Паскаль о помощи близких

Некоторые высказывания Паскаля, приведенные в его книги «Мысли», крайне пессимистичны. В мысли № 351 он пишет: «До чего смехотворны наши попытки обрести опору в себе подобных! Такие же горестно ничтожные, такие же бессильные, они не могут нам помочь; в смертный свой час человек всегда одинок. Значит, и жить ему надобно так, словно он один на свете; но станет ли он тогда возводить себе роскошные палаты и пр.? Нет, он сразу же начнет искать истину, а не пожелает — что ж, тем самым докажет, что людское мнение для него дороже поисков истины». На это можно возразить, что если человек и находит себе опору, то только в себе подобных. Больше помощи ждать неоткуда. Да, они горестно ничтожные, да они такие же бессильные, как и мы. Но, как сказано в Евангелии (Мф. 18:20), «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». А человек с Христом – это уже могучая и непобедимая сила.

В смертный свой час человек не одинок, он окружен близкими. Они не могут ему помочь избежать смерти. Но они помогают ему с достоинством переступить черту, отделяющую его от вечного небытия. Даже если по каким-то обстоятельствам он окажется один, то и в этом случае одиночество будет кажущимся или мнимым. Он всегда будет с Богом, который ожидает принять его душу в свое лоно.

«Значит, и жить ему надобно так, словно он один на свете». Но возможна ли такая жизнь? Паскаль был в крайнем пессимизме, когда написал такие слова. Человек – существо социальное и не может жить без людей и вне людей. Даже отшельники, набравшись мудрости в одиночестве, потом приходят к людям (или люди приходят к ним) и делятся с ними мудростью, которая снизошла на них за время их отшельничества. Взять хотя бы Феофана Затворника, который в период своего затвора не порывал связи с миром и с его проблемами.

«Но станет ли он тогда возводить себе роскошные палаты»? Чтобы не возводить роскошные палаты, не обязательно жить, словно один на свете. Можно искать истину, живя среди людей.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей Александрович!
Печально, по-моему, не то, что у Паскаля такие крайне пессимистические мысли, а другое, то что в наше время на портале "Проза.ру" Мысли Паскаля почти никого не волнуют, сегодня в мире гаджетов проблема одиночества, оказывается, не интересна, не актуальна. Но так ли это на самом деле, что проблема в сегодняшнем мире не актуальна? Не находится ли общество людей в самообмане? С другой стороны посмотрим, а зачем современному человеку, деловому по сути, забивать себе голову такими мыслями Паскаля, когда твои душевные проблемы решат некие специалисты, там психологи, астрологи и др. Мол, зачем тратить время на такие пустяки, как одиночество. Есть сильные умом и великие спецы в деле утешения души или устранения разного рода тревог, а поэтому зачем самому думать и себе самом задумываться, когда свою душу можно предоставить спецам, но только вот, если они не окажутся мошенниками в заботах о душе. Наверное, поэтому в наше время почти нету среди учёных и людей культуры такого мудрого глубокомыслия, как например, у Паскаля. Проблема современного человека? По-моему, безусловно, проблема есть.

И здесь мной специально приведён пример к тому, чтобы обозначить различия в прочтении Паскаля. По-моему, здесь мысль Паскаля говорит не столько о помощи близких, как проговаривает вопрошание к человеку, например, задумайся над самим собой, каков ты в мире среди людей. И, когда наедине человек задумывается, глядя в себя, как в зеркало, то из глубины самого себя открывается бездна одиночества, от которой никто из людей не сможет спасти, кроме тебя самого, если встанешь на путь поиска истины, а в пути этом произойдёт встреча, откроется тебе Всевышний. Другими словами, тревога одиночеством не исчезнет окончательно, пока не обрящешь в душе своей Бога, как "Ты еси".

Мысли Паскаля, приведённые вами, можно прочитать в таком контексте, как: "задумайся над тем, как если бы ты всегда был один, то спрашивается, чтО для тебя дороже в жизни, каковы ценности дороги, для чего тебе тогда роскошные палаты, для мнения окружающих или тебе дороже поиск истины, к которому тебя побуждает твоя тревога". И тогда здесь в вопрошании Паскаля открывается вопрос о личном предназначении, т.е. спрашивается, для чего ты в этом мире. Постановка такого вопроса помогает вспомнить сложнейший путь жизни таких людей, как М.Ломоносов, Лев Толстой и Ф.Достоевский, которые глубоко вникали в мысль Паскаля.

Как мне видится, ваша интерпретация и моё понимание, как две разные тропы, но в итоге они приводят человека к встречи с Богом.
И проблема здесь не в тропах, не в различии прочтений, а в самом человеке.

С уважением,

Бармин Виктор   24.11.2021 17:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте Виктор!
Я не вполне согласен с Вашим заключением, что Мысли Паскаля на сайте Проза.ру почти никого не волнуют. Я следил за активностью читателей. Ознакомилось с этой заметкой довольно много людей. Правда, никто из них, за исключением Вас. не оставил отзыва. Этот факт можно объяснить тем, что довольно часто бывают ситуации, когда человек согласен с тем, что написано, но ничего не может добавить к уже изложенному. Желание опубликовать отзыв, на мой взгляд, возникает в том случае, когда человек не согласен с написанным. Яркий пример – это произведения Ницше. У него довольно много спорных суждений, после знакомства с которыми возникает желание высказаться и привести свою точку зрения на изложенное.
На мой взгляд, живое общение не смогут заменить никакие гаджеты. Виртуальное общение живуче не потому, что оно лучше очного. Люди по-прежнему, страдают от одиночества и прибегают к виртуальному общению в тех случаях, когда живое невозможно по тем или иным причинам.
С моей точки зрения, мысли Паскаля вневременны. Они буду актуальны и интересны всегда. Правда, не всем. Всегда найдутся люди, которые поглощены сиюминутными делами, не останавливающимся потоком жизни.
Согласен с Вашей интерпретацией Паскаля. Но, как мне кажется, эти слова можно отнести не только в мыслям, упомянутым в этой заметке, но и ко всему его творчеству.
С уважением,
Сергей Семенов.

Семенов Сергей Александрович   24.11.2021 13:45   Заявить о нарушении
Дорогой, Сергей Александрович!, да разве я супротив вашего видения иду? Нет же. И в вашем видении есть большая правда, что человек есть существо общественное и часто нуждается в помощи близких, культурно вырастает среди общества и не может без людей стать-быть человеком. Но спрашиваю сам себя, для кого человек творит: для себя, для людей, для Возвышенного? И, по-моему, верный ответ будет, как всё в целом взятое. Так как, чтоб творить, человеку нужно и уединение, и общение с другими и с близкими. Из общения с другими бывают конфликты, которые приводят к одиночеству, последнее же приводит к мыслям о Высшем, а уже Возвышенное вновь нисходит, приводит к миру, к людям. Творчество невозможно без общения с другими и, вообще, без общения, но творчество невозможно и без транцензуса, без выхода за пределы, например, СРЕДЫ природной или социальной. А выход за пределы возможен только в ситуации уединения и напряжения духовного, или в кризисной и катастрофической, каким и бывает одиночество. Проблема эта приводит меня к теме "Судьба Гения". Например, Паскаль и Ломоносов. Вот Судьба Гения! что не позавидуешь такому Пути почти чрез невозможное и чрез непреодолимое. На этом пути оказываются разные люди, как те, кого можно назвать близкими и помощниками, как и те, кого можно назвать враждебными, преградой в Пути. Судьба Гения незавидна, он ПОЧТИ всегда в глубине души испытывает страшное одиночество.

Уже более недели по телеканалу "Культура" показывают замечательный фильм "Михайло Ломоносов". Так вот, в фильме 3-м "Во славу Отечества" 1-й серии в самом начале есть сцена Диалога Ломоносова со своим старым сподвижником, в котором старый товарищ, провидчески, говорит Михаилу о своей горести, горести про то, что Ломоносов, как человек и гений, одинок в своем труднейшем пути.
Меня, именно сейчас, этот фильм глубоко тронул и побудил к размышлению о исторической миссии русского гения: от Ломоносова к Пушкину, от Пушкина к Л.Толстому и Ф.Достоевскому. И спрашивается (моя будущая публикация): жИво ли ныне метаисторическое Завещание М.Ломоносова? Завещание не только про "сохранение и размножение российского народа", но и про предназначение русского народного гения для России, выросшего из недр веков. ЧтО Завещание Ломоносова означает для России, что значит сам Ломоносов для России? Вот вопрос, побуждающий встряхнуть нашу современность.

С уважением,

Бармин Виктор   24.11.2021 21:30   Заявить о нарушении