Посещение мемориального музея Адольфа Алунана Елга

Посещение мемориального музея Адольфа Алунана (улица Филозофу 3, Елгава, Латвия, Прибалтика, 2017-й год).


Елгава… В пятый раз…

Елгава… В 2010-ом году, я здесь побывал впервые, потом с барышней съездил в 2015-ом, и вот, последние три раза, можно сказать, я здесь по-настоящему делу: хожу по музеям, расширяю кругозор, да изучаю город. Как турист, путешественник, журналист-любитель…

Адольф Алунан – это не просто латвийский актёр, режиссёр, да драматург, это, так называемый «Отец латышского театра» второй половины XIX века (родился в 1848-ом) и самого начала XX-го (ушёл из жизни в 1912-ом). Его знают и в эстонском Тарту, и в великом российском Санкт-Петербурге, где он жил, играл и работал, и в немецких театрах. Управляющий театра Рижского Латышского общества, руководитель Рижского Латвийского театра, создатель собственного театра, автор более чем 10 пьес… Писал также рассказы, стихи, фельетоны. Занимался публицистикой, сатирой. Был переводчиком (переводил различные пьесы, романы, рассказы). Короче, театрал от Бога…

И в принципе, этим сказано всё.

А мемориальный дом-музей… В нём он прожил лишь два последних года из своих 63-х лет жизни.

1848-1912… 63 года… Кажется, не так много, но сколько же он успел за этот срок! И даже оставил, э-э, целый клан… Раз, два, три… Пять… Семь… Не менее 10 детей!!! Вот это да… Мощный театрал… Заглянем же к нему в дом…

Двухэтажный, не очень большой домик, с надстроенной мансардой, находящийся ближе к центру города, на тихой, неширокой улочке, производит должное впечатление. Он не кажется старым и запущенным. Видно, что проводили реконструкцию, а первый этаж даже используют для кружков, семинаров, выставок…

В целом, быт, атмосфера, комнаты, гостиная, посуда, мебель… могли бы конкурировать с зажиточными помещиками тех лет, но, к сожалению, чего-то не хватает. И актовый зал маловат, и комнаты невелики. Что отводит Алунана на второе место, после трёхэтажного белого особняка другого театрала - Эдуарда Смильгиса в Риге.

2:0 в пользу Риги. Первое очко – за железнодорожный музей, второе – за театрала Смильгиса. 

Прогуливаемся дальше по дому Алунана… Вот и родословная… И древо… Так, посмотрим… Ничего себе! Две жены, причём от первой только один ребёнок! Это значит… О-о, дамы меня поймут… Не менее 9 детей от второй! Смотрим ещё раз на древо… Каждые два-три года по ребёнку!!! О-о, Адольф… Снимаю шляпу… Реальный, полноценный мужчина… Целая футбольная команда, состоящая из мальчиков и девочек. Театр театром, но это уже желание оставить целый клан после себя. Да… Силён… Могу только порадоваться за него, да посочувствовать его жене. Каждые два-три года рожать по ребёнку!!! И двух-трёх ему было мало. Будем надеется, что кого-нибудь из них он просто усыновил или удочерил. Но глядя на самого Алунана так не скажешь… Упитанный, важный… Это театрал? Он больше на градоначальника смахивает!

Если будете в его музее, то обратите, пожалуйста, внимание на памятник, стоящий перед входом. Камзол еле застёгивается, вид такой, будто весь город принадлежит ему. И это больше мэр, чем театрал… Честно. Возможно, автор, глубоко уважая творчество Адольфа, слегка перестарался, но другого, глядя на такое изваяние, и не приходит в голову. Не в обиду всем деятелям искусства будет сказано…

Я понимаю, что человек очень многое сделал для искусства, что первые театральные кочевые труппы актёров образованы были благодаря ему, но чего-то в памятнике было такого, что слегка отталкивало. Возможно, то, как сам человек был идеализирован в народе… Что, на мой взгляд, приветствоваться не может, так как идеальных людей не существует…

А богатство… В комнатах и гостиной, кстати, большой роскоши не чувствовалось. Средненько. В меру. Поэтому, сильно зажиточным человеком я бы его не счёл. Но дети… Их же поднимать надо… Тут я реально снимаю свою шляпу (кепку). Волшебная сила искусства, приносящая и славу, и почёт, и уважение, и должный гонорар такому отцу семейства…

«Отец латышского театра». Это заявление неспроста. Но фотографии, красивые блюдца, да названные в его честь улицы в различных городах, мало, что об этом скажут. Тут его работы, да постановки изучать надо… Что, конечно же, оставим профессионалам.

А значит, поверим людям на слово. Но особняк с фонтаном у Смильгиса - лучше… Простите, но факт…

Вход, кстати, недорогой. Но его последний дом ответов не даст. Ибо трудно было проследить за всей жизнью, как это удавалось в домах, да квартирах поэтов, писателей, театралов и художников. Тут надо глубже копать… Так мне показалось… Всё-таки, столько уже видел. Много, где побывал, чтобы так критиковать.

Не проникся до конца… Увы… Но спасибо за просвещение (столько детей… Больше, чем в турецких семья! Да… Дела…).

И благодарю за внимание!..

Алекс Джей Лайт.      

 


Рецензии