Янтарный жук 10

Аня сидела на последнем уроке, смотрела в окно, за которым моросил весенний дождик и думала о том, что завтра  каникулы, потом самая короткая четверть в году и… . 
     И вдруг  в окно заглянул Ангел. Да-да, это был Ангел, в длинном белом плаще и большими крыльями за спиной. Он подмигнул девочке, и она от неожиданности выронила  ручку. Та с громким стуком упала на пол и закатилась под соседнюю парту.

 - Орлова, что там у тебя происходит?- учительница постучала костяшками пальцев по своему столу.

    Ангел рассыпался на тысячи дождинок и исчез. Аня быстро поморгала и опять посмотрела в окно.  На нее из стекла уставились ошарашенные темные глаза. Брови от удивления были приподняты, нежно розовые пухлые губы слегка приоткрыты, на бледном  лице с маленькой черной родинкой на щеке читалось недоумение.  «Померещится же», подумала девочка.

   Аня тряхнула головой и две толстые русые туго заплетенные косички ударили ее по плечам, заставляя оторваться от отражения и повернуть голову в сторону голоса.

    В этот день она как обычно возвращалась из школы, Яр встречал ее под елкой с двумя макушками и они вместе не спеша  шли к дому по дороге вдоль леса. В воздухе пахло весной. Снег заметно осел и местами покрылся коркой тонкого льда. Аня вдыхала влажный воздух, пытаясь уловить в нем аромат хвои и сосновой коры, нагретой мартовским солнцем, выглянувшим под вечер. Иногда  легкий ветер приносил запах мха  и  прошлогодних прелых листьев. Яр тоже время от времени останавливался и принюхивался.

    На полпути домой  их обогнала машина скорой помощи.

«К нам? Скорая?» удивилась про себя девочка.
- А вдруг это с бабушкой что-то случилось? – вдруг испуганно подумала она.
-Яр, побежали быстрее, - скомандовала она рыжему псу и пустилась со всех ног бежать в сторону пансионата.

   Дома выяснилось, что с бабушкой все в порядке, но к ним в пансионат доставили подростка без документов. Он пролежал в городской больнице целый месяц в коме, а когда пришел в себя,  не мог вспомнить, кто он и откуда. Выслушав эти новости  от бабушки, Аня решила, что сама все разузнает подробнее.
 
- Он пока не готов к общению, -  объяснял главный врач пансионата Илья Викторович, в кабинете которого сидела девочка.
- А что с ним? – Ане не терпелось все узнать.
- Травматическая ретроградная амнезия, - ответил доктор.
- Илья Викторович! – с укором посмотрела на него девочка.
- Проще говоря, Анечка, он потерял память из-за травмы головы и, по-видимому, сильного шока. Да еще у него зажат зрительный нерв, он ничего не видит и  это может осложнить возвращение памяти.  Анечка, у меня к тебе просьба,- доктору неожиданно пришла идея. – Ты сама видишь, пока не начался сезон, персонала у нас мало, а ему надо помочь ориентироваться в пространстве, ходить с ним, разговаривать.
- Конечно, Илья Викторович, - обрадовалась Аня, она сама хотела его об этом попросить, но не знала как.
 - Сейчас он молчит, весь в себе, боюсь, что у нет желания жить. Его как-то надо растормошить. Но хочу тебя предупредить, с ним надо быть очень аккуратным, ты понимаешь, о чем я.
-  Я понимаю, - заверила его девочка.


    Дверь в палату была открыта настежь. На кровати лежал подросток, уставившись в потолок незрячими глазами. Аня тихонечко вошла, но под ногой предательски скрипнул пол.

- Кто здесь?- вздрогнул подросток.
- Это я, Аня, - девочка остановилась в нерешительности.
- Аня? - переспросил подросток. - Я тебя знаю?
- Нет, - ответила Аня
- А кто ты? -  отрешенность, с которой был задан вопрос, сбила с толку девочку и она не была уверенна, стоит ли отвечать или тихо уйти. Но все же ответила:
- Я просто девочка, мне двенадцать лет. А тебя как зовут?
- Я не знаю, - в голосе подростка слышалась безнадежность.
- Но что-то ты про себя знаешь? - спросила Аня с надеждой.
-Только то, что я молодой человек. Так называл меня доктор,- ответил медленно  подросток.
- Не такой уж ты и молодой человек, то есть ты не старый, но не совсем еще молодой, - Аня совсем запуталась. И замолчала.
- Я не понимаю, так я молодой или старый?- он повернул голову в сторону Аниного голоса.
- Ты подросток. Ты знаешь,  сколько тебе лет? - походя ближе к кровати, спросила  Аня.
- Нет, не знаю, - опять  медленно растягивая слова, ответил тот.- Я ничего не помню. Совсем.
- Но ты умеешь говорить, знаешь слова, и понимаешь разницу между молодым и старым. Значит, все вспомнишь, - уверенно  сказала Аня.

  Подросток встрепенулся. Это было еле уловимое движение, будто луч надежды скользнул по лицу и груди, заставив на мгновение затаить дыхание и слегка податься вперед.
   Девочка молча разглядывала его. Короткий ежик рыжих волос, неподвижные, голубые широко распахнутые глаза, россыпь веснушек на лице, большой рот. Сам весь худой, длинный, нескладный. Руки лежали вдоль тела поверх одеяла, на лице застыла растерянность.  «Ему в сто раз хуже, чем мне», подумала она.

- Аня?- позвал подросток, - Ты здесь?
- Да, - откликнулась она.
- Почему все время темно?- спросил мальчик.
Аня не сразу нашлась, что ответить.
- Доктор не говорил тебе? - осторожно спросила она подростка.
- Нет, не помню, - ответил он.
- Ты попал в аварию и сильно ударился головой, у тебя как бы выключили свет в голове, поэтому ты ничего не помнишь и не видишь, - стараясь подбирать слова, ответила Аня.

     Она немного помолчала и добавила более уверенно, вспомнив, как обычно в сложных ситуациях говорила ей бабушка.
 - Но это обязательно пройдет, надо только очень сильно поверить и набраться терпения.
- Аня?- опять позвал подросток, - Ты придешь еще?
- Конечно, я буду приходить к тебе - сказала Аня.
- Да, приходи, я буду ждать, - наконец-то в голосе подростка появилась нотка надежды.

     Он сидел на скамеечке у входа в корпус, куда его привела старшая медсестра,  и ждал Аню. Прошло три недели, за это время подросток заметно изменился. Он стал вставать и двигаться вдоль стеночки в помещении, отвечать на приветствия, разговаривать с персоналом.  Наконец,  он услышал голос девочки.

- Где ты его откопал, выплюнь немедленно, как тебе не стыдно.  Бедный  ёжик, он же еще спит, - ругала Аня  собаку.
-  Бедный ёжик,- откликнулся подросток,- Ёжик! – вдруг радостно воскликнул он,- так меня мама называла, я вспомнил, как меня зовут – Ежи.
-Ежи? Какое странное имя, - удивилась Аня
- Самое обычное, это польское имя, - уточнил Ежи.
- Ты из Польши? - опять  удивилась Аня, но ты говоришь совершенно чисто по-русски.
- Мой дед русский и мама … была, - добавил медленно Ежи и  замолчал.
Аня боялась нарушить это молчание. По лицу Ежи было видно, что он все вспомнил, и это воспоминание очень взволновало его.
Аня дотронулась до его руки.
-Ежи, - тихонько окликнула она его.- Они были в той машине?
- Откуда ты знаешь про машину? - каким-то глухим осевшим голосом откликнулся подросток.
- Я не знаю наверняка.  Когда тебя привезли сюда, говорили, что месяцем раньше произошла страшная авария на переезде, а ты там рядом был.

   Ежи не отвечал. Оглушенный своим воспоминанием он смотрел в одну точку, если можно выразиться так про незрячего человека.
   Аня  тихо сидела рядом. В ногах лежал рыжий пес. Она ждала, когда Ежи справится со своими мыслями.

 - Хочешь, мы пойдем к морю, - предложила она подростку.
   Он молча кивнул. Аня взяла его за руку.

    Ладошка у Ани была маленькой, мягкой и теплой. Эта теплота легкой волной  поднялась вверх по руке Ежи и разлилась по всему телу, затем эта же волна резко похолодела и мелкой дрожью  спустилась к ногам. Сердце забилось быстрее. Ежи сделал глубокий вздох, чтобы немного успокоится и поднялся осторожно со скамейки. Он  сделал первый неуверенный шаг в сторону двора. Под ногами хрустнуло. Ежи сделал второй шаг. Хруст повторился.

- Что это под ногами?- Ежи остановился.
- Это дорожка из гальки, - ответила девочка

    Надо же, когда я видел, я никогда не слышал этого звука, хотя много раз ходил по  таким дорожкам, подумал про себя Ежи.

    Они медленно пошли по дорожке, держась за руки. Какое-то время они молчали. Ежи прислушивался к своим шагам. Потом он стал слушать шаги Ани. Вот хруст прекратился, они шли уже по влажному песку.
- Куда мы идем?- наконец очнулся от своих мыслей подросток.
- Просто гуляем вдоль моря, - голос у Ани был ровный, спокойный. И это нравилось Ежи.

     С этого дня они стали все дальше и дальше уходить от пансионата. Весна понемногу набирала силу. Дни становились теплее, ветер ласковее, апрель растопил последний снег на берегу залива. Для Ежи постепенно мир наполнялся все новыми и новыми звуками. Вот где-то закричала чайка. Ей ответила карканьем ворона. Налетел ветер, и зашумели сосны. Ежи потянул носом воздух - да, сосны и море. Какой знакомый и родной запах. Когда-то  раньше в прошлой жизни  он уже это чувствовал.

- Можно тебя попросить о чем-то?- Ежи легонько сжал руку Ани.
- Быть твоими глазами? - мягко ответила девочка.
- Да,  но как ты догадалась?!- Ежи охватило необъяснимое волнение.
- Я сейчас  закрыла глаза и представила, как это страшно, быть все время в темноте, - ответила Аня.
- Это вроде называется, побыть в шкуре другого.  Спасибо, что влезла в мою шкуру, - невесело попытался улыбнуться Ежи.
- Я буду твоими глазами, Ежи, - тихо, но твердо сказала Аня.
    Эти слова успокоили подростка, и даже придали уверенности.
- Можешь мне описать, что вокруг?-  попросил  он.
- Вокруг нас сосновый лес, песок и море,- Аня огляделась. -  На берегу замок.  Он очень древний. По преданию один из первых владельцев замка был очень богат и владел обширными землями. Потом произошла печальная история с его женой.  Он подался в монахи, в орден крестоносцев и отдал им все свои замки. В этом по его завету разместился странноприимный дом, ну то есть что-то вроде гостиницы, где принимают странников и оказывают им помощь. Это очень старая легенда, я тебе обязательно расскажу. Сейчас в нем пансионат, это мы его так называем.
- Пансионат?- удивился Ежи, - я думал, что я в больнице.
- Это реабилитационный центр для …,- Аня замялась.
- Таких, как я? – спросил подросток.
- На самом деле здесь ты случайно, это центр для взрослых.
- А как же ты?- опять удивился Ежи.
- Я просто живу с бабушкой рядом.  Здесь  отдыхают особенные люди,-  ответила Аня.
- Неужели психи? - воскликнул Ежи, вспомнив слово  «странноприимный».
Аня рассмеялась. В голосе ее звучали переливом колокольчики, и подросток невольно улыбнулся.
-Да нет же, они нормальные, но все равно особенные.
- Не понимаю, - пожал плечами Ежи.
- Это спасатели. Альпинисты, пожарники, врачи, - в голосе Ани чувствовалось уважение ко всем этим людям.
- Да ну! Здорово! Тогда я не понимаю, почему нельзя телевизор и интернет, - Ежи вспомнил, что ему говорила старшая медсестра на его вопрос о телевизоре.
- Они отдыхают, этим людям нужен информационный покой.  У них психологическая перегрузка, - объяснила Аня.
- Ты говоришь, как взрослые,- удивился подросток.
- Я и живу среди взрослых. Все время, - Аня еле слышно вздохнула.
- Чем же они занимаются?- продолжил расспросы Ежи.
- Ходят на процедуры, гуляют, общаются, читают. У нас здесь потрясающая библиотека, -терпеливо рассказывала девочка.
- А как называется это место?
- Альге,- в голосе Ани чувствовалось легкое восхищение.
- Альге?  Морская трава? - переспросил подросток.
- Не знала, что это так переводится,- удивилась девочка.
-А твои родители, где они?- спросил Ежи.
- Они погибли...

  Ежи молчал. Он не знал, что в таких случаях надо говорить.
- Только иногда мне снится мамин голос. Но лица я не помню, - в голосе Ани теперь слышалась грусть.

    Они опять оба замолчали. Медленно шли они по узкой песчаной косе, что отделяло море  от небольшого залива. Легкие волны накатывались на берег и с тихим шепотом возвращались  обратно в море. Редкая чайка где-то вскрикивала вдалеке.

-  Я сама этого совершенно не помню, мне было года два, - вдруг заговорила Аня.- Бабушка рассказывала, мы с ней гуляли недалеко от дома, вдруг все вокруг затряслось, и  все куда-то побежали.  Когда мы пришли к дому, его не было.  Только груда камней. Погибли все. Остались только мы вдвоем.

Аня глубоко вздохнула.

- Все что осталось от мамы – только вот  это, - с этими словами девочка достала медальон на белом шнурке, который она носила на груди под одеждой. Но тут же осеклась, «он же не видит». Сняв медальон, она вложила его  в ладонь Ежи.
-Что это?- в руке оказался теплый  предмет. Ежи опять ясно ощутил, как в середине ладони начали пульсировать мягкие волны и отдаваться прямо в сердце.
- Медальон, янтарная подвеска, в виде жука. Он очень старинный и связан  легендой с этим замком.
«Какая необыкновенная девочка», подумал про себя Ежи, « и необыкновенное место. Как жаль, что я ничего этого не вижу». Теперь в его мыслях не было досады, как раньше. Он с удивлением для себя обнаружил, что его теперь не раздражает его беспомощность и ему  захотелось узнать всё  и про этот замок, и про легенду и про… Аню.

    Каждый день теперь он с нетерпением ждал, когда Аня придет из школы и они, в сопровождении грозного пса Ярого, отправятся гулять вдоль залива. В один из таких дней, как и обещала, Аня начала рассказывать подростку легенду замка. Вдруг на полуслове она замолчала, и Ежи услышал глухой стук упавшего тела.

 -Аня! Что с тобой? - позвал он, но ответа не последовало.
Рядом заскулил Яр и Ежи почувствовал его влажный нос на своей руке.
-Яр, беги, зови на помощь,- быстро прошептал  подросток внезапно севшим голосом.

     Сам он встал на колени, и стал шарить вокруг руками. Ничего! Он задыхался от своей слепой беспомощности, ползая на коленях и ничего не находя. В голове стоял тяжелый гул. Сердце отчаянно колотилось и отдавало пульсацией в висках, закладывая уши.  Наконец он наткнулся на тело девочки. По широко откинутой холодной руке он провел ладонью до её плеча, шеи, лица. Глаза были закрыты. Ежи наклонил свое ухо к ее губам и не почувствовал дыхания.

- Да что же это! – в груди тревожно защемило. Впервые в жизни ему стало страшно не за себя, а за другого человека.
Ежи попытался справиться со своим волнением.  Он спустился ухом ниже:
- Жива,   -  выдохнул он облегченно, услышав тихий стук сердца и неожиданно для себя заплакал. Он стоял на коленях и гладил девочку по волосам. Горячие слезы катились из его незрячих глаз, но он совершенно этого не замечал.
- Аня, Анечка, пожалуйста, очнись… пожалуйста, - тихо просил он.
   Ему почудился еле слабый вздох. Потом  чьи-то голоса и тяжелое дыхание запыхавшейся от бега собаки.
-Вот они, - услышал он знакомый голос доктора  Ильи Викторовича.
- Да,  этот пес прирожденный спасатель, - ответил ему кто-то.
- Как долго она без сознания,- спросил доктор Ежи.
- Столько, сколько вы шли сюда, плюс пару минут, - быстро сообразил подросток.
- Хорошо. Я с ней, а вы Ежи отведите, - обратился Илья Викторович к своему спутнику.

    По шуршанию гальки подросток понял,  что тот встал на колени, подхватил девочку на руки и быстрыми шагами направился в сторону пансионата.
- Что с ней, - спросил Ежи своего незнакомого проводника.
- Я не врач, точно не знаю, - ответил ему спутник.- Но это очень сильная девочка.
- В каком смысле? – не понял Ежи.
- Знать, что ты можешь в любой момент умереть и при этом радоваться жизни, может только очень сильный человек.
 
    У Ежи в сознании все помутилось. Он ничего не соображал.  «Как – умереть? Как – умереть?»  только и крутилось у него в голове.
Они молча шли по тропинке.
- Это очень светлый человечек, её здесь все любят, она как маленький Ангел, - вдруг дрогнувшим голосом продолжил незнакомец. - Даже рыжий этот, дикий как волк, никого к себе не подпускает, только ее. А ведь он ее во второй раз спасет.
И он коротко рассказал подростку, как зимой Аня попала в буран. Как её искали, и вдруг объявился этот рыжий пес, который вывел людей прямо к замерзающей девочке.

     Прошел месяц. Весь этот месяц Ежи учился самостоятельно находить дорогу, вслушивался в звуки, различал голоса, направление ветра, принюхивался к запахам. Он все ждал, когда же, наконец, поправится Аня,  и он сможет ей рассказать о своих успехах.
Как-то к нему в палату заглянул главврач:
- Нашли твоего отца. Он уже восстанавливает твои документы. Через неделю ты будешь дома, - объяснил Илья Викторович.
 Ежи был настолько счастлив, что у него не было слов.
- Я думаю, тебе стоит попрощаться кое с кем, - врач понизил голос.
- Аня? Она здесь?- воскликнул Ежи
-Да, уже неделю?
- Но почему мне никто не сказал?- в голосе подростка был упрек.
- Она так попросила,- ответил доктор
- Она? Аня? Но почему? – удивился  Ежи.
- Ты сам поймешь. Пойдем,- врач взял подростка за руку и повел длинным коридором. «Два пролета вверх, еще пять ступенек»,  считал Ежи…
- Она спит, жаль, ну значит в следующий раз, - услышал подросток.
- Можно я останусь и подожду, - попросил Ежи.
- Можно, она здесь одна, - согласился врач и тихонько вышел.

    Ежи нащупал руку девочки. Он поразился худобе и странному холоду, исходившему от ее ладони. Ему вдруг захотелось прикоснуться к ее мягким волосам, но вместо этого он наткнулся на лысый череп. Недоумение и страшная догадка одновременно потрясли его.
- Ежи, ты пришел, - раздался слабый Анин голос.- Я не хотела, чтобы ты видел меня такую, хотя, что я говорю, ты же не видишь…
- Аня…, - голос Ежи дрогнул.
- Я все знаю. Я очень рада за тебя. Очень-очень, - заверила девочка.
У Ежи стоял ком в горле, он не мог произнести ни одного слова.
- Ну что ты Ежи. Теперь все будет хорошо. Тебе сделают операцию. Ты будешь видеть. Обязательно. Не плачь, Ежи, - она увидела, как блестят его глаза.- Ты мой самый лучший друг. Я хочу, чтобы ты не забывал меня.
С этими словами она медленно засунула руку куда-то под одеяло и достала медальон.
- Вот, возьми на память обо мне.
- Аня, но это же память о твоей маме, - наконец выдавил из себя Ежи.
- Мы с ней скоро встретимся.  Это хорошо, что мы с тобой успели повидаться, – было слышно, как ей тяжело говорить. - Я не успела тебе рассказать …историю медальона. Моя бабушка, она расскажет тебе…
Аня замолчала. Ежи не мог выдавить из себя ни звука, он только молча кивнул.
-В конце концов, он к нам …случайно попал и не …предназначался, как оберег,-   вздохнула девочка.
- Какой  оберег?- тихо переспросил Ежи.
- Бабушка расскажет…
Ежи почувствовал, что у Ани совсем не осталось  сил больше  говорить.
-  Я буду всегда помнить тебя…, – Ежи замолчал, чтобы не выдать охватившего его волнения.
- Иди, Ежи, - попросила Аня.
Он послушно поднялся и медленно направился к двери.
- Постой, - окликнула его Аня, - забери с собой Ярого.

   Ежи кивнул и,  вытянув руки, чтобы не промахнуться, нащупал дверь и вышел в коридор. Слезы душили его, ему хотелось забиться куда-нибудь, где его никто не найдет. Он уже не мог сдерживать свои чувства.

- Но почему, почему жизнь так несправедлива?- в сердцах проговорил он, уткнувшись лбом в холодную железную дверь, ведущую на чердак.
 Кто-то обнял его за плечи.
- Пойдем, Ежи.
Это был Илья Викторович.
-Неужели нельзя ничего сделать?- срывающимся голосом спросил его подросток.
- Только очень большое чудо. Нужна срочная пересадка стволовых клеток, но нет подходящих.
- Возьмите мои!- горячо воскликнул Ежи.
- Нельзя без разрешения твоих родственников, ты несовершеннолетний, - ответил  Илья Викторович.- Такой закон.
- Что за чудовищный закон! Человек умирает, я хочу ему помочь и мне для этого надо чье-то разрешение!
- Пойми, тебя самого ждет сложная операция, откладывать дальше нельзя. Если ты сейчас станешь донором, твой организм ослабнет, потребуется время на восстановление или вообще может быть какое-то осложнение, и ты навсегда останешься слепым.
- Пусть лучше я останусь слепым! - Воскликнул Ежи.- Я отказываюсь от операции. Я не хочу эту операцию на  глаза. Позвоните моему отцу. Дайте мне с ним поговорить.
   В душе Илья Викторович был согласен с молодым человеком. Это был шанс. Группа крови, такая редкая, одна на несколько миллионов - она совпадала, вдруг совпадут и клетки.
 
     Через неделю Ежи проснулся дома в своей комнате и лежа с закрытыми глазами, вдыхал знакомые запахи. Впервые за последние месяцы он спал спокойно. Вчера вечером отец вслух прочитал ему электронное письмо от Ильи Викторовича, в котором говорилось, что операция прошла успешно и Аня будет жить.
   Ежи дотронулся до медальона на своей груди, погладил гладкую спинку янтарного жука и открыл глаза. Он увидел, как по белоснежному потолку медленно полз маленький черный паучок.


Рецензии
Вот они и встретились. Случилось два чуда. Теперь Ане и Ежи предстоит выполнить предначертанное. Не так ли? С теплом, Александр

Александр Инграбен   17.12.2017 20:04     Заявить о нарушении