было бы еще и… доплатить. Но она не дура, кое-что в торговле понимает, да и в людях научилась разбираться.

- Марафету за ваш обруч не хотите?

- Не поняла…

- А чё тут непонятного? Я предлагаю вам за перстенек четыре… нет, пять шпиганок морфия.

- Христос с вами! При моей нужде, мне только этого не хватало!..

- Ну, раз не желаете, адью, мадам!

- Это Филя, местный забулдыга, толкает разбавленный мочой зубной порошок… Вы его россказни всерьез не воспринимайте, но лучше сторонитесь пьянчуг, могут запросто обчистить.

- Благодарю за информацию, сударь, постараюсь уйти отсюда не ограбленной.

- Уж постарайтесь, если что случится, вам тут на помощь никто не ринется. Народ сильно напуган. Да и попадете в участок, все равно несдобровать, обдерут как липку, а то и снасильничают…

- Ужас!

- Не то слово, - Армагедон души рассейской!.. Позвольте представиться - Гордей Неклюдов, бывший статский советник…

- Марфа… Марфа Петровна… Терехова.

- По всем признакам, вы на Сухаревке впервые, не расслабляйтесь, здесь лихого люда хватает. Меня, стрелянного воробья, и то облапошили, вместо яблочного джема заполучил "консервированного" солидола! Как мне его втюхали, ума не приложу! Пробовать давали именно джем… Ничего, я его в деревне на два мешка картопли поменял. Ими и кормимся…

- А я вот, второй день безуспешно продолжаю осваивать ремесло негоциантки… Вы не подумайте, что у меня в этом деле опыта нет, муж мой, покойный, был успешным коммерсантом, кое-чему научил, только товар у меня не самый ходовой, к тому же и время для роскоши, похоже, прошло…

- Вы не расстраивайтесь, на каждый ковань найдется свой покупатель. Поначалу, я тут целую неделю ничего не смог сбыть, а сейчас, пожалуй, уже и нечего. Остались одни воспоминания и книги… Брокгауз вам не нужен? Дарю.

- Спасибо. В другой раз я бы эту энциклопедию у вас купила. Стыдно признаться, но мы с сестрой весь январь обогревались Львом Николаевичем и Федором Михайловичем… сырые дрова плохо разгораются…

- Понимаю...


Наконец, ей удалось продать свой шелковый халат одной разрумяненной морозом профурсетке. То, что дамочка, не торгуясь, расплатилась двумя царскими полтинниками, еще раз убедило Марфу в правильность древнего поверия в то, что хорошая вещь не нуждается в рекламе. Настроение у нее улучшилось, в дрожащем от эмоций теле стало значительно теплее. Сегодня она точно вернется с добычей, - на все деньги купит льняного масла и проса.


                (продолжение по ссылке)

http://www.proza.ru/2017/10/18/1946


Рецензии