про полёты

      И вот. Сидишь ты, общаешься со своими замечательными красноярскими друзьями часов так до трёх ночи. Ну не расстаться же никак. Потом весь в мыле приезжаешь в аэропорт. Уже, как говорят шахматисты - "на флажке". Ещё бы чуть-чуть и самолёт улетел без тебя. Но нет. Всё, вроде, сложилось. И начинаешь язык с плеча втягивать потихоньку. А тут вдруг выясняется, что можно было и не спешить. От слова "совсем". А вот так! Поломалась железная птица. И начинается ... Один перенос времени вылета. Другой. Третий. Потом тебя везут в гостиницу. Причём, как бы на пару часиков. Потом ещё перенос, и ещё, и ещё. А потом выясняется -летим завтра, в тоже время. И смутно догадываешься, что дело, возможно, не в поломке. Скорее в оптимизации загрузки рейсов.

      Но случаются, всё же, и поломки. Летели мы как-то транзитом из заокеана. Через аэропорт Де Голля в Париже. И так же прибежали за две минуты до закрытия гейта. Сели в самолёт. Выдохнули. И сидим. Долго сидим. Почему-то в полумраке. Вентиляция не работает. Жарко уже стало. Стюардесса моему соседу - невысокому, сосредоточенному марокканцу и водички принесла, и на вопросы его подробно поотвечала. Потому что общались они на французском. А мне, по-английски, коротко так - "Ждите". И всё.

      Жду. Народ же вокруг уже ропщет недовольный. И тут в открытую дверь кабины пилотов заходят четыре мужика. По виду строители. Потому что в касках и желтых жилетках. Насчёт ломов в руках не помню. Врать не стану. Но что-то, внешне похожее то ли на разводные ключи, то ли на отбойные молотки, было. Минут через сорок выходят назад. И сразу вентиляция заработала, свет загорелся и по громкой связи наконец-то сказали нам в чём дело. Главный бортовой компьютер был поломан.

      Все обрадовались. Заулыбались. Пристегнулись и стали шоу смотреть. Про "наш приоритет - комфорт и безопасность пассажиров". Самолёт тем временем рулиться начал. И, вот те раз, пассажиры, которые шоу не любят, а любят пялиться в иллюминатор, вдруг принялись орать и в окошки пальцем показывать. "Что такое?"- думаю. Глядь в окошко. И вижу. Из обтекателей на крыльях, явно под давлением какая-то жидкость течёт. Народ конечно кричит - "Это топливо!!! Остановите самолёт!!!". Стюардессы их успокаивать. А они ещё пуще надрываются. "Позовите командира!!!" Кричали, кричали, докричались. Самолёт встал. Командир вышел. Элегантный, спокойный, уверенный.

      Глянул тоже. "Расслабьтесь", - говорит, - "В Париже два дня дождь шёл. Это вода дождевая стекает". Ему кричат:"Какая ещё вода!!! Пять минут что ли она стекает! С обтекаемого крыла!". Все же на нерве уже. Начали ещё и друг на друга орать. Одни орут - "Мы дальше не полетим!!!Самолёт неисправен!!!". Другие - "Да вы больные!!! Командир же сказал это вода!!!".

      Самолёт подрулился назад к терминалу. Часть народа вышла. Вышел и мой сосед-марокканец. Весь багаж выгрузили прямо на бетон и начали досматривать с собакой и чем-то типа миноискателя. Всех оставшихся на борту попросили взять на руки свою ручную кладь. Народ с использованием грязных ругательств на различных иностранных языках разобрал с полок и держал на коленях сумки и чемоданы.

      По проходу от пилотской кабины пошёл лохматый, добродушного вида спаниель в сопровождении ребят в униформе. Спаниель заинтересованно, с явно написанным на морде удовольствием, обнюхивал людей и вещи. Хвостом он подавал знаки ребятам о том, что всё в порядке.

       Дойдя до меня спаниель сел. Поскольку никакой ручной клади у меня не было, возможно он решил побеседовать со мной. К нам тут же подскочила вся группа ребят в униформе. Меня вежливо попросили встать и быстро, но тщательно и целомудренно общупали. Наверное искали колбасу, с помощью которой я приманил спаниеля. Один из ребят, в белых латексных перчатках, достал с полки над моей головой обычный магазинный, с каким-то неброским рисунком, пластиковый пакет.

      "Это ваше?" - спросил он.

      "Нет"- ответил я, - "быть может мой сосед забыл".

       Спаниелю пакет сразу понравился и он начал проявлять к нему активный интерес и расположение. А ко мне он интерес тут же потерял.

       Группа завершила досмотр и вышла. Через иллюминатор было видно, как они перекладывают пакет в большую металлическую коробку с толстой, ребристой крышкой.

       "Смотри-ка ты, никак взрывчатку нашли!" - неосторожно пошутил на слегка нетрезвом русском соотечественник через три ряда впереди от меня.

       В связи с данным наблюдением самолёт решили покинуть ещё несколько человек. Сначала русскоязычных, а за ними и иностранноговорящих. Практически, как говорится, ломанулись в двери ...

      Примерно часа через три после нашего появления на борту вся история начала подходить к концу. В салоне пассажиров убавилось на две трети. Признаться, мы бы тоже вышли. Но уж очень хотелось побыстрее вернуться домой. Да и аргумент командира судна повлиял. Когда началась вторая волна эмиграции пассажиров, он вновь вышел в салон и просто сказал в микрофон:"У меня четверо детей и мне хочется жить не меньше вашего. Я предлагаю лететь. Я уверен, что самолёт в порядке." Я ему как-то поверил. Он совсем не походил на истеричного самоубийцу.

      Самолёт взлетел. Я пошёл умыться, да и вообще. Весь салон поголовно спал. Я спросил у стюардессы, не предусмотрено ли авиакомпанией в таких случаях угостить пассажиров каким-либо спиртосодержащим лекарством от стресса. Мне сказали, что за деньги угостят. Вот за такую мелочность мне и не нравится Air France ...

      Я, признаться честно, в Красноярске тогда подумал, что еще немного и я окончательно перестану симпатизировать и Аэрофлоту. Но всё оказалось чуть иначе.
      
      "О чём Вы думаете?" - спрашивает меня регулярно Фейсбук, когда я него захожу. В этот раз я думаю, что был неправ. Когда предположил, что причина нашего зависания в Красноярске - жадность Аэрофлота и авиакомпании "Россия" . Самолёт действительно поломался - блок питания, небольшая коробочка с электроникой внутри. Инженер, специально прилетевший ночным рейсом из Питера, чтобы поменять, проверить, запустить в работу, уже через два часа возвращался с нами назад. Нашим перезадержанным рейсом. На котором осталось человек тридцать пасажиров в итоге. Кто-то сдал билеты - "это знак, я не полечу". Кто-то улетел в Москву, чтобы усложнив логистику, попасть домой позже нас. Кто-то включил неведомые силы и умудрился втиснуться в забитый битком плановый сегодняшний утренний рейс. Все они молодцы! Но вряд ли они испытали удовольствие от полёта, равное тому, что досталось нам.

      Уровень сервиса легко обеспечить. А вот создать ощущение дома на борту ... Это не репетируется заранее, не имитируется в процессе и вряд ли этому можно научить. Что, что, а искренность от фальши мы отличаем инстинктивно.
      
      Конечно же, мы все спали после стресса и смены часовых поясов, густо замешанной на двух подряд ночных бдениях в аэропорту. Лёжа. Для этого у каждого из нас был отдельный ряд из трёх кресел. На нас незаметно и нежно поправлялись пледы. Нам приносились, незапланированные никаким бортовым меню, булочки с  маслом. Просто, чтобы приятнее пился чай. На нас смотрели по-матерински и непроизвольно улыбались, словно радуясь, что мы есть на свете. Как улыбался всем нам мальчик Гоша с круглыми, прозрачными, безмятежными голубыми глазами, которого, придерживая за обе руки, молодая мама водила по проходу. Командир сделал свой профессиональный комплимент, посадив самолёт так, что мы и не почувствовали, что уже катимся по полосе. И аплодисменты в этот раз были непроизвольными, бессознательными и от души. И, когда мы уже все забрались в автобус, нам просто помахали рукой на прощанье. Как близким людям.

       И вот о чём я сейчас думаю, Фейсбук и что хочу сказать: летайте "Россией", живите в России, любите Россию. Уверен, что она ответит тем же.


Рецензии