Князь Игорь князь всея Руси!
опера Александра Бородина в постановке Евгения Соковнина, 13 октября 2017 года, Историческая сцена Мариинского театра
Моя театральная неделя завершилась прекрасным "Князем Игорем"! Я уже надеялась услышать одну из любимейших моих русских опер в хорошем исполнении в Мариинском театре, а тут вдруг выставили выдающийся мужской состав на главные партии: Роман Бурденко, Евгений Никитин, Павел Шмулевич! И тенор был заявлен подходящий - Сергей Семишкур. С женской половиной дело обстояло не так лучезарно, но я уже привыкла, что в Мариинке без ложки дегтя и меда попробовать не дадут, да и женские партии там невелики.
А "Князь Игорь" вчера, 13 октября, да ещё в пятницу, был великокняжеский! Роман Бурденко выдал такого князя, что сердце дрогнуло: и могучий вокал, и богатырская стать, и величавый распев. Очень подходит певцу эта роль и эта партия, требующая, как в любой русской опере, густого глубокого голоса с возможностью заполнить все пространство зала неистовым вокальным росчерком на фортиссимо! Лучше я слышала только в советском эпическом фильме-опере, вышедшем на экраны в 1970-е, но это не живое театральное действо, там результат предопределен дублями и чудесами техники звукозаписи. А тут все без права на ошибку. Браво, Роман Павлович!
Впервые мне повезло и с князем Галицким (Евгений Никитин). До этого всегда в душе оставался осадок неудовлетворённости: ну, где же это пение шаляпинской мощи и вальяжности? А тут почти в яблочко! Такой боярин без царя в голове!
Близок к ожидаемому был и хан Кончак (Павел Шмулевич). Хороший бас, интересная трактовка характерного образа, колоритный персонаж. Ещё бы немного густоты голосу, а образу восточного хитроватого коварства и торжествующего самодовольства, и будет Кончак высшей пробы!
Княжич Сергея Семишкура вокально слушался лучше Кончаковны (Злата Булычева). Но музыкальные фрагменты с этой парой меркли на фоне роскошных главных героев. Хотя небольшая партия половчанки (Елена Ушакова), поющей под домбру среди танцующих подруг, весьма порадовала хорошим исполнением. Кончаковна - контральтовая партия, также, как и Ольга в "Евгении Онегине", а певиц с выраженными сильными низами, кроме Ольги Бородиной, в Мариинке, увы, нет. Потому с Кончаковной всегда возникает не все в порядке.
Ярославна (Анна Маркарова) весь спектакль держала в напряжении: какая из верхних нот станет очередной проблемой? Даже плач Ярославны на городской стене не дал расслабиться. Но все искупила сцена в княжеских покоях с ищущими защиты девушками и пьяным распоясавшиеся Галицким. Голос певицы звучал очень по-русски, глубоко и распевно.
Особое удовольствие, как чаще всего бывает в Мариинке в русских операх, доставил хор: "Мужайся, княгиня, недобрые вести..." и заполошная жалоба девушек "Ой, лихонько".
Вся опера оставила чувство глубокого удовлетворения. Полагаю, что в этом есть заслуга дирижера Бориса Грузина и оркестра, несмотря на явную фальшь и нестройную игру волторн в парочке мест, но это уже были мелочи жизни, на фоне общего достойного исполнения оперы.
После спектакля мы не ограничились овацией и криками «Браво!», решили сказать Роману Бурденко, исполнителю заглавной роли, как нам понравился его князь Северский Игорь Святославович! Ну, и сфотографировались на память!
Свидетельство о публикации №217101500132