Перечитывая Гинсбург Е. С

   

                Перечитывая  Гинсбург  Е.С.


Перечитывая,  имеется  ввиду,  «Крутой  маршрут».  Так  получилось  в  моей  жизни,  что  я  бывал  в  тех  местах,  где  была  Гинсбург  Евгения  С.  В  начале  восьмидесятых  годов  прошлого  века  я  отрабатывал  три года  после  института  на  Колыме.  Тогда  понятия  не  имел,  что  есть  такая  книга,  как  «Крутой  маршрут».
Небольшой  фрагмент  из  этой  книги,  где  описывает  день  своего  освобождения:

«Мы идем рядом. По направлению к свободе. Уходим все дальше от Эльгена. И вдруг я всем своим существом ощущаю острый пароксизм счастья. Не радости, не удовольствия, а именно счастья. Такого безудержного полета души, когда все, даже самые глубинные, тревоги, опасения, страхи покидают тебя и ты несешься, несешься, точно прицепившись к хвосту неведомой Жар-птицы. Наконец-то тебе удалось уцепиться за него! И этот момент остается в памяти на всю твою дальнейшую жизнь.

А вот вторично мне удалось ухватиться за хвост Жар-птицы именно в тот день, который я сейчас описала. Пятнадцатого февраля 1947 года, на трассе Эльген – Таскан во время бурана».

  Она  пишет,  почему то,  Эльген-Таскан, скорее  всего,  это  Эльген - Усть-Таскан (это  видно  на  карте).  То  есть, они  шли  от  Эльгена  до  Усть-Таскана,  а  далее  до  Пищевого  в  этот  день,  всего  22  километра.
  Однажды,  так  получилось,  что  мне  пришлось  идти  пешком  зимой  1982 года  до  Усть-Таскана  от  поворота  на  Ягодное (это  видно  на  карте).   От Эльгена  до  поворота  на  Ягодное  подвезли  на  машине,  а  дальше  пешком.  Это  4  километра.  Получается,  что  я  шел  по  той  же  дороге,  что  они  шли  с  Вальтером.
   А  на  Эльгене  я  бывал  много  раз  по  работе.  Там  совхоз  работал  на  всю  мощность  в  советские  времена. Даже  мы  ездили  в  этот  совхоз  убирать  капусту  осенью.
  А  Вальтер,  конечно  же,  вызывает  всякое  уважение,  так  как  он  со  своим  талантом  врача  спас  столько  заключенных  и  незаключенных...
  В  Усть-Таскане  была  организация  "Восточные  электрические  сети",  обеспечивающая  прилегающий  регион  электричеством.  Начальником  был  интеллигентный  мужчина  с  фамилией  Вальтер,  имя  и  отчество,  к  сожалению,  уже  не  помню.  Один  раз  я  был у  него даже  на  приеме.  Имел  ли он какое-то  отношение  к  доктору Вальтеру,  не  знаю.
  Однажды, в  сентябре 1981  года,  я  стоял возле  местной  столовой  Усть-Таскана. Ко  мне  подошел мужчина  средних  лет. Сказал,  что  он  пришел  с  Пищевого,  а  это  примерно  10  километров  отсюда. Он рад  был  со  мной  поговорить,  хотя  виделись  с  ним  первый  раз. Я  сказал,  что  приехал  из  Ленинграда отрабатывать после  института. Тогда  Пищевой  был  глухоманью  и  он  пришел в  какой-то центр,  где  была  почта,  магазины,  школа и  может  поэтому  у  него  было  приподнятое  настроение  в  тот  день. Конечно  я  постарался  бы  узнать  как  можно  больше  про поселок  Пищевой, если  бы  до  этого  прочел  "Крутой  маршрут"... Но я понятия  не  имел  тогда,  что  есть  такая книга.   

 Гинсбург была в самой штрафной ...Известковой.  Она  пишет:
 
"Вспоминаю школу штрафников, известную еще с Магадана. Эльген – штрафная для всей Колымы, Мылга – штрафная для Эльгена, Известковая – штрафная для Мылги. Судорожно сую в мешок вещи – задрипанные мои, замызганные по этапам тряпки. С ужасом осознаю, что у меня нет ничего подходящего для такого пути: ни ватных брюк, ни крепких чуней. Бегала здесь по зоне в старых ботинках из маминой вдовьей посылочки сорокового года. А на дворе конец ноября. Больше сорока бывает.
– На чем ехать-то? – шепчет испуганная тетя Настя, дневальная. – Туда, говорят, на тракторе только.
Нет. Наша справедливая, но строгая начальница определила за мои преступления более строгую кару. Меня повели пешком. Семьдесят пять километров. Тридцать – до Мылги и сорок пять – от Мылги до Известковой. Девственной, малохоженой тайгой. Конвоиры менялись на стоянках, а я все шла и шла. Может, и не дошла бы, если бы вахтер-татарин, у которого я детей лечила, не сунул мне при выходе из вахты узелок с едой, которую, видно, принес с собой на суточное дежурство."

  На  Мылге  был  совхоз,  с  директором  мне  приходилось  общаться  по  работе.  Действительно  от  Эльгена  до  Мылги  30  километров. Мы  до  Мылги ездили  на  машине.  Рассказывали,  что  однажды  зимой, в  начале  восьмидесятых, один  местный  милиционер от  Эльгена до  Мылги  пошел  пешком  к  своей  женщине.  Был  он  в  туфлях..не  дошел,  нашли  его  мертвым.
 На  Известковой  я  не  был  ни  разу.  Был  ли  там  телефон..не  помню.  А  на  Мылге  была координатная  АТС  и  она  соединялась с  Эльгеном  по  каналам  уплотнения. Даже  приходилось  иногда  настраивать  эту  связь.


    P.S. 1. Из  вышеописанного  выясняется,  что  татарин  отдал  свою  еду  еврейке,  чтобы  помочь  ей,  а  это  было  во  время  войны,  когда  жилось  очень  нелегко. Во  время  же  войны  немец  Вальтер  женился  на  еврейке Гинсбург. Это колымский  штрих.

        2. Сейчас  нет  поселка  и  совхоза  Эльген,  нет  и  поселка  Усть-Таскан,  нет  и  Пищевого..., нет  Мылги, а,  ведь,  столько  событий  произошло  там.  Для  чего  надо  было,  тогда,  все  это  "городить".  Столько  человеческих  судеб  переломано. 
 




               


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.