Самолёты и дельтапланы

 

И  снова  мы  в  Риге.  Те же  семидесятые.  Прошлый  ХХ-ый век. Молодёжь штурмует  жизнь.  Учёба.  ССО.  И  ещё СКБ - студенческое  конструкторское  бюро.
Для  справки  из  Википедии. Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола (РКИИГА) (ул. Ломоносова 1, Рига) входил в систему учебных заведений гражданской авиации СССР. Другими однотипными ВУЗами являлись Киевский институт инженеров гражданской авиации (КИИГА) и Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА).
В 1992 году РКИИГА был переименован в Рижский авиационный университет (РАУ). В 1999 году решением Кабинета Министров Латвии был ликвидирован. На остатках базы университета были созданы Институт транспорта и связи и Авиационный институт при Рижском техническом университете.
С 1961 по 1988 год студентами института спроектированы и построены самолёты, вертолёты, автожиры и аппараты на воздушной подушке. В 1964 году в институте было организовано студенческое конструкторское бюро СКБ РКИИГА
СКБ РКИИГА – студенческое конструкторское бюро Рижского института инженеров гражданской авиации (1964-1988 гг.)
Из  истории  РКИИГА
В 1961-64 гг. во время работы над лёгким самолётом РИИГА-1, в институте сформировалась инициативная группа студентов Ф. Мухамедов, Г. Иванов, С. Иванов, А. Лесиков, В. Пришлюк и др., поддержанная профессорско-преподавательским составом. В 1964 г. на её основе было организовано студенческое конструкторское бюро РИИГА. С 1961 по 1988 гг. студентами института спроектированы и построены самолёты, вертолёты, автожиры и аппараты на воздушной подушке.

В 1972-1976  годах   ректором  РКИИ ГА был  профессор,  кандидат  технических  наук  Флёров  Андрей  Геннадьевич.
Благодаря  его  воле  меня  зачислили  на  факультет автоматики и вычислительной техники  (ФАВТ). ФАВТ создавался на базе  электротехнического  факультета. И  именно  тогда  на учёбу  в ВУЗ  начали  принимать девушек. Девушки  учились  на  двух  факультетах:
 ФАВТе  и  на  инженерно-экономическом (ИЭФ).
 Подав  документы  на  перевод  в  РКИИГА  из  другого  ВУЗа  и другой  республики,  я  полагала,  что  продолжу  учёбу  на  электротехническом  факультете.  Но  по  приезде  в  Ригу  обнаружила,  что  девушек  на  этот  факультет  не принимают.  Ситуация,  как  говорится,  зависла  в  неопределённости.  Разница  в  программах  оказалась  серьёзной. Кому-то  надо  было  решать  моё  будущее.  И Андрей  Геннадьевич  побеседовав  со  мной,  решил  вопрос  позитивно  в  мою  пользу.  И я  выбрала  ФАВТ  чисто  по  красоте  звучания.  И  эта  профессия  определила  всю  мою  жизнь. Началась  учёба  и  адаптация  в  совершенно  новых  для  меня  условиях.  Осмотрелась,  до сдала  дисциплины,  которых  не было  в  нашем  ВУЗе  я  начала  посещать  студию  изобразительного  искусства,  студенческое  конструкторское  бюро.
В  студенческом  конструкторском  бюро  собрались  энтузиасты.  Даже  один  из  построенных  самолётов  так  и  назывался «Энтузиаст». 
В  бытность  моего  студенчества  СКБ  руководил  Виктор Ягнюк.
По  оценке  современников: Во времена В. Ягнюка это бюро стало высшей формой организации научно-исследовательскойработы студентов. При разработке конкретных летательных аппаратов и реализации их в металле сотни студентов выполняли реальные дипломные и курсовые проекты, курсовые и расчетные работы.. (из книги "Хроника катастрофы Рижского авиационного университета")
Виктор  Ягнюк,  к  сожалению,  рано  ушел  из  жизни. Этот  человек  всегда  был  полон  кипучей  энергии  и  не жалел  себя  в  деле.
В 1973 г. в СКБ РКИИГА была образована секция по проектирования и изготовлению дельтапланов, состоящая из группы студентов-энтузиастов. В том же году совместно с энтузиастами города Риги был построен первый дельтаплан, и 30 декабря 1973 года состоялся первый полет. По инициативе В. Ягнюка в 1976 г. и редакции журнала «Техника – молодежи» в Карпатах состоялся Первый Всесоюзный слет дельтапланеристов, на котором Латвию представлял РКИИГА. Секция РКИИГА являлась центром спортивно-методической работы по дельтапланеризму в республике.
В любое  время  суток  можно  было  встретить  в  СКБ  Юру Прибыльского.   
В 1978 г. сотрудники РКИИГА В. Ягнюк, Ю. Прибыльский, Д. Осокин, Д. Титов, Г. Ягнюк, студенты А. Сипкевич, С. Щукин, В. Кабанов, участвовали в создании полноразмерного макета первого в мире тяжелого многомоторного самолета конструкции И. Сикорского «Илья Муромец». Самолет строился по заказу киностудии «Мосфильм» для съемок художественного фильма «Поэма о крыльях». В творческий коллектив входили сотрудники Латвийского УГА, Рижской авиамодельной лаборатории, ряда московских организаций. В июле-августе 1978 г. самолет был собран.В  газете
 "Правда"  за 1.09.1978 года была  фотография самолёта "Илья Муровец",  который
 построен в ангаре латвийского колхоза "Накотне" рижскими и московскими  специалистами.
Полеты самолета не предусматривались, но он должен был имитировать взлет, поэтому на него были установлены двигатели.
Как  рассказывал  Ю.Прибыльский,  он   вместе  с  ещё  одним молодым  человеком  в  этом  фильме  «управляли»  самолётом.  Для  этого они  привязали  верёвки  к  рычагам  управления.  Ребята легли , чтобы  их  не было  видно  и  грубо  говоря  тягали  за  верёвки.   А  артист  имитировал  полёт.   
После завершения съемок самолет демонстрировался на ВДНХ СССР, а затем был передан в музей ВВС в г. Монино. Позже  писали:
«Группа энтузиастов из Риги за полгода и 300 тысяч рублей сделала то, на что моей фирме потребовалось бы два года и полтора миллиона», -- примерно так передают слова Главного конструктора Андрея Туполева после того, как он увидел на Тушинском аэродроме в Москве «Илью Муромца». Точная копия легендарного самолета, выполненная для съемок фильма «Поэма о крыльях», как встарь, из дерева, действительно была изготовлена в Риге. И у этой истории не было прецедентов в истории кино –  ни по затратам, ни по технической части. Ведь этот самолет не только играл роль своего героя в статичных съемках, но и бегал по Ходынскому полю, почти отрываясь от земли. Пожалуй, он даже полетел бы, если бы не бдительность КГБ.»

 Виктор  Ягнюк, Юрий  Прибыльский,  Александр Швейгерд, Виктор Кабанов и  других. Люди  были полны  энтузиазма  и  любви  к  выбранному  делу.  Но  кто-то  был  силён  в  изобретательстве.  Кто-то  бесшабашно  смел. Кто-то  силён в  предпринимательстве  и  продвижении  идей.  Пусть  простят  меня  те,  чьи  лица  я  помню, а  вот имена  и  фамилии  спустя  годы  не могу  воспроизвести. Главное  для них  и для  нас всех  важно помнить  свои интересные  годы  студенчества и  быть  молодыми  духом.
Ребята  не  только  строили,  но  и  испытывали самолёты,  гидросамолёты,  создавали  дельтапланы,  как  я  уже  говорила.  В  те  годы  малая  авиация  была  у  нас не в  чести.  Приходилось  преодолевать  давление  среды. В  процессе  работы  над  гидросамолётом  и  лёгким  одномоторным  самолётом  «Энтузиаст»  наши авиаинженеры  поддерживали  творческие  контакты  с  Латвийским  управлением  гражданской  авиации.   
В  СКБ  на  практику  присылали  и  студентов  московских  ВУЗов. Сборку «Энтузиаста»  осуществляли  в  ангаре   аэродрома .  С названием  могу  быть не точной  «Скулте»,  «Спилве»  или «Румбула».  И  мне довелось,  как  говорится,  «немного  гайки  покрутить», «пошкурить»  поверхности,  что-то  из  проводов  соединять во  время  монтажа  электрооборудования.  А  вот  на  шутливое  предложение  полететь на  испытание  гидросамолёта  хотя бы  в  качестве  балласта,  я  отказалась. Не героическая я личность.
Вспоминаются  и  забавные  случаи.  Так  стараясь  мне помочь  с  чертежами  по  курсовой  работе,  каждый  на  свой  лад  сделал  мне  часть чертежа,  который  находился в  СКБ.  В  итоге,  уже  не помню, но  что-то  было  не в тех  стандартах  и  мне  самой  пришлось всё  чертить  заново.  Однако  было  приятно,  что  кто-то  позаботился  обо  мне.
  И  вот  в  мае  1976  года  мы  отправились  на  ВДНХ  в  Москву.  Мы  полетели,  а  самолёты  отправились  наземным  транспортом.  В  то  время  в Москве  проходила  международная выставка  научно-технического  творчества  молодёжи  НТТМ-76.  На  выставке  были  представлено  несколько  тысяч  экспонатов,  подготовленных  молодёжными  коллективами  нашей  страны  СССР  и  других  социалистических  стран.
Довольно  много  изделий  было  представлено  в  «авиационном  разделе»  выставке.  РКИИГА  выставил  два  экспоната.

Первый  из  экспонатов -  лёгкий  гидросамолёт «РКИИГА74». Это  был  довольно  оригинальный  летательный  аппарат,  фюзеляжем  которого  являлся  серийный  катер  «Прогресс».   Гидросамолёт  предназначался  для  доставки  небольших  грузов,  почты,  патрулирования  водоёмов.
 Позже  напишут:» РКИИГА-74 - «Лодка-самолётка»
«Одной из интереснейших любительских конструкций можно считать двухместную летающую лодку, созданную в СКБ РКИИГА (Рижском Краснознамённом институте инженеров гражданской авиацииимени Ленинского комсомола) в 1973 – 1974 гг.   Разработчиками самолёта были Ф. Мухамедов. Р. Щавинский, В. Цейтлин, В. Ягнюк, А. Швейгерт, Ю. Прибыльский.»

Второй  экспонат – лёгкий  спортивный  самолёт «Энтузиаст». Его  СКБ разрабатывало  и  изготовляло  совместно  с  общественным  конструкторским  бюро Латвийского  Управления  гражданской  авиации. Впервые  в  спортивной  авиации  страны  на  этом  самолёте была  применена  стеклопластиковая  обшивка фюзеляжа  и  хвостового  оперения. Самолёт  предназначался для  спортивных  полётов  и  претендовал  на  установление  всесоюзного  рекорда  по  дальности  полёта  в  классе  самолётов весом  до  1000 кг.
Для  справки  технические  характеристики  самолёта  «Энтузиаст»:
Взлётный  вес  750 кг
Размах  крыльев  8,0 м
Длина  самолёта  7,6 м
Взлётная  мощность  двигателя  140 л.с. (лошадиных  сил)
Крейсерская  скорость  265  км/час
Высота  полёта  6000 м
Дальность  полёта  до  3000 км
Наши  экспонаты  расположили  среди  подобной  авиационной  техники на  площадке  перед  павильоном «Космос».  Рядом  расположились  экранолёты  «бауманцев»  и  белоснежные  планеры  из  Молдавии. Около  наших  экспонатов  постоянно  собирались  посетители.  Мы  с  ребятами  находились  рядом  с  самолётами -  раздавали,  как бы  сейчас  сказали,  рекламные  проспекты,  охраняли  от  излишне  инициативных  зрителей.  Следует  отметить,  что,  когда  я  смотрю  на те  рекламные  проспекты, то  это очень  и очень  скромные арт-объекты. 
Когда  становилось  слишком  прохладно, планеристы  из  Молдавии  предлагали  посидеть в  планере  и  погреться. Закрывали  фонарь.  И  публика   гадала -  не манекен ли это  там  расположился.  Просили  помахать  рукой.
А  вот  лауреатами  ВДНХ  мы  всё-таки  стали.  Кстати,  наше  СКБ  не впервые  представляло  свои  работы  на  республиканских  и  всесоюзных  выставках.  Так,  целое  семейство  рижских  лёгких  автожиров  получило  в  1972  году  комплект  медалей  ВДНХ  СССР.  По результатам  выставки  НТТМ-76  Министерство  высшего  и  среднего  специального образования  СССР  наградило  Ю.Прибыльского, В.Ягнюка и В. Пикалова  золотыми  медалями  и  дипломами  «За  лучшую  студенческую  научную  работу».
За  время  существования  СКБ  несколько  поколений студентов  сделали  здесь  первые  шаги  в  науку, получили  навыки  самостоятельного  и  творческого  подхода  к  решению  сложных  инженерных  задач.
Хранит  мой  домашний  архив  фото  и  статьи  из  газет  тех  лет,  из  местных  латвийских  газет  и  нашей  институтской  многотиражки  «Инженер  Аэрофлота». На  них  мы  молоды  и  полны  энтузиазма.
Наши  выпускники  работали  и  ещё  работают  по  всему  миру. И энергию  созидания  несут  в  себе  в  любом  возрасте.  Уже  будучи  инженером  информационно-вычислительного  центра  аэропорта  «Рощино»  города  Тюмени  я  в  меру сил  помогала  нашим  дельтапланеристам.  В  частности  Алексею  Мазенкову,  тоже   выпускнику  РКИИГА.  На  швейной  машинке  строчила  паруса  дельтапланов.  Проблемы  были  с  тканью, здесь  особые  требования  к  прочности.  И  вот  по  просьбе  дельтапланеристов  я  отправилась  под  новый  год  в  родной  город  Могилёв  в  Беларусь на  комбинат  шёлковых  тканей,  чтобы  сделать  заказ  на  изготовление ткани  с особой  пропиткой  для  дельтапланов.  Когда  главный  технолог  комбината  увидел  меня  буквально перед  новым  годом  и  узнал  откуда  я  прилетела,  глаза  его  несколько  округлились.  Но  ему  пришлось меня  огорчить.  Для  их  масштабов  производства  мой заказ  был  слишком  мал.  И  как  говорится,  сделка  не  состоялась.  На  работе  мне  влетело  от  начальника  ИВЦ,  за  опоздание  с новогодних  праздников.  Но  ведь  так  хотелось  получить  красивые  яркие,  прочные  дельтапланы. Теперь  многое  стало  обыденным -  яркая, надоедливая  реклама, даже  самолёты  и  дельтапланы.  Но  когда-то,  готовясь   к  экзамену  по  основам  авиации  и  запоминая формулу  подъёмной  силы  крыла,  я  удивлялась -  как  такое  количество  металла  может  взлететь  и  даже  приземлиться.  И  теперь  удивляюсь.  Советую  и  вам  оставаться по-хорошему  наивными  и любознательными.  А  Душе  позволять  летать  не только  во  сне,  но  и  наяву.
 Всем  здравия.

Могилёв   Беларусь         Октябрь  2017 г.

Фото  с  ВДНХ СССР Выставка НТТМ-76.  На  переднем  плане  самолёт "Энтузиаст".  В  глубине  снимка  справа  -  гидросамолёт. За  ним располагался  экранолёт  Баумановского училища.


Рецензии