Самолёты и дельтапланы
И снова мы в Риге. Те же семидесятые. Прошлый ХХ-ый век. Молодёжь штурмует жизнь. Учёба. ССО. И ещё СКБ - студенческое конструкторское бюро.
Для справки из Википедии. Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола (РКИИГА) (ул. Ломоносова 1, Рига) входил в систему учебных заведений гражданской авиации СССР. Другими однотипными ВУЗами являлись Киевский институт инженеров гражданской авиации (КИИГА) и Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА).
В 1992 году РКИИГА был переименован в Рижский авиационный университет (РАУ). В 1999 году решением Кабинета Министров Латвии был ликвидирован. На остатках базы университета были созданы Институт транспорта и связи и Авиационный институт при Рижском техническом университете.
С 1961 по 1988 год студентами института спроектированы и построены самолёты, вертолёты, автожиры и аппараты на воздушной подушке. В 1964 году в институте было организовано студенческое конструкторское бюро СКБ РКИИГА
СКБ РКИИГА – студенческое конструкторское бюро Рижского института инженеров гражданской авиации (1964-1988 гг.)
Из истории РКИИГА
В 1961-64 гг. во время работы над лёгким самолётом РИИГА-1, в институте сформировалась инициативная группа студентов Ф. Мухамедов, Г. Иванов, С. Иванов, А. Лесиков, В. Пришлюк и др., поддержанная профессорско-преподавательским составом. В 1964 г. на её основе было организовано студенческое конструкторское бюро РИИГА. С 1961 по 1988 гг. студентами института спроектированы и построены самолёты, вертолёты, автожиры и аппараты на воздушной подушке.
В 1972-1976 годах ректором РКИИ ГА был профессор, кандидат технических наук Флёров Андрей Геннадьевич.
Благодаря его воле меня зачислили на факультет автоматики и вычислительной техники (ФАВТ). ФАВТ создавался на базе электротехнического факультета. И именно тогда на учёбу в ВУЗ начали принимать девушек. Девушки учились на двух факультетах:
ФАВТе и на инженерно-экономическом (ИЭФ).
Подав документы на перевод в РКИИГА из другого ВУЗа и другой республики, я полагала, что продолжу учёбу на электротехническом факультете. Но по приезде в Ригу обнаружила, что девушек на этот факультет не принимают. Ситуация, как говорится, зависла в неопределённости. Разница в программах оказалась серьёзной. Кому-то надо было решать моё будущее. И Андрей Геннадьевич побеседовав со мной, решил вопрос позитивно в мою пользу. И я выбрала ФАВТ чисто по красоте звучания. И эта профессия определила всю мою жизнь. Началась учёба и адаптация в совершенно новых для меня условиях. Осмотрелась, до сдала дисциплины, которых не было в нашем ВУЗе я начала посещать студию изобразительного искусства, студенческое конструкторское бюро.
В студенческом конструкторском бюро собрались энтузиасты. Даже один из построенных самолётов так и назывался «Энтузиаст».
В бытность моего студенчества СКБ руководил Виктор Ягнюк.
По оценке современников: Во времена В. Ягнюка это бюро стало высшей формой организации научно-исследовательскойработы студентов. При разработке конкретных летательных аппаратов и реализации их в металле сотни студентов выполняли реальные дипломные и курсовые проекты, курсовые и расчетные работы.. (из книги "Хроника катастрофы Рижского авиационного университета")
Виктор Ягнюк, к сожалению, рано ушел из жизни. Этот человек всегда был полон кипучей энергии и не жалел себя в деле.
В 1973 г. в СКБ РКИИГА была образована секция по проектирования и изготовлению дельтапланов, состоящая из группы студентов-энтузиастов. В том же году совместно с энтузиастами города Риги был построен первый дельтаплан, и 30 декабря 1973 года состоялся первый полет. По инициативе В. Ягнюка в 1976 г. и редакции журнала «Техника – молодежи» в Карпатах состоялся Первый Всесоюзный слет дельтапланеристов, на котором Латвию представлял РКИИГА. Секция РКИИГА являлась центром спортивно-методической работы по дельтапланеризму в республике.
В любое время суток можно было встретить в СКБ Юру Прибыльского.
В 1978 г. сотрудники РКИИГА В. Ягнюк, Ю. Прибыльский, Д. Осокин, Д. Титов, Г. Ягнюк, студенты А. Сипкевич, С. Щукин, В. Кабанов, участвовали в создании полноразмерного макета первого в мире тяжелого многомоторного самолета конструкции И. Сикорского «Илья Муромец». Самолет строился по заказу киностудии «Мосфильм» для съемок художественного фильма «Поэма о крыльях». В творческий коллектив входили сотрудники Латвийского УГА, Рижской авиамодельной лаборатории, ряда московских организаций. В июле-августе 1978 г. самолет был собран.В газете
"Правда" за 1.09.1978 года была фотография самолёта "Илья Муровец", который
построен в ангаре латвийского колхоза "Накотне" рижскими и московскими специалистами.
Полеты самолета не предусматривались, но он должен был имитировать взлет, поэтому на него были установлены двигатели.
Как рассказывал Ю.Прибыльский, он вместе с ещё одним молодым человеком в этом фильме «управляли» самолётом. Для этого они привязали верёвки к рычагам управления. Ребята легли , чтобы их не было видно и грубо говоря тягали за верёвки. А артист имитировал полёт.
После завершения съемок самолет демонстрировался на ВДНХ СССР, а затем был передан в музей ВВС в г. Монино. Позже писали:
«Группа энтузиастов из Риги за полгода и 300 тысяч рублей сделала то, на что моей фирме потребовалось бы два года и полтора миллиона», -- примерно так передают слова Главного конструктора Андрея Туполева после того, как он увидел на Тушинском аэродроме в Москве «Илью Муромца». Точная копия легендарного самолета, выполненная для съемок фильма «Поэма о крыльях», как встарь, из дерева, действительно была изготовлена в Риге. И у этой истории не было прецедентов в истории кино – ни по затратам, ни по технической части. Ведь этот самолет не только играл роль своего героя в статичных съемках, но и бегал по Ходынскому полю, почти отрываясь от земли. Пожалуй, он даже полетел бы, если бы не бдительность КГБ.»
Виктор Ягнюк, Юрий Прибыльский, Александр Швейгерд, Виктор Кабанов и других. Люди были полны энтузиазма и любви к выбранному делу. Но кто-то был силён в изобретательстве. Кто-то бесшабашно смел. Кто-то силён в предпринимательстве и продвижении идей. Пусть простят меня те, чьи лица я помню, а вот имена и фамилии спустя годы не могу воспроизвести. Главное для них и для нас всех важно помнить свои интересные годы студенчества и быть молодыми духом.
Ребята не только строили, но и испытывали самолёты, гидросамолёты, создавали дельтапланы, как я уже говорила. В те годы малая авиация была у нас не в чести. Приходилось преодолевать давление среды. В процессе работы над гидросамолётом и лёгким одномоторным самолётом «Энтузиаст» наши авиаинженеры поддерживали творческие контакты с Латвийским управлением гражданской авиации.
В СКБ на практику присылали и студентов московских ВУЗов. Сборку «Энтузиаста» осуществляли в ангаре аэродрома . С названием могу быть не точной «Скулте», «Спилве» или «Румбула». И мне довелось, как говорится, «немного гайки покрутить», «пошкурить» поверхности, что-то из проводов соединять во время монтажа электрооборудования. А вот на шутливое предложение полететь на испытание гидросамолёта хотя бы в качестве балласта, я отказалась. Не героическая я личность.
Вспоминаются и забавные случаи. Так стараясь мне помочь с чертежами по курсовой работе, каждый на свой лад сделал мне часть чертежа, который находился в СКБ. В итоге, уже не помню, но что-то было не в тех стандартах и мне самой пришлось всё чертить заново. Однако было приятно, что кто-то позаботился обо мне.
И вот в мае 1976 года мы отправились на ВДНХ в Москву. Мы полетели, а самолёты отправились наземным транспортом. В то время в Москве проходила международная выставка научно-технического творчества молодёжи НТТМ-76. На выставке были представлено несколько тысяч экспонатов, подготовленных молодёжными коллективами нашей страны СССР и других социалистических стран.
Довольно много изделий было представлено в «авиационном разделе» выставке. РКИИГА выставил два экспоната.
Первый из экспонатов - лёгкий гидросамолёт «РКИИГА74». Это был довольно оригинальный летательный аппарат, фюзеляжем которого являлся серийный катер «Прогресс». Гидросамолёт предназначался для доставки небольших грузов, почты, патрулирования водоёмов.
Позже напишут:» РКИИГА-74 - «Лодка-самолётка»
«Одной из интереснейших любительских конструкций можно считать двухместную летающую лодку, созданную в СКБ РКИИГА (Рижском Краснознамённом институте инженеров гражданской авиацииимени Ленинского комсомола) в 1973 – 1974 гг. Разработчиками самолёта были Ф. Мухамедов. Р. Щавинский, В. Цейтлин, В. Ягнюк, А. Швейгерт, Ю. Прибыльский.»
Второй экспонат – лёгкий спортивный самолёт «Энтузиаст». Его СКБ разрабатывало и изготовляло совместно с общественным конструкторским бюро Латвийского Управления гражданской авиации. Впервые в спортивной авиации страны на этом самолёте была применена стеклопластиковая обшивка фюзеляжа и хвостового оперения. Самолёт предназначался для спортивных полётов и претендовал на установление всесоюзного рекорда по дальности полёта в классе самолётов весом до 1000 кг.
Для справки технические характеристики самолёта «Энтузиаст»:
Взлётный вес 750 кг
Размах крыльев 8,0 м
Длина самолёта 7,6 м
Взлётная мощность двигателя 140 л.с. (лошадиных сил)
Крейсерская скорость 265 км/час
Высота полёта 6000 м
Дальность полёта до 3000 км
Наши экспонаты расположили среди подобной авиационной техники на площадке перед павильоном «Космос». Рядом расположились экранолёты «бауманцев» и белоснежные планеры из Молдавии. Около наших экспонатов постоянно собирались посетители. Мы с ребятами находились рядом с самолётами - раздавали, как бы сейчас сказали, рекламные проспекты, охраняли от излишне инициативных зрителей. Следует отметить, что, когда я смотрю на те рекламные проспекты, то это очень и очень скромные арт-объекты.
Когда становилось слишком прохладно, планеристы из Молдавии предлагали посидеть в планере и погреться. Закрывали фонарь. И публика гадала - не манекен ли это там расположился. Просили помахать рукой.
А вот лауреатами ВДНХ мы всё-таки стали. Кстати, наше СКБ не впервые представляло свои работы на республиканских и всесоюзных выставках. Так, целое семейство рижских лёгких автожиров получило в 1972 году комплект медалей ВДНХ СССР. По результатам выставки НТТМ-76 Министерство высшего и среднего специального образования СССР наградило Ю.Прибыльского, В.Ягнюка и В. Пикалова золотыми медалями и дипломами «За лучшую студенческую научную работу».
За время существования СКБ несколько поколений студентов сделали здесь первые шаги в науку, получили навыки самостоятельного и творческого подхода к решению сложных инженерных задач.
Хранит мой домашний архив фото и статьи из газет тех лет, из местных латвийских газет и нашей институтской многотиражки «Инженер Аэрофлота». На них мы молоды и полны энтузиазма.
Наши выпускники работали и ещё работают по всему миру. И энергию созидания несут в себе в любом возрасте. Уже будучи инженером информационно-вычислительного центра аэропорта «Рощино» города Тюмени я в меру сил помогала нашим дельтапланеристам. В частности Алексею Мазенкову, тоже выпускнику РКИИГА. На швейной машинке строчила паруса дельтапланов. Проблемы были с тканью, здесь особые требования к прочности. И вот по просьбе дельтапланеристов я отправилась под новый год в родной город Могилёв в Беларусь на комбинат шёлковых тканей, чтобы сделать заказ на изготовление ткани с особой пропиткой для дельтапланов. Когда главный технолог комбината увидел меня буквально перед новым годом и узнал откуда я прилетела, глаза его несколько округлились. Но ему пришлось меня огорчить. Для их масштабов производства мой заказ был слишком мал. И как говорится, сделка не состоялась. На работе мне влетело от начальника ИВЦ, за опоздание с новогодних праздников. Но ведь так хотелось получить красивые яркие, прочные дельтапланы. Теперь многое стало обыденным - яркая, надоедливая реклама, даже самолёты и дельтапланы. Но когда-то, готовясь к экзамену по основам авиации и запоминая формулу подъёмной силы крыла, я удивлялась - как такое количество металла может взлететь и даже приземлиться. И теперь удивляюсь. Советую и вам оставаться по-хорошему наивными и любознательными. А Душе позволять летать не только во сне, но и наяву.
Всем здравия.
Могилёв Беларусь Октябрь 2017 г.
Фото с ВДНХ СССР Выставка НТТМ-76. На переднем плане самолёт "Энтузиаст". В глубине снимка справа - гидросамолёт. За ним располагался экранолёт Баумановского училища.
Свидетельство о публикации №217101500825