Жозефина Рюмьеб и церковь в Абу Гоше

Вольный перевод из Бенедикта Штольца

С историей жизни Марии Иисуса Распятого (Мириям Боуодари) связанна так-же и жизнь другой избранницы Господа Жозефины Рюмьеб. Божественное проведение соединило судьбы двух этих женщин. Им обеим было поручено строить на Святой Земле церкви и основывать монастыри. Обе они обладали надлежащими способностями и подготовкой для выполнения возложенной на них миссии. В этой биографии будут представлены лишь основные вехи из жизни Жозефины Рюмьеб .

Но, сначала мы вспомним случай связавший жизни обеих святых. Это событие произошло на Кипре.

В 1868 г. Жозефина приехала на Святую Землю. После этого она переехала на Кипр на 3 года. Она жила там как раз в то время, когда на острове бушевала эпидемия. Жозефина ухаживала за больными и умирающими, пока сама не заразилась от них и не оказалась на пороге смерти. Она уже причастилась и теперь ждала со спокойной душой того мига, когда она расстанется с земной жизнью и перейдет в жизнь вечную. Было 11 часов ночи. Вдруг явилась ей Мария Христа распятого, которая находилась в то время в Вифлееме. Пока Жозефина жила на Кипре, Мария переехала в Вифлеем. В момент смерти своей подруги она оказалась рядом, чтобы помочь ей в великой нужде. Она парила над Жозефиной, окруженная лучистым сиянием в божественном экстазе, одетая в форму монахинь кармелиток с руками сложенными в форме креста. По словам Жозефины: "Я не видела сестру Мириям, но я знала, что это была она. Я знала, что она говорила с Богом. Я была в полном сознании. Я подозвала ее и она ответила мне. Я сказала ей: "Мириям, спроси у Бога умру ли я ?(Я знаю, что он был там, но не знаю, где именно). И она говорила с нашим Господом. Через секунду она сказала:"Нет, ты не умрешь молодой. Ты сделаешь еще много добрых дел." Затем она ответила на все просьбы моей души. Потом она исчезла, но то, что она мне сообщила действительно сбылось".

В мае 1878 г. два женщины озаренные милостью божьей два раза встречались в Яффо. Каждая такая встреча длилась несколько дней. На прощание Мириям сообщила Жозефине некоторые детали связанные со своей скорой смертью, которые вскоре осуществились.

Юные годы и прибытие в Иерусалим

Сестра Жозефина появилась на свет в маленьком городе Аспекте, который расположен на юге Франции недалеко от Тулузы. Во время крещения ее нарекли Жанной. Таким образом ее небесными покровителями стали Жана д` Арк и Иоанн Креститель. Благородные черты характера этих двух героев сыграли в ее жизни особую роль. Первое слово, которое она произнесла было "Иерусалим". С самого раннего детства она жила в другом мире, мире высших сил.
24 июня праздник Иоанна Крестителя Жана провела со своей матерью на природе. Было 11 часов утра, когда она увидела огромный столб возвышавшийся от земли до неба. В основании этого столба она увидела Господа нашего Иисуса Христа сидящего на троне в окружении своих апостолов. Это видение приковало ее к земле и она не могла подняться. И пока мать не позвала ее, она ничего не видела.
На протяжении своей жизни, работая сестрой милосердия, у нее была возможность крестить многих детей перед смертью и тем самым причислить их к сонму ангелов небесных. Даже этот ее поступок уподобляет ее Иоанну Крестителю.
Можно сказать, что Жанна была почти что современницей Бернардеты Субиру.
Однажды мать взяла ее с собой в Лурд. Жана вспоминала, что там она видела Бернардету. Именно в Лурде, во время паломничества, которое она совершила туда со своей сестрой, Жанна узнала о своем будущем предназначении. Они повстречали там одного таинственного человека, который сказал ей, что ей суждено вступить в орден Сестер святого Иосифа. "Ты должна стать одной из сестер св. Иосифа в монастыре в Марселе. Там ты станешь любимым дитем Господа ".

Позднее Жозефина повторяла снова и снова: "Я клянусь, что тот кого я повстречала в Лурде был св. Иосифом. После окончания этой встречи мы испытали потрясение подобное апостолам в Эмаусе. Только после того, как он исчез, мы узнали его".
Во время новициата ей предстояло пройти несколько тяжелых испытаний. Вскоре после начала периода постулата она увидела, как Господь несущий свой крест шел через зал в котором они спали. Он остановился возле ее кровати и опустил на пол свой крест. А однажды ей привиделся Иисус распятый на кресте. Из его рук, ног и сердца текла кровь. Он ничего ей не сказал, но само видение запало ей глубоко в душу.
После поступления в монастырь, та жертвенная роль, которую она несла на себе с ранней юности, приобрела более четкие очертания. В тот день, когда она приняла обеты (26 ноября 1868 г.), Иисус еще раз подтвердил ее особое предназначение. Когда она молилась в капелле, явился ей Иисус возложил крест на ее плечи и сказал: "С этого момента, дитя мое, ты будешь непрерывно страдать".

Один раз, еще во время новициата, после окончания евхаристии, она подняла свой взор на дарохранительницу. Там она увидела Иисуса Христа в его царственном великолепии и от него во все стороны расходились лучи. Его ноги лизали лучи пламени красного цвета. Этот костер, на котором стоял Иисус, по форме напоминал холм. От удивления она не смогла промолвить ничего кроме : "Ох, ох, ох". И в это время Господь наполнил ее сердце всепоглощающей любовью и божественным светом. С этого момента, по ее словам, она начала понимать всю глубину таинства евхаристии. Господь протянул к ней свою руку. Как будто хотел сказать: "Иди ко мне". Лишь несколько секунд она была в состоянии лицезреть этот невыразимо возвышенный лик, который очаровывал всех святых. Этот лик сиял небесным великолепием, был светел как солнце. Поскольку, ей трудно было смотреть на это ослепительное сияние, она закрыла лицо руками и заплакала от переполнявшей ее любви.

В конце 1868 г. сбылось ее желание переехать в Иерусалим. Ее направили в "Католическую больницу" основанную патриархом Валергой в 1852 г. С 1864 г. эта больница располагалась возле Яффских ворот на территории старой патриархии. Там, где ныне находится школа св. Иосифа для девочек. Сначала Жозефина работала в детском отделении. В этой больнице находилось огромное количество детей. Причина заболевания большей части из них была связана с недостаточным уровнем гигиены. С истинно материнской любовью она заботилась об этих маленьких созданиях, старалась облегчить их боль, следила за чистотой в палатах, за лекарственным обеспечением. Когда медицинский персонал оказывался бессильным, она призывала святых на помощь и произносила над больными множество благословений, которые должны были сопровождать их к вратам рая, чтобы им довелось услышать слова Христа: "Ныне же будешь со Мною в раю". Этот период в ее жизни закончился с переездом на Кипр.
После многолетнего пребывания на Кипре она переехала в Яффо, где благодаря ее неустанной помощи была основана больница. Жозефина прожила в Яффо с 1877 по 1879 гг. Здесь же, к ее великой радости, она познакомилась с Мириям Боуодари, которая однажды уже явилась к ней в видении на Кипре и спасла ее от смерти. Мириям была в те дни на пути в Назарет, где собиралась основать монастырь Кармелиток. Св. Мириям было дано откровение, что сестры св. Иосифа создадут свое отделение в Назарете даже раньше, чем сестры ордена кармелиток.

На прощание святая сказала Жозефине: "Это последний раз, что я тебя вижу. Я скоро умру (она назвала точную дату своей смерти). Я попрошу сестру Марию из ордена сестер Бедного младенца Христа, чтобы она написала тебе (сама Мириям была неграмотной) и пришлю тебе крестик с распятием, который я целую каждый вечер". Вскоре святая скончалась. Она умерла в тот самый день, который предсказала. А сестра Жозефина получила в память о ней крестик.

В 1879 г. Жозефина вернулась в Иерусалим. В то время граф де Фейла начал строить больницу возле новых ворот. Когда в 1880 г. работы были приостановлены из-за нехватки средств, Жозефина пришла на помощь. Сначала она отправилась в Вифлеем, а на следующий день, несмотря на то, что море было неспокойным, в Хайфу. Там она посетила одну знатную даму с которой была в приятельских отношениях. В Иерусалим она вернулась с 4 тыс. золотыми франками. Строительные работы можно было продолжать.

Здесь, в отстроенном при ее участии, госпитале св. Луи, Жозефина занималась на протяжении всего следующего десятилетия помощью больным и умирающим. Для больных, ожидающих смерти, потребовалось отстроить новое здание, чтобы была возможность уделить им больше внимания. За то время, что Жозефина служила в больнице, не было человека, который бы умер предварительно не причастившись.

Удивительной и волнующей является история одного дервиша и паломника в Мекку, который умер как святой на праздник Вознесения Богородицы.

Жозефина помогала в организации французских национальных паломничеств на Святую Землю. Она сопровождала караваны паломников по святым местам в качестве сестры милосердия, что сделало ее знаменитой. Она удостоилась доверия кардинала Севена из Лиона, который вызвал ее во время Первой мировой войны в Лион и доверил ей управление госпиталем. Жозефина всегда старалась помочь советом молодым девушкам в особенности в том, что касалось профессии.

Она была знакома с Шарлем Фуко.
Она так-же подружилась с семей Револт, которая со временем переселилась в Кирият Яаарим и помогла ей в строительстве церкви Богоматери ковчега завета. Она познакомилась с адмиралом Жорджем Тьерри д'Аржанлье приором ордена босых кармелитов. В 1945-1947 гг. его имя вновь стало известно широкой публике, т.к. его назначили комиссаром колоний в Индо-Китае. Перед тем, как вернуться к монашеской жизни в ордене Кармелитов, он передал свои погоны в дар церкви Богоматери ковчега завета.

В 1918 г. после окончания войны Жозефина вернулась в Кирият Яаарим и обнаружила что их территория в этом селении была полностью разграблена.
Но, мы перескочили через один важный период как в жизни самой Джозефины, так и всей Святой Земли.

В 1899 г. французское правительство передало на попечение бенедиктинской конгрегации Субиако (сублаценсы) средневековую церковь в Абу Гоше. А в 1901 г. Святую Землю посетила генеральная настоятельница ордена сестер св. Иосифа из Марселя. Ее целью было основать еще одно отделение ордена на Святой Земле. Настоятель бенедиктинского монастыря Гариадор (он в последствии стал генеральным настоятелем бенедиктинцев) пригласил ее и сестру Джозефину к себе в Абу Гош в надежде, что они создадут свое отделение недалеко от монастыря бенедиктинцев.
Настоятельница ордена уполномочила Жозефину основать отделение ордена в Абу Гоше. При покупке земли в ее распоряжении находилось 5 тыс. золотых франков, подаренных ей кузиной. По началу она прятала эти деньги под камнями покрывавшими пол в ее палатке. Людям, которые вели переговоры от ее имени удалось приобрести как землю на вершине холма Дер эль Азар, так и рядом с монастырем. Общая стоимость участков была 20732 франка. Жозефина сначала была шокирована высокой стоимостью земли, затем приятно удивлена, т.к. именно эту сумму денег она обнаружила у себя под камнями в палатке.

На участке расположенном у подножия холма, недалеко от церкви крестоносцев, была отстроена аптека для бедных. В этой же аптеке занимались лечением больных со всей округи.

Благодаря одной знатной даме, которая была супругой чиновника в Стамбуле, удалось получить разрешение на строительство монастыря на вершине холма. Когда она начала строить монастырь, она пригласила патриарха Иерусалимского монсеньора Филипо Камасея для освещения постройки и возложения камня в основание. После окончания церемонии патриарх, которого переполняли эмоции, подозвал к себе сестру Жозефину и сказал: "Сестра, когда я во время церемонии поднял свои глаза, передо мной были не стены. Все было усеяно огромным количеством ангелов, которые ликовали по случаю этого праздника. Когда я поднял руку, чтобы осенить будущее здание крестным знамением, все ангелы подняли свои руки вместе со мной". Во время праздничной церемонии сестра Жозефина удалилась в сад, не будучи в состоянии из-за охватившего ее волнения принимать кого-то или поддерживать с кем-либо беседу.
Начиная с осени 1906 г. на холме Дер эл-Азар под руководством графа Амеде де Фейла проводились археологические раскопки. Были обнаружены стены в основании трехнефной базилики, остатки мозаичного пола. По видимому, здесь находилась одна из наиболее изящных церквей времен расцвета Византии на Святой Земле. Она, очевидно, была разрушена халифом Аль Хакимом, правившим в Египте.
После окончания Первой мировой войны Жозефина, пользуясь поддержкой благотворителей, попыталась отстроить новую базилику на месте старой, разрушенной. Чтобы благословить это начинание на Святую Землю прибыл кардинал Дюбуа из Парижа. Он освятил церковь на имя Богоматери Ковчега Завета.
Мы знаем, что Ковчег Завета во времена царя Давида долгое время находился на этом холме и отсюда он был перенесен в Иерусалим (вторая книга царств, глава 6). Так же в литании Пресвятой Деве Марии она названа Богоматерью Ковчега Завета.

Матушка Жозефина была убеждена, что Ковчег Завета будет найден в недалеком будущем и перенесен в отстроенную ей церковь. На чем было основано это ее убеждение, мы не знаем.

Последующие годы она посвятила себя заботам о внутреннем обустройстве храма. Неустанно молилась об этом, писала различным филантропам. Недостатка в щедрых пожертвованиях не было.

31 августа 1924 г. состоялось освящение храма, в котором принимал участие патриарх Иерусалима Луиджи Барлассина. Но, перед тем, как этот праздничный миг наступил, сестре Жозефине явилось несколько святых из Ветхого и Нового Завета, чтобы сообщить ей, что она сделала все возможное с ее стороны, чтобы церковь была отстроена, а так же передать ей ту радость, которая охватывает их при виде нового здания, отстроенного во славу Господа. Из пророков ей явились в первую очередь те, кто был родом из этих мест: Урия, Захария, затем Петр, Павел и Клеопа. Из тех, кто был недавно причислен к лику святых ей явились: кюре из Арса и святая Эмилия де Вилар.

Больше всего денег на строительство храма пожертвовал архитектор и руководитель строительных работ Этьен Бубе. Большую помощь оказал так-же Иосиф Револт. Сразу же после освящения базилики он был рукоположен патриархом Барлассиной в священники и с 9 ноября он начал проводить службы в храме.
Сама матушка Жозефина только три года наслаждалась плодами своего труда. Несмотря на весь успех она по прежнему оставалась скромной служанкой Господа. "Я не жду никаких почестей", говорила она. "Я убеждена, что весь мир лучше меня в тысячу раз лучше. Дьяволу никогда не удастся искусить меня с помощью этой базилики. Меня хвалят, но это меня не волнует. Смиренность мне милее гордыни".

Самым большим и возвышенным испытанием ее смиренности были стигматы и боль связанная с ними, которая сопровождала ее на протяжении всей жизни и которую она умела скрывать так, что никто о ней не догадывался, разве что, за исключением ее духовного отца.

Эммаус на Божьем холме

На Пасху 1927 г., того года, когда ее не стало, услышала она, как Господь говорит ей: "Тебе принадлежит настоящий Эммаус. Я сообщу об этом ученным". Сестре Жозефине уже однажды являлся Господь в Кирият Яаарим. Вот что она об этом рассказывала: "Однажды на пасху во время таинства причастия я уже видела Иисуса, воскресшего Господа. Но, в нем не было и десятой доли того великолепия в котором он предстал мне сегодня в понедельник пасхи. По его виду было ясно, что он сейчас совершил в Эммаусе евхаристию со своими апостолами. И при виде того, как причащаются люди в нашей церкви, мне вспомнилось, что мне скзал однажды Иисус после возвращения из Эйн Карема "Иди в Эммаус! Иди и выкупи Эммаус"! Эти слова пришли мне снова на ум и воспоминание было таким ярким, что я подумала: "Только бы сегодня не пришел кто-то, чтобы мне помешать, чтобы говорить со мной..."...Апостолы должны были быть сильными...Я поняла, что после встречи с Христом они сразу же направились в Иерусалим. Их сердце было переполнено любовью к Господу. Я разделяю то убеждение, которое однажды высказал P. F. (не смогла расшифровать эту аббревиатуру) "Есть только один Эммаус и он находится здесь"" .
Недавние археологические находки и исследования подтвердили, что смиренная сестра Жозефина не обманулась в своей вере.

Благословенная кончина

Жозефина с ранних лет готова была служить искупительной жертвой Господу.
"Я не отдавала себе отчет, какой груз накладывает на меня это тайное поручение. Я еще ребенком посвятила себя Господу. Сегодня я бы не осмелилась на такой шаг. Я бы отступила. Я прошу вас, не делайте из меня святую, а только помогите мне .
-А в чем состоят твои страдания?
- Это страдания Христа на кресте. Но, это не только боль в руках и ногах, которые пробиты тяжелыми гвоздями, не только боль сердца пронзенного острым копьем, не только иглы от тернового венца, которые впиваются в кожу и причиняют страшную головную боль, но и боль, о которой люди знают меньше: судороги в мышцах, деформация сухожилий, боль в коленях и берцовой кости"...
Из всех страданий головная боль была самой ужасной. "Эта боль подобна ударам дубинкой по голове. Такое ощущение, что голова вот-вот треснет. А затем копье пронзает мою грудь. Я чувствую железо копья внутри меня. Самое мучительное наступает тогда, когда копье внутри меня начинает поворачиваться. После перенесенных страданий я теряю последние силы".

На праздник Преображения Господня в 1927 г. сестра Жозефина не смогла присутствовать на богослужении, но пришла к моменту произнесения благословений. Она села справа от ступенек ведущих к алтарю. Те, кто находились рядом с ней, слышали, как она произносит: "Ах, ах,ах...". Вместо дарохранительницы она увидела Господа нашего в момент преображения на горе Фавор. Это была одна из последних земных радостей дарованных ей Богом. К 1 сентября она испустила свой дух и вернула свою душу Создателю подобно искупительной жертве Христа на кресте.
В завершении этой краткой биографии хотелось бы привести следующее свидетельство: "Я, нижеподписавшаяся Каллиоп Мишель Абкарио, проживающая недалеко от церкви Богоматери Ковчега завета хотела бы описать следующее событие в достоверности которого я готова поклясться на Библии. Я уже долгое время была знакома с матушкой Жозефиной Рюмьеб настоятельницей монастыря сестер Иосифа. Когда я услышала, что она больна, я решила навестить ее вместе с другими членами моей семьи, чтобы узнать, как она себя чувствует. В момент моего посещения монастыря мне сообщили, что состояние ее здоровья ухудшилось. Поскольку нас связывали дружеские отношения, мне было разрешено войти в ее келью, в которой уже находились аббат Chibas-Lasalle, совершивший недавно таинство елеосвящения над больной, П. Р. Револт и две сестры милосердия из французской больницы в Иерусалиме. Войдя я увидела на голове матушки Жозефины терновый венец. Я знала, что монахиням из конгрегации сестры искупительной Марии надевают на голову терновый венец, когда гроб с их телом находится в церкви. Но, я никогда не слышала, чтобы такое делалось до того, как человек умрет.
Спустя четверть часа я вышла из кельи, чтобы помолиться в капелле. Когда я вернулась, терновый венец был все еще надет на голову больной. Я хотела обратиться к одной из сестер милосердия, т.к. каждый раз, когда она дотрагивалась до головы матушки Жозефины, у больной вырывался крик. Но, Господь не дал мне заговорить с ней... Я рассказала им и членам моей семьи то, что только что видела. Мне ответили, что скорее всего это был не венец, а так падали тени. Когда я стала возражать, П. Револт дал мне знак, чтобы я прекратила этот спор. На следующее утро 8.12.47 г. сестра Жозефина покинула этот мир".
Каллиоп Мишель Абкарио

На траурном прощании с сестрой Жозефиной присутствовало множество народа в том числе и патриарх Барлассина в компании с одним епископом и представители множества католических орденов.


Рецензии