Саночная вертикаль

Первый месяц весны. Сборы по линии ВЦСПС в Риге. Уютная гостиница, хорошо кормят, тренируемся рядом на базе «Динамо». Шестидневный тренинг, из которых четыре дня по две тренировки, воскресенье выходной. В зале штанги работал, а вернее, тренировал сборную «Динамо» и республиканскую - Геннадий Иванченко, мировая легенда тяжелой атлетики. В 1970 году он стал первым 500-ником (165+150+185) в среднем весе (до 82,5 кг), опередив Ригерта на чемпионатах СССР и мира. Я с ним познакомился еще в 76 году на Первенстве Союза, который проходил в Риге. И на этих сборах частенько с ним общался. У нас было много общего. Он также был знаком с работами Тенно по атлетической гимнастике. Ему нравилось подкачиваться. И спортивный путь Геннадий начинал с гиревого спорта. У него были великолепные результаты в жиме, который, к его сожалению, отменили в 1972 году. Хорошо помню, как в девятом классе учился жать по его кинограмме жима, опубликованной в ежегоднике «Тяжелая атлетика». Геннадий интересовался общими знакомыми, как живут ленинградские звезды железного спорта: Борис Селицкий, Евгений Смирнов, Паша Первушин и Валера Смирнов. Вначале 70-х их объединял помост и всесоюзные сборы. Иванченко и в эти годы поддерживал хорошую физическую форму. Но тренировался в основном только по вечерам, когда наша команда покидали зал. Иногда я оставался с ним. Мы отжимались, жали сидя, подбадривая друг друга. Он добродушно обзывал меня культиком. Хотя сам любил попозировать перед зеркалом.

Параллельно с тяжелоатлетами проходил сбор юниорской команды саночниц. Мы с ними сталкивались в гостинице, спорткомплексе и в ресторане, прилегающем к нашему отелю. Завтракали с ними в одно время, часы обеда и ужина у нас отличались. По утрам я обратил внимание, что калорийность их блюд не уступала нашим. Как потом оказалось и качество обедов и ужинов у них было лучше нашего рациона. Ну это согласно законам физики – для «увеличения скорости».

Иногда мы играли с девчатами в волейбол. Противостояли против них или составляли смешанные команды. Это зависело от количества парней. Было ли у штангистов желание шевелиться после тренировки или многие спешили на ужин. Ведь ужин нам накрывали раньше, чем саночницам.

Вечером на свои тренировки девушки приходили в игровой зал. Из тяжелоатлетического зала они брали диски по 10 и 15 килограммов и грифы. Круговые тренировки из наклонов с дисками, прыжков со штангами, отжимания и короткие пробежки составляли их эстафетную нагрузку. Сейчас такую тренировку обозвали бы кроссфитом. Но в те годы последовательное выполнение упражнений на разные группы мышц называли круговым методом. И даже тяжелоатлеты включали такую нагрузку в тренировочный цикл ОФП в подготовительный период.

Когда я первый раз увидел тренировку саночниц с «тяжестями», не удивился исполнению некоторых упражнений. Сталкиваясь часто с легкоатлетами или борцами на тренировках в залах штанги, я заметил, что работая с железом, они пренебрегали техникой. Мне таких спортсменов было всегда жалко. Неграмотная работа с отягощениями может привести к травмам, иногда к серьезным.

Появилось желание исправить грубые ошибки в тренировках юных девушкек. На завтраке я спонтанно решился подойти к столику, за которым сидела женщина, которая постоянно их сопровождала и присутствовала на тренировках.
- К Вам можно присоединиться? – Ирина кивнула головой. Как ее зовут я знал, еще играя в волейбол. Но официально мы не знакомились. Я поставил свой поднос и сел напротив дамы.
- Георгий, - начал я знакомиться. - Вы первый раз в Риге?
- Ирина Александровна!
- Понял! – я улыбнулся немного снисходительно, но смирился. Ведь ей надо показать, что она тренер, а не тридцатилетняя девочка спортсменка. - Ирина Александровна, Вы первый раз в Риге? – пришлось повторить вопрос.
- Третий.
- Я из Ленинграда, а Вы?
- Из Кременчуга, но сейчас живу под Подольском.
- Я пару раз видел тренировки ваших девушек в зале, - решительно начал, чтобы не тянуть время. - Можно дам Вам совет, или точнее, объясню технику некоторых упражнений из арсенала тех, что они исполняют. Жалко девчонок, дискомфорт или боль может появиться в спине от неправильной техники.  А там и восстановление от нагрузки пойдет неважно.
- Слушаю, - Александровна посмотрела на меня и перестала жевать. Мы вместе вышли из ресторана, ведя разговор о тренировочных процессах.

Вечером я показал девушкам как надо выполнять прыжки с грифом, делать наклоны со штангой и азы тяги – становой тяги. Хотя раньше никто и понятия не имел, что будет такое название упражнения. Просто объяснил как правильно девушке отставлять попу, чтобы был нужный результат! За шуточками они быстро уловили эти на первый взгляд, простые движения.

Через тренировку показал им медленные приседания по десять секунд вниз и вверх.  Исполнение приседаний в таком режиме очень хорошо прорабатывают бедра и заставляет мышцы ног работать с хорошей отдачей. Это упражнение я узнал от Махмуда Эсамбаева. В 1978 году на чемпионате ВЦСПС в Кировакане шефы нашей сборной Ленинграда пригласили нас на творческий вечер-концерт М. Эсамбаева, народного артиста СССР. Правда, по его словам он приседал по минуте и без дополнительного отягощения. Я модернизировал это упражнение для себя: сократив время и делая такие приседания со штангой.

У меня уже был небольшой педагогический опыт. В 1974 году я стал мастером спорта, и мне дали 50 педагогических часов на кафедре физвоспитания в «Техноложке». Их не надо было отрабатывать, но иногда преподаватели просили помочь провести уроки физкультуры для студентов, которые ходили на тяжелую атлетику. И пару занятий в месяц меня задействовали как тренера-преподавателя или как наглядно-показательный пример. Да и совместные тренировки с другом Сергеем, мастером спорта по прыжкам в высоту, призером Кубка СССР, на которых мы делились опытом, не пропали даром. К примеру, Сергей после двухнедельного тренинга под моим присмотром легко исполнял подъем на грудь со штангой в сто килограммов. А я, благодаря его подсказкам и советам, попал в призеры на чемпионате ВУЗов Ленинграда по прыжкам в длину.

Девушки работали на тренировках с полной отдачей и, естественно, техника выполнения упражнений с отягощениями у них улучшалась от занятия к занятию. Приятно работать со спортсменами, которым снится пьедестал.

Последнее воскресенье на сборах. Остается еще два дня. Кто-то уже в понедельник улетает домой. У меня билеты на ночной поезд «Балтика» на вторник. Утром в 7 часов буду в Ленинграде. А в пятницу очередной старт. Выходя из ресторана, я увидел автобус «Икарус», в который дружно садились девчонки. Помахал им рукой, они как обезьянки, строили мне рожицы. В отличии от нашей команды, саночницы по воскресениям тренировались. Прошла мимо, поздоровавшись, Александровна. Я стоял, наслаждаясь яркими лучами весеннего солнца. По городу болтаться не хотелось, да и рано еще было.  Я уже потратил почти все деньги, гуляя по магазинам в Риге. А тратить было на что. Снабжение столиц прибалтийских республик сильно отличалось в хорошую сторону от российских городов. Портфель, с которым я ездил на соревнования или сборы уже был почти наполнен покупками. И стоял вопрос о том, как упаковать спортивную форму. Вероятнее всего придется, думал, олимпийку надеть на себя. Хотя в обычной жизни не люблю ходить в спортивной форме.  Тренируясь в субботу, решил выбросить штангетки. Они уже потеряли презентабельный вид, а дома еще были две новые пары. Мне выдавали по три пары в год. И две пары, как минимум, ежегодно я убивал на тренировках. Подошва стиралась до дыр или обувь расходились по швам. Это не значит, что их качество было плохое. Они просто не выдерживали наши нагрузки. Советские штангетки в те годы ценились даже зарубежными атлетами. И я не один десяток их перевез через таможенные посты, выезжая заграницу.

Сел на скамейку и, прищурившись, наблюдал за девушками, снующими по салону автобуса. Из автобуса выбежала Александровна и скрылась за дверьми гостиницы. Броуновское движение спортсменок раскачивало «Икарус».
- Георгий, скучаешь? – Иринина тень нависла надо мной.
- Выходной!
- Поехали с нами, место есть!
- На экскурсию? – улыбнулся я…
- Да, для тебя это будет экскурсия.
- Хорошо! – я встал. - Прекрасно прогуляюсь с женским коллективом.
- Одень куртку. Давай мигом. Там ветер продувает … Накинь на себя что-нибудь, там сильный ветер, - вдогонку кричала Ирина.

Автобус тронулся. Александровна еще успокаивала девчат. Их перекричать было трудно.
Я сидел на первом ряду около окошка с Ириной. Она объясняла в микрофон как экскурсовод, что они будут отрабатывать на тренировках. Тренировочный жаргон саночников мне не был понятен. Я смотрел в окно. Проплывающие пейзажи и виды города меня интересовали больше. Наставления закончились, и Ирина все внимание переключила на меня.

Одна из девушек принесла нам горячий кофе и по шоколадке. Я первый раз пил кофе в автобусе из бумажных стаканчиков. Александровна интересовалась откуда я, как пришел в спорт. И сама вкратце рассказала, как она оказалась в санном спорте из легкой атлетики. Мне было известно, что тогда многие саночники приходили из других видов спорта. Эти спортсмены были уже хорошо подготовлены физически и имели хороший соревновательный опыт, хоть и в другом виде спорта. Их опыт помогал быстрее осваивать азы нового.

Мы приехали в городишко Цесис. По латвийским меркам это город.
Почти двухчасовой переезд меня не утомил. Я со всеми поднялся на площадку, с которой стали спускаться девушки. Пока они тренировались, я смотрел по сторонам. Близлежащий ландшафт почти полностью был покрыт снегом. В Риге снег растаял дней десять назад. Неслабый ветер и правда продувал дощатую будку. Девушки в специальных костюмах и в очках походили на глубоководных ныряльщиц, пока они стояли без шлемов. В помещении была строгая рабочая атмосфера. Четкие команды. Никакой суеты. Сверху ледяная дорога походила на уползающую вниз змею, которая изгибалась к земле.
"Путь свободен!" – кричал четко стартер. Очередной спуск. И через некоторое время непонятно трещала рация и опять команда - "Путь свободен!"
Я стал замерзать. И тут Александровна позвала меня.
- Пойдем со мной! – мы спустились ниже. На перилах площадки болталась жестянка с цифрами 400. Вероятнее метры.
- Одевай! – она подала мне резиновые боты.
- Зачем? – не понял я.
- Одевай, одевай! Спустишься с Верой.
- Что, серьезно? – было стыдно признаться, что удовольствие от катания на таких горках я навряд ли получу. ...

http://zobach.ru/sani/


Рецензии