Теория Инферно Ивана Ефремова

Искреннее похвальное слово Ивану Антоновичу Ефремову, талантливому, трезво  и самостоятельно мыслящему человеку!

Писал уже, что в юности очень любил фантастику Братьев Стругацких. А подрос чуток, повзрослел и понял, что всё их глубокомыслие – лишь видимость! Охарактеризовать их творчество можно ПО МОЕМУ, сугубо непрофессиональному и субъективному мнению, одним словом: ДЕШЁВКА!
А Ефремова ценил, но недостаточно! Теперь проникся к нему гораздо большим уважением, что не мешает мне замечать и слабые стороны его творений.

Не умеем мы, наверно, ЧИТАТЬ. То, что мы называем «чтением» – это обычно беглый просмотр глазами некого текста. Если речь идёт о подготовке к экзамену, это сопровождается обычно механическим запоминанием. А о просто чтении, «для себя» – это «галопом по Европам».
Не чтение, а групповой туристический обход «достопримечательностей». Гид-автор, предлагает читателям посмотреть направо, затем налево, затем вверх, затем вниз. И вся группа с тупым послушанием поворачивает головы в указанных направлениях, внимая монотонной бормотухе гида и мгновенно забывая об услышанном, Единственное, что остаётся в памяти, это возле каких «объектов осмотра» можно вечером поставить галочки, что, де, «Были и Видели»!
Большинство «читателей» ведёт себя аналогичным образом, чтобы потом в званном кругу образованных интеллектуалов, весомо сказать: «Да, да, замечательная книга. Читал/читала её с большим интересом!»
Так же и я «прочёл» в первый раз роман Ивана Антоновича Ефремова «Час Быка».
Несколько месяцев тому назад перечитал его, а, точнее, ПРОЧИТАЛ  впервые, ибо уже ДУМАЛ над прочитанным, а не скользил праздным зевакой вслед за фабулой. Результат этого первого ПРОЧТЕНИЯ частично проявился в заметке «Отражение».
И вот, сейчас снова взялся его перечитывать, потому что счёл взгляды Ефремова незаурядно интересными и сугубо не советскими! Особенно глава четвёртая «Отзвук Инферно».

Параллельно перечитываю книгу Луи де Бройля «По тропам науки» – первые три четверти на редкость скучно. Думаю, здесь вина советских составителей, подобравших материал и разместивших его совершенно нелепым образом. Но иногда встречаются такие блёстки, что дух захватывает! А часть четвёртая – интереснейшая!!! Напишу статейку и о ней. Там немало идей, перекликающихся с моими заметками и даже подтверждающие некоторые мои высказывания.  Что ж, прийти к идеям, которые пятьдесят лет тому назад высказал такой физик, как Луи де Бройль, большая честь для меня.

Естественно, Ефремов писал этот роман в Советском Союзе и для публикации в советской прессе, посему делал дежурные раскланивания  перед теорией марксизма-ленинизма.
Я собираюсь высказать ряд критических замечаний, но не в адрес самого Ефремова, а в адрес системы, заставившей его писать определённым образом. Уверен, жил бы Ефремов в демократической стране Запада, он бы написал этот роман намного более интересным и остро актуальным, задевающим самую суть человеческого стада. Но Иван Антонович жил в Советском Союзе и, не оглядываясь, чувствовал за спиной всевидящий глаз Большого Брата – цензора Главлита и всей  банды мафиозных вожачков, держащих страну в состоянии перманентного страха. В их руках всегда поблескивал готовый к немедленному и весьма частому употреблению «Длинный и неприятный меч Немезиды» по выражению Ильфа и Петрова.
«Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей.
От их всевидящего глаза.
От из всеслышащих ушей»
М.Лермонтов, «Прощай, немытая Россия»
Но Ефремову негде было укрыться. Как и Лермонтову...

Через месяц после его смерти КГБ устроил повальный обыск в его квартире!  Искали  «документы и вещественные доказательства», свидетельствующие о том, что Ефремов был агентом уругвайской, парагвайской и прочих очень «забугорных»  сионистов-империалистов, и, одновременно,  весьма опасным инопланетянином, шпионившим за советскими трудящимися, в едином порыве  устремляющимися к коммунизму. Главным пунктом обвинения его вдове было то, что тело было кремировано! Ясно, шпион -- инопланетянин!  Интересно, отправили ли целую когорту патанатомов, химиков и физиков в крематорий, исследовать на «инопланетность» его пепел и кости? Ведь, наверняка, пепел должен был содержать всякие чуждые духу истинно советских людей химические элементы!
В этой главе «Отзвук Инферно» Ефремов высказывает взгляды, схожие с социалистами-утопистами Сен-Симоном, Оуэном и Фурье. В частности, что человек по натуре своей неплох, плохим его делает «плохое общество». Значит, если изменить общественный строй, изменится и человек.
Частично этот взгляд оправдан. Система жестокая и бесчеловечная заставляет быть многих НЕЛЮДЬЮ. Но мои возражения в том, что:
Во-первых,  большинство не надо было «заставлять», они все ДОБРОВОЛЬНО служили этой системе! И ещё хорошо наживались на этой жестокости и негуманности. Быть НЕЛЮДЬЮ всегда выгодно!
Во-вторых, система эта, как я уже писал не раз, не свалилась на бедную и хорошую Землю с Марса, Луны или какой-нибудь Проксимы Центавра, а возникла как ОТРАЖЕНИЕ в реальности образа мышления человеческого стада. Любой общественный строй является таким отражением! Отражением гнусных стадных привычек, суеверий, предрассудков, злобности и тупости!
В этой же главе Ефремов ну, совсем не по марксистски-дарвинистски говорит о развитии жизни на Земле, об «Естественном отборе» не как о неком благостном процессе совершенствования, а как о кровавой клоаке, полной неисчислимых страданий для дециллионов погибающих живых существ. То есть пишет «гнусный поклёп» (с точки зрения истинно советской)  на весь процесс ЖИЗНИ на Земле.
«Только природа обладает неограниченной жестокостью, чтобы решать противоречия слепым экспериментом за счёт всего живущего»
«Пресловутый естественный отбор природы предстал как самое яркое выражение инфернальности, метод добиваться улучшения вслепую, как в игре, бросая кости несметное число раз. Но за каждым броском стоят миллионы жизней, погибавших в страдании и безысходности.»
Это две микроцитаты из главы. Так СОВЕТСКИЙ человек никогда не напишет!!! «Шпиён» и инопланетянин – весьма возможно!
Полностью согласен с Ефремовым, так как думаю так же: Жизнь в том виде, в каком она существует миллиард или более лет на Земле – это самое гнусное «изобретение природы» или Сатаны. Я предпочитаю первое, ибо природа хоть слепа, как процесс вне разума, иначе уж очень неприятно думать, что все живые существа, занятые непрерывным пожиранием друг друга, являются частью некого эксперимента Сатаны, с холодным интересом наблюдающего за нашим кишением в этой кровавой каше.

Ефремов, как и абсолютное большинство советских людей, а также заражённых советской пропагандой левых на Западе, не понимает смысла слова «Фашизм». У него, как и у всех вышеперечисленных, фашизм – это олицетворение всяких «бяк и как» общественного устройства. На самом деле это лишь свидетельствует о силе промывания мозгов советской пропагандой. Философия и идеология фашизма одна:
Примат ГОСУДАРСТВА над ЛИЧНОСТЬЮ.
То есть интересы государства всегда превалируют над интересами личности! И это вполне естественно. НИ ОДНО существовавшее и существующее государство не может позволить интересам личности преобладать над интересами государства. Любое, самое демократичнейшее и самое авторитарное государство является реальным воплощением этой идеи «фашизма».
ВСЕ ГОСУДАРСТВА являются фашистскими!
Ни одно самое лучшее государство не просуществует и секунды, если отдаст предпочтение интересам личности над своими интересами. Можно возразить: А абсолютизм во Франции («Государство – это Я!», Людовик Четырнадцатый), Великий Сталин – это ЕГО ИНТЕРЕСЫ выдавались за интересы госудaрства. Нацистская Германия? Фанатичные режимы исламских государств и Северной Кореи? Всё верно, но снова, это делалось и с учётом имперских  интересов  того или иного государства! Всё это лишь различные степени фашизма, но идея остаётся той же!

На чём построен «Капитал» Маркса? На нескольких аксиомах, сформулированных Марксом вначале.
Де, чтобы жить – человек должен трудиться и прочие весьма тривиальные истины. Но основа его «Капитала» вовсе не в этих открыто провозглашённых постулатах! А в неявных, «самих-собой разумеющихся» доктринах о хищном паразитизме людей! В их стадном брюхогенительном угодничестве и своекорыстии. Маркс часто говорит, что бяки, злыдни капиталисты стремятся к прибылям и к сверхприбылям. А почему это? Да потому, что ЛЮБОЙ ДВУНОГИЙ стремится к тому же, к удовлетворению своего брюха и своих гениталий И НИЧЕМУ БОЛЬШЕМУ! Эгоцентризм – врождённая черта всех хищников-паразитов, тем паче, такого сверхпаразита, как человек! Поэтому и вечно стадо с его иерархической лестницей, независимо от того, кто залез на верхние ступени. Сегодня – плохие капиталисты, завтра – «хорошие» коммунисты!
И Маркс и Энгельс и все прочие  рррррррррррреволюционеры, не стремились к «лучшей жизни для всех», для пролетариата, крестьян  и всех «трудящихся», да плевать им было на этих «угнетённых»,  а ДЛЯ СЕБЯ И ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ!
Поэтому они отвергали  многие идеи социалистов-утопистов, ибо те говорили о неком НРАВСТВЕННОМ самоулучшении человеческой природы. А эти «вожди» мирового пролетариата отлично знали свою «человеческую натуру» и призывали поэтому не к самоусовершенствованию, а к к насильственному кровавому ПЕРЕВОРОТУ, который ИХ поднимет на самые верхние ступени иерархического стада! Не их кровью и не их жертвами!!! А многочисленных стадных тварей - глупцов, которые побегут резать и убивать ИХ «врагов», воображая, что воюют и гибнут за «лучшее будущее для всех», хотя многие и среди них понимали, что МОИ БРЮОГЕНИТАЛЬНЫЕ интересы – на первом месте! То же думали и Ленин и все прочие, эксплуатируя глупость и генетическую склонность двуногих  к обману и, в первую очередь, - к самообману!
Опять же, социалисты-утописты были правы в том, что корень зла в человеческой натуре, натуре паразита-хищника. Но потому и были УТОПИСТАМИ, ибо наивно думали и верили, что можно разъяснениями и увещеваниями переделать таких вот паразитов в симбионтов!
Ни один паразит никогда добровольно не согласится сменить свой распрекрасный паразитизм на какое-то мифическое добрососедство и дружественное сосуществование всех живых существ на Земле!
ЕМУ И ТАК ХОРОШО!
Но всегда хочется ЕЩЁ! 
А реализуется это «всегда хочется ЕЩЁ»  через злобность, агрессию, насилие и резню. Через КРОВЬ, но  кровь всегда ЧУЖУЮ!
В этом – главная ошибка верований Ивана Антоновича Ефремова. Может быть ВЫНУЖДЕННАЯ к написанию советской системой!

Я высказал несколько критических замечаний в адрес ряда мыслей Ефремова, но это нисколько не уменьшает моего глубокого уважения к его незаурядному таланту МЫСЛИТЬ НЕЗАВИСИМО!
НЕ СТАДНО!
Светлая ему память!
13 Х 2017


Рецензии
Вы хорхо описали природу людей. Однако, для того чтобы говорить о человеке надо знать отличие человека от людей. Ещё Диоген искал человека днем, на базаре и с фонарём. Не нашёл... После никто и не искал. Только пытались многие светлые умы дать определение, но описывали как слепые слона - один описывал хвост, другой - ухо...

Андрей Староверов   06.12.2022 14:24     Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей Староверов,

Благодарю Вас за прочтение заметочки и комментарий.
Лично для меня понятие человек очевидно: Достойный потомок наших предков – каннибалов, евших друг друга поедом два миллиона лет. Среди этих ГЕНЕТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ потомков, есть, как это неизбежно случается, и выродки-мутанты, люди, не стадные, не злобные, не подлые, не коварные, которых, столь же неукоснительно, стадо ПРАВИЛЬНЫХ съедает фактически или фигурально выражаясь.
Полагаю себя одним из таких выродков.

Что касается Диогена из Синопа, то не ему искать человека, ибо сам был омерзительной тварью, испражнявшейся и мастурбирующией прилюдно, ибо, как он заявлял, потребности тела надо удовлетворять НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО!
Большинство людей , не зная истинной сути Диогена, величают его аскетом, циником, философом. А он был просто грязной скотиной и НЕ БОЛЕЕ!
Всего Диогенов было три. Двое других были людьми не столь «известными», но вполне приличными
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   06.12.2022 17:42   Заявить о нарушении
Может Диоген и вел себя так вызывающе как в стаде по причине, что человека то не видел вокруг. И себя может человеком не считал... Отсюда не следует, что постановка им вопроса им: А есть и вообще человек среди людей не возможна. В конце концов если Диоген скажет что два жды два рано четыре, Вы что будет призывать не верить такому мерзавцу? Так что для спасения человечества стоит в полный рост вопрос: А что есть человек?

Андрей Староверов   12.01.2024 00:11   Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей Староверов,
Мне кажется, что не следует смешивать, понятия. Кто что сказал и Кем был тот или иной индивид. Геббельс — личность явно одиозная, но высказал несколько вполне разумных мыслей. Не вижу ничего замечательно в Диогене в свете его скотского поведения. Есть определённые правила, которые следует соблюдать. Диоген их демонстративно не соблюдал, но ЭТО не делает его ни мыслителем, заслуживающим внимания, ни вообще достойным уважения человеком.

Биологически человек -- это потомок мутировавшей ветви обезьян, для которых не оставалось иного выходя для выживания, кроме как каннибализм. В таких условиях беспощадной борьбы за существование и развился интеллект каннибалов.
Наша задача, на мой взгляд, использовать доставшийся нам интеллект для того, чтобы понять всю пагубность тотального паразитизма, того образа жизни, который достался нам от предков, и для того, чтобы выжить, изменить и наш образ существования и ход всей системы жизни на Земле из паразитической в жизнь СИМБИОТИЧЕСКУЮ. Иначе -- скорый и безжалостный конец самоуничтожения. Паразитическая форма жизни ИСХОДНО обрекает себя на самоуничтожение, хотя , в зависимости от ресурсов среды, она может симулировать поощрение паразитизма, как лёгкой и удобной формы бытия. НО КОНЕЦ ДЛЯ ТАКОЙ ЖИЗНИ НЕИЗБЕЖЕН И МЫ, люди-сверхпаразиты, уже близки к нему.
Выход только один: Прервать цепочку паразитизма и стать симбионтами!
Но это -- утопия, ибо ни один паразит добровольно никогда не откажется от своего паразитизма.
Ему и так ХОРОШО!
А для того, чтобы посмотреть чуть дальше, нужен интеллект не каннибала-сверхпаразита, другой, НЕканнибальский, чем подавляющее большинство двуногих природой не наделено..
Ваш с признательностью Эспри

Эспри Де Лэскалье   12.01.2024 01:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.