Наука и религия, знания и вера не совместимы?

=== Начать нужно с того, что наука науке рознь... И с религией без противоречий сочетаема далеко не всякая наука, и не всякие знания сочетаемы с истиной Бога.
Конечно, многие великие и величайшие ученые в Бога веровали, а особенно в те времена, когда атеисты представляли собой редкое исключение (не так как сегодня). Но многие из них и не пытались совместить свою веру в Бога и ту атеистическую науку техногенного общества, которую они развивали. Ученые просто разделяли свою веру и свои научные знания во времени и пространстве: например, дома и в церкви во время молитвы - вера для себя, а на рабочем месте - иного рода наука для общества. То и другое - совершенно разное. Почитайте строки Ломоносова на тему Математика и Богослова, которым и не должно понимать друг друга, и Вы убедитесь, что это действительно так.Возьмем того же Эйнштейна, которого Вы приводите как пример в качестве большого авторитета науки. Но что доказывает его высказывание о Боге, если релятивисткая космология Эйнштейна есть модель науки атеистической? Пути Господни неисповедимы, пути человеческой цивилизации неисповедимы поэтому тоже, и вот ученый, который в научной статье отстаивает Теорию Большого взрыва, в воскресенье приходит в церковь и вполне искренне молится Богу. Это не означает совместимость его науки и религии, это лишь значит, что в разное время и в разном месте верующий в Бога ученый обращается к совершенно различным моделям миропонимания. И не испытывает от этого явного дискомфорта хотя бы уже потому, что служением обществу такой ученый служит и Богу. А Господу угодно, чтобы наша техноцивилизация обретения человечеством горького опыта ради прошла через глубокое болото атеизма и материализма - да, и со всеми страшными последствиями этого, ибо иначе нельзя: полнота опыта есть соединениие теории с практикой. Между тем, есть наука, которая вере в Бога, веру Богу не противоречит. И такого рода наука с верой и философией неразрывна, потому это наука и о мире материальном и о мире духовном.=== (Из рецензии Д. к моей статье «Образованность и религиозность не совместимы?)

Ответ.
 Спасибо за добрые слова, но не со всеми высказываниями я могу согласиться.
Во-первых, я нигде не утверждал, что =всякие знания и всякая «наука»= совместимы с религией и Истиной. НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.(Ксфт). Речь не идёт о философии, у неё особое место. И, конечно, за рамками рассмотрения в данной статье лженауки, типа «научного атеизма», парапсихологии, эзотерики и пр.

Во-вторых, наука, как может и умеет, своими методами, познаёт различные аспекты мироздания.
Богословие в рамках религии тоже исследует и познаёт мир. Но наука познаёт мир грубо-материальный, а религия – духовный (тонко-материальный) и мир Божественных энергий -действий. Есть исследования науки и религии в некоторых областях взаимодействия этих миров.
 
Техногенное познание мира и его освоение, безусловно, отличается от религиозного познания и освоения. Технический прогресс без эволюции человека в Богочеловека – бесплоден и бессмыслен.  Тем ни менее, для научного познания окружающего мира тоже должно быть место.
Орган познания в науке – сознание, разум как предмет деятельности мозга. Орган познания веры – сверхсознание, ум сердца. Но эти органы совместимы и необходимы друг для друга, ибо принадлежат одному организму. Так  религия и наука совместимы и необходимы друг для друга, ибо принадлежат Человечеству.

2. Какие у Вас основания утверждать, что ==релятивисткая космология Эйнштейна (или Теория Большого взрыва) есть модель науки атеистической===?

Вы утверждаете, что учёный, (следовательно, наука) служит обществу, и тем самым служит БОГУ, тогда какие у Вас претензии к науке? И почему она должна быть несовместима с религией, если, по Вашему, служит БОГУ, через служение обществу?
Пример: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ, доктор наук. У него всё совмещалось, и наука, и религия. Он даже операции проводил в священническом облачении, и это - во времена сталинизма.

Кстати, библеистика, История Церкви,  История религии и др. используют результаты светских наук – истории, археологии, лингвистики, филологии и др.  И хотя в этих науках может быть и нечто, далёкое от религии, их нельзя назвать не совместимыми с верой. С другой стороны наука черпает знания исторических событий  из Священного Писания, а аскетические опыты Святых отцов и монашествующих – дают бесценный опыт и знания для психологии (психеа – душа) и медицины. Церковная живопись, архитектура, литература –  неоценимый вклад в культуру всех народов. Этот перечень можно продолжать и дальше. Наука и религия взаимосвязаны и дополняют друг друга.

3.Совершенно не могу согласиться с тем, что верующий учёный должен вести двуличную жизнь, здесь – верующий, а там – учёный, «здесь – играть, а там – селёдку заворачивали».

Вера, общение и единение со ХРИСТОМ производит качественное преображение человека, на которое никак и ничто не может повлиять, тем более какой-либо научный подход, научная гипотеза или модель. Вера и БОГ – не предметы науки и ей не подвластны, более того, для неё – недосягаемы. И никакая наука не может отлучить верующего человека от БОГА и ЕГО Любви.

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8,35-39)

4. Полагаю, что когда вопрос касается Промысла БОЖЬЕГО, не нам судить, что Господу угодно, а что –нет. Надеюсь, что для ==полноты опыта соединения теории с практикой==, Вы не предложите всему человечеству  дружными шеренгами двинуться в ад или в эзотерику?
А окунуться в мрачные бездны атеизма для верующего человека, это всё равно, что для «полноты опыта» глотнуть смертельного яда или сойти с ума.
 
Вот что отвечает Вам на это знаменитый хирург Николай Пирогов: «…существование Верховного Разума, а следовательно и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума».
Поэтому "полнота опыта" - весьма сомнительный аргумент и вряд ли им руководствуется Господь БОГ.)

5. Каждая наука о мире материальном, невольно соприкасается  и с миром духовным (но она об этом не догадывается)), ибо эти миры переплетены и взаимосвязаны. Причём мир духовный – причина движения и изменения, трансформации мира материального.
«В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы». Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Дух, душа и тело.

Религия и наука необходимы человечеству для познания мира и многого другого, но для спасения и восхождения в Вечную Жизнь необходима истинная вера и дела любви.

*И бесы веруют, и знают, и трепещут, но в Царстве БОЖИЕМ не будут никогда,
за ум и знания Рай БОГОМ не обещан, нужна нам вера, но без дел она мертва.*

6. Что касается фразы из высказывания М. Ломоносова: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии», то это вовсе не значит, ==Математику и Богослову не должно понимать друг друга==, как Вы утверждаете.
А если это одно лицо – верующий математик, или богослов с техническим образованием? То что? Раздвоение личности и шизофрения?))
Если прочитать высказывание целиком,  не вырывая из контекста фразу, то становится ясно, что Ломоносов  никогда не противопоставлял науку  вере.  Ибо он пишет перед вышеприведенной фразой: «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители».

Итак, по слову М. Ломоносова: Природа и вера  - две родные сестры. Природу и БОЖИЕ действия в ней изъясняют учёные, а веру  и Священное Писание – пророки, апостолы и церковные учителя. Поэтому  наука и религия два способа познания мира, не противоречащих друг другу, или предметы познания - "родные сёстры".

Ломоносов прекрасно сочетал веру с наукой, более того, вся научная деятельность  у него освящается верой:
«В безмерном углубля пространстве разум свой, Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
Везде Божественну мы мудрость почитаем. В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине, Что Бог устроил нам в безмерной глубине...»

Вот что пишет Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
в книге "Беседы с русским народом" и священник Вячеслав Романов в статье «Ломоносов - защитник науки и веры»:
«Только малообразованные люди думают, что наука «противоречит вере в Бога», а вера в Бога «отрицает науку». На самом деле наука и религия,– две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут. Так думал и Ломоносов...
Ломоносов был убежден, что чем далее наука идет вперед, тем она все больше открывает Божие величие в творении... Так же думают лучшие ученые наших дней».


Рецензии
Гимн бороде
Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.

Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Попечительна природа
О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой
Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим
И наш первой взор возводим.
Не явится борода,
Не открыты ворота.

Борода предорогая!.. и т. д.

Борода в казне доходы
Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.

Борода предорогая!.. и т. д.

Не напрасно он дерзает,
Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы,
Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы;
Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой
Достает он бородой.

Борода предорогая!.. и т. д.

О коль в свете ты блаженна,
Борода, глазам замена!
Люди обще говорят
И по правде то твердят:
Дураки, врали, проказы
Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк;
Ею цел и здрав их зрак.

Борода предорогая!.. и т. д.

Если правда, что планеты
Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут.

Борода предорогая!.. и т. д.

Если кто невзрачен телом
Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден
Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден,
Знатен чином и не скуден
Для великой бороды:
Таковы ее плоды!

Борода предорогая!.. и т. д.

О прикраса золотая,
О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслуги заплатить?

Борода предорогая!.. и т. д.

Через многие расчосы
Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу,
По всем модам наряжу.
Через разные затеи
Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки
И крупичатой муки.

Борода предорогая!.. и т. д.

Ах, куда с добром деваться?
Все уборы не вместятся:
Для их многого числа
Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю
И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости,
В жирной влажности расти.

Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
(Михайло Ломоносов)

Виктор Долгалев 2   15.10.2017 12:55     Заявить о нарушении
Для того, чтобы разобраться, против чего и кого направлено сатирическое перо Ломоносова, стоит познакомиться с предысторией появления темы «бороды».
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой? http://www.proza.ru/2017/10/23/1831

1. В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя над самим указом «О бороде» и налогом на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде».

Проанализируем это произведение. Начнём со строк, звучащих рефреном на протяжении стиха: «Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена».

Казалось бы, в этих словах есть что-то антицерковное и даже кощунственное. На самом деле ничего подобного.
Поводом для этого иронического четверостишия явилось не какое-то кощунство, а следующий факт: при Крещении человек трижды полностью погружается в святую воду, в том числе, погружается срамная часть тела, то есть та, которую стыдно показывать. (Толковый словарь Ожегова).
При погружении крещаемого длинная борода всплывает, и в воду полностью не погружается, то есть, как бы, и «не крещена». (Надо заметить, что в те времена всех крестили в младенчестве, а взрослыми крестились только иноверцы)
У автора есть некое шутливое противопоставление бороды и «срамной части», не в пользу первой. И он «жалеет» «предорогую бороду», что она не крещена. В этом присутствует ирония по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде. Есть насмешка и в адрес тех, кто формально относится к церковным обрядам (борода не погружается полностью, значит, не крещена!).
На это следует заметить, что Святое Крещение человек принимает полностью, всем своим существом, а не отдельными своими частями. И будучи глубоко верующим человеком, Ломоносов это прекрасно знает.
Автор называет бороду - предорогой, не только потому, что она некоторым была дорога сердцу как символ патриархального порядка, но и потому, что она из-за налога реально стала «предорогой».

1.Итак, на что или на кого направлено острие сатиры Ломоносова:

1) Строки рефрена «Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена» не содержат ничего антицерковного или кощунственного.
Есть ирония по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде. Есть насмешка и в адрес тех, кто формально относится к церковным обрядам. И намёк на то, что из-за налога борода реально стала «предорогой».
2) Первая строфа посвящена насмешливому и преувеличенному восхвалению бороды и поклонению ей как языческому идолу.
3) О второй скромно умолчим.))
4) В 3, 4 – о конкретном человеке – старообрядце (расколнике), близком ко двору, который щедро оплачивает право ношения бороды, оправдывая это своими убеждениями, при этом поощряет самосожжение за убеждения «своих братьев» по вере, чтобы овладеть их имуществом.
5) В 5 – Ломоносов обличает тех, кто за бородой, то есть за явным признаком достатка и «достоинства», скрывают свою дурь, враньё и проказы. Не будь у них бороды (богатства, достаточного, чтобы платить налог за бороду), «им в глаза плевал бы всяк».
6) В 6 - ирония по отношению к некоторым церковнослужителям и чиновникам, к Синоду
(церковно-государственный орган, подчинённый обер-прокурору) который в порядке надзора за благонадёжностью, осуждал Ломоносова за то, что он в своих произведениях «многим … не утвержденным душам причину к натурализму и безбожию подает». Хотя Ломоносов прекрасно знал, что наука и вера не противоречат друг другу.
Автор также намекает на католическую инквизицию, и сожжение Джордано Бруно, хотя этому причина - не «противоречия» между наукой и верой, я то что Бруно был упорствующим еретиком, оккультистом, алхимиком и т.п.
7) В 7 - 10 строфах насмешка над тем, что, не имея особых достоинств, достаточно произвести хорошее впечатление при дворе и создать видимость разумности. И за ней как за ширмой не будут видны ложные мнения, и посыплются от высоких особ щедрые дары – достатки и чины. Главное - холить и лелеять эту видимость – ширму – «бороду».

Как мы видим, объектов сатиры в стихе Ломоносова достаточно много. Заблуждаются те, кто думает, что этот сатирический стих направлен против Церкви и веры. Достаточно привести некоторые высказывания и стихи великого учёного, чтобы понять его глубокую веру и его отношение к Церкви, как к Матери. Именно так относятся к Церкви православные люди.

2. Словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был "материалистом", Ломоносов слагает такие строки в переложении псалма 26-го:

Услыши, Господи, мой глас, Когда к тебе взываю,
И сохрани на всякий час: К Тебе я прибегаю...
Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных...
Ко свету Твоего лица Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца Приемлю луч вседневный...

Сколько у Ломоносова таких строк! Его классическая Ода об Иове начинается:
О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек...

Ломоносов считает, что наука только подтверждает БОЖИЮ Премудрость, создавшую наш мир. А Любовь БОГА к людям подтвержается тем, что ОН ради их спасения, послал на страдания своего Сына.

Сколь созданных вещей пространно естество,
О сколь велико их создавше Божество!
О сколь велика к нам щедрот Его пучина,
Что на землю послал возлюбленного Сына!
Не погнушался он на малый шар сойти,
Чтобы погибшего страданием спасти.

Ломоносов как учёный восхищается Творением БОЖИИМ:

В безмерном углубля пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
Везде Божественну мы мудрость почитаем.
В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине,
Что Бог устроил нам в безмерной глубине...

А это к неверующим и ложно верующим, не понимающим сути Духовности, Православной веры и Церкви.

О вы, что Божество в пределах чтите тесных...
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь,
И к Матери своей вы Церкви примиритесь...
Полностью анализ "Гимна бороде" на Прозе "Ломоносов. Гимн бороде. Сатира на что и на кого?" Славен Любомиров 3

Использованы фрагменты из: Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с. 1070-1071.(Нужно иметь ввиду, что это издание времён воинствующего атеизма. Поэтому все нападки на Церковь и её осуждение на совести составителей. Ломоносов был глубоко верующим, воцерковлённым человеком)

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) из книги: "Беседы с русским народом»

Славен Любомиров 3   24.10.2017 20:31   Заявить о нарушении
Ломоносов как пантеист

Р.К. Баландин выражал сомнения в том, что Ломоносов был «твердокаменным» деистом. «Некоторые его ссылки на Господа формальны. Порой выводы из его идей противоречили церковным установлениям и тексту Священного Писания. Для него познание всего сущего предполагало единство науки, религии, философии, обыденного опыта». Исследователь считает, что в воззрениях Ломоносова нет места Богу, отделенному от природы и управляющему мирозданием, находясь как бы над ним. «Ломоносов ощущал, воспевал и стремился постичь красоту, величие и совершенство Природы. Она для него была божественной. Единство материального мира Природы (материи, энергии) и Духа Святого, пронизывающего все сущее и олицетворяющего Жизнь и Разум… Это - пантеизм». Тем не менее, сочинения самого мыслителя говорят, как кажется, о другом. Это правда, что Михаил Васильевич стремился постичь величие, но это величие Творца природы, а не природы как таковой. Изучая природу, М.В. Ломоносов сам убеждался в могуществе и разумности Всевышнего, о чем неоднократно писал в своих естественнонаучных трудах. Для него Бог был хотя и Промыслителем, но стоял выше созданной Им природы, как отдельное Высшее Существо, не слитое с ней воедино. Ломоносов пишет: «Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова», - подтверждая тем самым свое понимание отделенности Творца от природы. Также в работе «О тяжести тел и об извечности движения» Ломоносов говорит о тяготении - монументальной силе природы, что «приписывать это физическое свойство тел божественной воле или какой-либо чудодейственной силе мы не можем, не кощунствуя против бога и природы». Так, становится совершенно ясно, что Ломоносов не был пантеистом.

Отношение к церкви

Для формирования объективного взгляда на отношение М.В. Ломоносова к церкви необходимо рассмотреть разные стороны жизни великого мыслителя и различные его сочинения, так как вполне можно, например, как это делали, многие советские историки, так подобрать факты биографии и слова самого же Михайло Васильевича, что он получится совершенно черно-белым, грубо критиковавшим церковь и ее служителей. Или наоборот, как у дореволюционных исследователей, человеком, положившим всю свою жизнь на алтарь служения церкви.

В детстве и юности мировоззрение Ломоносова формировалось православием. Э.П. Карпеев отмечает: «Проведенные в России детство и юность, обучение в духовной академии сделали Ломоносова верующим, истинно православным человеком, приверженцем монархического строя». Однако есть в этом пункте один важный момент: то ли в 13, то ли в 17 лет (исследователи расходятся во мнениях) Ломоносов отходил в «секту беспоповцев». Одной из причин отхода Ломоносова к старообрядчеству было недовольство местным духовенством. Помимо этого, В.И. Симаков отмечает как причину тот факт, что сама семья Ломоносова была старообрядческой, что, в принципе, учитывая грамотность матери (что редко в среде нестарообрядческого крестьянства), можно допустить, хотя подтверждений этому в научной литературе не находим.

Так или иначе, позже мыслитель вернулся к официальной церкви. Произошло это оттого, что юному искателю не нравились чрезмерная религиозность староверов и отчасти даже их фанатичность в отношении некоторых сторон жизни (например, привязанность к бороде, над которой позже смеялся Ломоносов). Надо сказать, что его отношение к официальной церкви тоже было весьма и весьма неоднозначным.

После путешествия в Германию, взгляд мыслителя на современную ему Русскую православную церковь, судя по всему, сильно изменился, так как до этого более или менее снисходительный к церкви, относящийся к ней даже по-сыновнему Ломоносов начал бороться с ее пороками. Мне кажется, дело тут в том, что мыслитель увидел гораздо более совершенное положение вещей в Европе, и потому, настроенный патриотически, был раздосадован недостатками родной церкви. Кроме того, его отношение к религии, как мы видели, а также и к церкви после посещения протестантской Германии было пронизано рационалистическим подходом. Подход Ломоносова, по моему мнению, был таков: обряды - это хорошо, но во всем необходимы мера, совесть и разум.

Все же известно, что «Ломоносов, несомненно, посещал богослужения и, как свойственно многим православным, в той или иной мере соблюдал обряды и церковные установления». И при этом он не скрывал своего недовольства православным духовенством, которое вместо нравственного воспитания своих прихожан, предавалось лени и пьянству. В 1761-1763 годах он явно развенчивает пороки русского духовенства в письме «О сохранении и размножении народа» и «Примечаниях об обязанностях духовенства». В письме Шувалову М.В. Ломоносов среди проблем отмечает, во-первых, купание новорожденных в ледяной воде, после которого те нередко умирают. «Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами», - резко высказывается просветитель. Во-вторых, обеспокоен мыслитель был смертностью, повышающейся в связи с постом: «паче других времен пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи». «Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно», - отмечает Михаил Васильевич. Рассуждая с позиций разума, Ломоносов предлагает перенести масленицу и пост на май-июнь, что было бы, по его мнению, полезнее во всех отношениях. Г.В. Плеханов на это заметил, что «его рационалистические рассуждения о посте могли не нравиться духовенству, но, на самом деле, в них не заключалось ничего опасного для церкви». В-третьих, Ломоносов был против раннего пострижения в монахи и предлагал женщин постригать в 45, а мужчин в 50 лет, чтобы не съедала их страсть, присущая молодости. Кроме того, в «Примечаниях», Михаил Васильевич отмечает, что священнослужители не только должны Богу молиться, «но и обучать страху божию и честным нравам словом и примером, а особенно молодых людей». «Ежели надлежащим образом духовенство должность свою исправлять будет, то благосостояние общества несравненно и паче чаяния возвысится…».

Важно также подчеркнуть здесь важность в жизни Ломоносова и его отношении к церкви проблемы согласования науки и веры. П. Сакулин отмечал: «Ученый с такими научными и религиозными воззрениями, как Ломоносов, не мог не столкнуться с представителями русской православной церкви». Так, Ломоносов был, можно сказать, «русским Христианом Вольфом», так как основным вкладом его в русскую культуру стала сама наука, которой до него как способа исследования материального мира, в общем-то, из-за «монополии церкви на мироустройство» не было. Ломоносов всю жизнь пытался разделить науку и религию, чем явно обеспокоил Святейший Синод, который открыто выступил против того, чтобы кто-либо «писать и печатать как о множестве миров, так и о всем другом, вере святой противном и с честными нравами несогласном не отваживался». «Были моменты», - пишет П. Сакулин, - «когда решительный конфликт между Ломоносовым и Синодом казался неизбежным, когда Синод требовал для великого ученого жестоких кар». Однако «кары» благодаря многочисленным миротворческим попыткам М.В. Ломоносова согласовать свою научную деятельность с церковью миновали его. Неоднократно апеллируя к «святому мужу» Василию Великому, Ломоносов в прибавлении к «Явлению Венеры…» утверждает: «Больше не остается, как только коротко сказать и повторить, что знание натуры, какое бы оно имя ни имело, христианскому закону не противно».

М.В. Ломоносов, вопреки мнениям многих исследователей, видел и очень многие положительные стороны российского духовенства. В.П. Лысцов считает, что «Ломоносов глубоко осмыслил и многосторонне осветил положительную роль православного духовенства в истории России за большой период времени с X по XVIII в.». Анализ этим исследователем сочинений М.В. Ломоносова явно наводит на мысль о том, что мыслитель был отнюдь не равнодушен к православной церкви и духовенству. Ломоносов в своих трудах проводит идею о большой исторической и культурной роли православной церкви в истории Отечества. В «Древней российской истории» Ломоносов отмечает, «сколько могла умягчить Владимирово сердце христианская кротость, … когда и для достойной казни не хотел единого человека лишить жизни». Особую роль духовенства во времена Петра Великого М.В. Ломоносов отмечает в одноименной поэме. Также отмечает он роль духовенства и во время Елизаветы Петровны в «Слове похвальном Елизавете». Сначала выражает свое почтение перед богослужением в честь Елизаветы такими словами: «Так со благоговением предстоя олтарю господню, чин священный с курением благоуханий возвышает молитвенные гласы и сердце свое к богу о покрывающей и украшающей церковь его в тишине глубокой». Там же восклицает: «Благополучна Россия, что единым языком едину веру исповедует и, единою благочестивейшею самодержицею управляема, великий в ней пример к утверждению в православии видит»

В указанных сочинениях Ломоносова отчетливо виден следующий подтекст: православная церковь и духовенство сыграли в развитии России и ее культуры существенную роль, распространяя Божье Слово и благодетель, распространяя грамотность и искусства, как, например, фреску и иконопись, поддерживая русский народ и его правителей.

Итак, очевидно, что Ломоносов относился к церкви, как истинный патриот. Хотя он и раскрывал многие пороки духовенства своего времени, делал он это не из злобы, а от боли, знакомой любому патриотически-настроенному человеку, видящему непорядки в Отечестве. Михаил Васильевич не отрицал достоинств родной церкви и духовенства и, хотя, может быть, это не столь проявлено, как критика (так обычно бывает), все же он прославлял их в своих сочинениях.

Это я взял из огромного доклада об отношении М.В.Ломоносова к религии и церкви

Виктор Долгалев 2   24.10.2017 21:19   Заявить о нарушении
Ув.В.Д., из чьего доклада? Кто автор этого текста?

Славен Любомиров 3   25.10.2017 06:55   Заявить о нарушении
Доклад находится здесь: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=727456 Но автор не указан. Указаны только использованные работы:

Список использованной литературы

1.Баландин Р.К. Михаил Ломоносов. - М.: Вече, 2011. - 350 с.

2.Карпеев Э.П. О мировоззрении М.В. Ломоносова. - 14 с.

.Карпеев Э.П. Русская культура и Ломоносов. - СПб: Наука, 2005. - 139 с.

.Лебедев Е.Л. Ломоносов. - М.: ОГИ, 2008. - 747 с.

.Лысцов В.П.М.В. Ломоносов об исторической роли православного духовенства в России. // Церковь и ее деятели в истории России: Сб. статей. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. - с. 3-30.

.Осипов В.И. Философия М.В. Ломоносова: монография. - Архангельск: Помор. ун-т, 2009. - 136 с.

.Плеханов Г.В.М.В. Ломоносов. // М.В. Ломоносов: к 285-летию со дня рождения. - М.: МГУ, 1997. - с. 115-142.

.Прокофьев И.Ф. О религиозности и атеизме М. Ломоносова // Философия и социология в контексте современной культуры. - Днiпропетровськ, 1998. - с. 34-40.

.Сакулин П. Личность М.В. Ломоносова. // М.В. Ломоносов: к 285-летию со дня рождения. - М.: МГУ, 1997. - с. 86-109.

10.Симаков В.И.М.В. Ломоносов: феноменология интеллекта. - Хабаровск: РИОТИП, 2007. - 607 с.

Виктор Долгалев 2   25.10.2017 08:25   Заявить о нарушении
В этом тексте допущено несколько неточностей:

1. Ломоносов никогда не был пантеистом, но он никогда не был и деистом.

2. Все, кто какое-то время провёл на Западе или находятся его влиянием (как современные либералы), всенепременно и немедленно предлагают «реформировать» Русскую Православную Церковь по образцу католической либо протестантской.
Этот пыл реформаторства Церковной жизни, освящённой Священным Писанием и Священным Преданием, со временем у мыслящих, верующих людей проходит, как прошёл у Ломоносова. С опытом приходит понимание, что первично в Церкви – духовная жизнь, и она диктует и творит формы. «Дух творит формы» (Серафим Саровский).

Русская Православная Церковь устояла во всех тяжелейших испытаниях, выпавших на её долю и долю России, и продолжает укрепляться и расширяться именно потому, что она не свернула с Пути, предназначенного для неё ХРИСТОМ, проложенного Апостолами и Святыми Отцами.

А что сейчас протестантизм? Распался на тысячи сект и Церквей, которые враждуют друг с другом. Что католичество? Закрываются храмы, венчаются гомосексуалисты и т.п, хотя сказано в Новом Завете: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники (гомосексуалисты, прим. Авт.)… Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6, 9-10). Где же их ===совершенство, мера, совесть и разум===?

3. Ломоносов относился к церкви, не столько как «истинный патриот», а как глубоко верующий воцерковлённый православный христианин. Ведь Церковь – это не только священнослужители, прихожане и порядки, это - Господь БОГ, ХРИСТОС, Святой Дух и Божья благодать, в ней пребывающие.

Славен Любомиров 3   25.10.2017 22:14   Заявить о нарушении
Дядя Славен! Вы пирожок с определённой начинкой - с рисом, допустим. Другую начинку я Вам вложить не в силах. Ничего позорного в пантеизме я не нахожу. Нельзя сердце отделить ото всей кровеносной системы. Нельзя реки отделить от океана - это тоже круговорот. Любить Бог повелевает не только Единство, но и множество, как наших ближних и дальних. Материальный мир - эманация Бога, его истечение, излучение, а по-другому - слава. Но я на Вас ни в этом вопросе, ни в других не давлю. Оставайтесь в своей начинке.

Виктор Долгалев 2   25.10.2017 22:33   Заявить о нарушении
Стакан палёной водки - вам дядя. Видимо, после него вы себя идентифицируете с пирожком без начинки (без мозгов?), ну а других – с начинкой. И на том спасибо.))) Вы в других пытаетесь что-то вложить, потому, что в себя не можете? Действительно, куда? если мозгов нет.)

Может вы не знаете, что такое пантеизм?
ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и мир.(Краткий словарь философских терминов)
ПАНТЕИЗМ (греч. pаn – «всё, всякий» и греч. theos – «бог, божество») – философское учение, основанное на идее: 1) о Боге как безличном начале; 2) о причастности всех существующих вещей Божественной субстанции (сущности). «Пантеизм — это прежде всего форма атеизма» (Шопенгауэр).

Вы можете быть пантеистом, атеистом, сатанистом и т.д. Это ваше личное дело, вопрос совести и ваших умственных возможностей. Но пропагандируя, что всё существующее причастно субстанции Бога, пантеисты, по сути, обожествляют всё: животных, камни, деревья, пищевые отходы и даже нечистоты, ну и себя, конечно. То есть, всё перечисленное, по их мнению – Бог. Это уже явное кощунство. И своими примитивными примерами вы это подтверждаете - содержание океана и рек, Бога и материи, и всего непотребного по-вашему – одно и то же? До такой мерзости, которую несёте вы, может додуматься только сатана.

Не понятно только, при чём здесь Ломоносов? Вы, прочитали заголовок, скопировали статью, но не удосужились, как обычно, её прочитать и облажались. Ибо там противоположное тому, что вы пытаетесь доказать.

Ломоносов никогда не был пантеистом, и автор статьи, фрагменты которой Вы здесь приводите, это доказывает и подтверждает, как и сам Ломоносов, будучи православным христианином. Автор пишет в выводах: «Ломоносов верил в Бога как христианин: в мудрую любящую личность - благожелателя, которому небезразлична судьба человека и который ведет его по жизни;» (Для пантеиста БОГ не может быть личностью, он – субстанция, материал, из которого всё сотворено).

Да, трудно вам, пирожкам без начинки, живётся и особенно «думается».))

Славен Любомиров 3   26.10.2017 22:59   Заявить о нарушении
Дядя Славен! Я согласен с определением пантеизма философским словарём. Пантеизм считает за Бога Дух вкупе с материальным миром. Вы, когда смотрите на звёздное небо, небось воздаёте славу Творцу. Именно по видимому мы познаём невидимое. И я хоть не признаю всякие измы за истину, всё же уважительно отношусь к ним, как к деталям. А Ломоносов просто не мог быть мракобесом, считающим, что мир существует только несколько тысячелетий. Мир существует столько же, сколько существует Бог, ибо это Его тень.

Виктор Долгалев 2   26.10.2017 23:17   Заявить о нарушении