Карголицкая начальная школа

От автора: К сожалению, биографии заведующей Карголиц-
кой школой, Марии Николаевны Рогалёвой, не нашлось.Учила она меня всего один год.Начала она работать в дореволюционный период, поэтому порядки в школе были отменные. У разных людей записаны воспоминания о ней: у Веры Васильевны
Корытовой, Нины Александровны Ларионовой, Лидии Алексан-
дровны Дроздовой и других. Многие учителя проходили практи-
ку у Марии Николаевны. Щедро передавала она свой педагоги-
ческий опыт. Нина Александровна Ларионова один год учитель-
ствовала в Карголицкой школе под руководством Марии Никола-
евны. По словам Ларионовой Н.А., Мария Николаевна родилась
в Онежском районе в семье священника. Окончила Мариинскую
женскую гимназию в Архангельске. «Это был учитель от Бога.
Я бы назвала её «Знаковой личностью». Высокая культура, ин-
теллигентность и скромность всегда отличали её, и до послед-
них своих лет она не расставалась со школой. И именно благода-
ря её примеру, много педагогов появилось на нашей малой роди-
не. Судьба разбросала их по разным городам и сёлам, но с педа-
гогической работой не расстались», – написала Вера Васильев-
на Корытова.
В газете «Путь к коммунизму» от 13 сентября 1953 года Ма-
рия Николаевна Рогалёва писала, что отработала в школах Емец-
кого района тридцать восемь лет. Значит, в Карголицкой школе
она начала работать с 1915 года, после Тяпушкина.
Мария Николаевна учила меня только в первом классе. Для
нас учителя были, как боги. Сидим как-то с подругами и рассу-
ждаем: «Интересно, ходят ли учителя в туалет?». Ответа так и
не получили. Мария Николаевна была очень строгая, но, вместе
с тем, и душевная. Ко мне она очень хорошо относилась. У меня

был красивый почерк. Помню, как она заставляла меня (для об-
разца) всем ученикам писать букву «У». Когда ненадолго отлуча-
лась из класса, то оставляла меня «за учительницу».
Во втором или третьем классе учительница вызвала меня к
доске, что-то решить по математике, а потом сказала: «Шура, у
тебя цифры на доске смеются». Я только позднее поняла, поче-
му она так сказала, ведь у некоторых учеников цифры на доске
«плакали». Ещё я запомнила, что Мария Николаевна часто проси-
ла меня что-то писать под её диктовку. К сожалению, я не запом-
нила. Мне было неудобно, что она давала мне немного денег за
это. Мне было стыдно, я не брала, но она убедила, что за каждый
труд человека благодарят. Я принесла домой свой первый зарабо-
ток, не в трудоднях. В школе были строгие порядки. Люди умели
беречь колхозное добро, как своё, так же поступала и Мария Ни-
колаевна в школе. Берегли мы школьный инвентарь, кругом была
идеальная чистота. Косметического ремонта в школе можно было
не делать несколько лет. Мария Николаевна всех заставляла при-
ходить в школу бритоголовыми. Как мне не хотелось расставать-
ся со своими косичками, оставили родители чёлочку, но и ту за-
ставила обрезать строгая учительница. На переменах мы не бега-
ли, а сидели на длинных скамейках и пели песни. Иногда в уме
решали задачи. Кто первым скажет на ухо ответ Марии Никола-
евне, тот и становится учителем. Горячего питания не было, и мы
носили в бутылках молоко с хлебом. Мария Николаевна проверя-
ла наши завтраки и говорила, что с чёрного хлеба человек лучше
учится. Попробуй было принести с собой пряники – сразу попа-
дёшь в немилость. Очень ответственной была работа в школьных
кружках на дому. Собирались по очереди у всех, чаще у нас дома.
Мария Николаевна всегда ставила наш, «погостовский», кружок
в пример. У меня была давняя мечта стать учительницей началь-
ных классов, а потом – русского языка и литературы. Учителя не
сомневались в моих способностях, даже рекомендация была дана
в педучилище, но всё случилось иначе.

В память о нашей дорогой учительнице помещаю статьи из
газеты «Путь к коммунизму», написанные в пятидесятых.

На фото:в центре справа Мария Николаевна Рогалёва.


Рецензии