Записки начала 2007 года

    *   *   *


В телепередаче "Апокриф" ее ведущий писатель Виктор Ерофеев вел с приглашенными интеллектуалами от искусства разговор о возможности или неизбежности преодоления грани допустимого в творчестве. В общем, все текло в рамках хрестоматийности. Основной вывод: можно и нужно переходить границы дозволенного и общепринятого только в том случае, если четко просматривается нравственная позиция творца. Во время всей этой передачи невольно преследовала мысль о судьбе ведущего этого ток-шоу. Он сын видного советского дипломата. Воспитывался в ближайшем окружении сталинской когорты. Но почему-то не испытывает от этого угрызения совести. И в то же время он ярый противник коммунистической идеологии. А ведь кормился большую часть своей жизни именно от этой идеологии.
Помнится, в одной из своих передач Виктор Ерофеев рассказывал о том, что его отец привез из Франции мощный транзисторный приемник, который без помех принимал вражеские голоса. Послушать эти передачи к ним в московскую квартиру приходил уже отставной тогда Молотов. Самодовольный Ерофеев заострил внимание, что это был сухонький, маленький старик. Он, молча, слушал передачи, а потом вставал и тихо уходил.
Тогда невольно подумалось: когда-то почти всемогущий деятель страны не смог себе позволить купить транзистор. А у его подчиненного была такая возможность. И будущий писатель Ерофеев с чувством самодовольства рассказывал обо всем этом. Выходит, можно переступать грань не только в творчестве. Такое допустимо и в обыденной порядочности.
Так кто же переступил, а кто не переступил?
Есть в искусстве моменты, когда гении вправе выйти за рамки ранее общепринятого, чтобы расширить, обогатить интеллектуальные возможности человечества. Но как быть, когда преступается моральная граница? И в искусстве, и в обычной жизни?

*   *   *

Прослушал отрывок передачи "По библейским сюжетам". Судя по этому отрывку, вся она посвящена доказательству того, что Пушкин в последние годы своей жизни стал набожным человеком. Он будто бы стыдился своих юношеских творений. В том числе - "Гаврилиады".
Зачем все это делается? Неужели главное в творчестве этого гения - его религиозные убеждения? В одной из телепередач виднейший пушкинист Валентин Непомнящий касался этой темы. По его убеждению, у Пушкина до конца его жизни были сложные отношения с богом. И никогда поэт не стыдился и не отрекался от своей "Гаврилиады". Непомнящий в своей беседе убедительно показал, что в этой поэме нет никакого глумления над христианскими ценностями. А посему не было у Пушкина повода
стыдиться своей юношеской поэмы. И священный синод преследовал поэта понапрасну. Зачем же вновь и вновь мусолить эту тему?
Но идеология есть идеология. Она выполняет свою функцию, служа верой и правдой правящему клану.


                *   *   *


За время строительства капитализма численность граждан нашего государства уменьшилась на 11 миллионов. На миллион меньше мы потеряли солдат в Великой Отечественной войне. Страшная статистика. Получается, что за построение гуманного демократического общества страна платит такой зловещей ценой.

Данные по народонаселению толкают к невеселому размышлению. Можно, конечно, ссылаться на то, что численность граждан снижается и в развитых капиталистических странах. Но не такими же темпами. Да, с ростом материального благосостояния у людей пропадает желание иметь многодетную семью. Почему так получается? Наверное, дело в том, что это материальное благополучие достигается такими усилиями и нервотрепкой, что пропадает желание на естественное человеческое счастье приласкать ребенка, получить от него так необходимые благостные эмоции.
Невольно задаешься вопросом, а нужны ли нам эти реформы, которые могут в конечном итоге свести русский народ на нет?



                *   *   *

Господа воюют за свободу, Мужики воюют с господами.
Вероятнее всего, это стихи. Они были использованы в аннотации телепередачи о событиях 9 января 1905 года. Сначала это двустишие показалось нелепым. Оно вызывало какое-то внутреннее неприятие. Потом все улеглось и стало восприниматься как нечто вполне естественное.
Все логично. Действительно все прошлые века наиболее просвещенные представители дворянства жили с постоянным ощущением своей вины за свою эксплуатируемую челядь. Они внутренне не принимали саму идею самодержавия, его беспредельный деспотизм. Лучшие представители дворянства даже боролись за лучшую долю крестьян.
Но, как бы там ни было, история убеждает в том, что обездоленные русские люди видели своих господ в качестве самых ненавистных врагов. Как говорится, так легли карты. Господа за что боролись, на то и напоролись. И теперь по этому поводу можно сколько угодно ерничать. Суть от этого нисколько не меняется.



                *   *   *


В советское время многие, посмотрев зарубежный фильм, говорили: "Вот видите, как живут люди на Западе? Совсем не то, что мы". И это казалось вполне убедительным. Фильмы - отражение реальной жизни. Так считали многие из нас. Как живут - так и показывают в кино.
Теперь телеэкран заполонили наши отечественные сериалы. Даже беглого взгляда вполне достаточно для представления о том, что мы стали жить так же. Герои сериалов по большей части преуспевающие люди с шикарными квартирами, "джипами" и "Мерседесами ". В холодильниках у них набор изысканного спиртного. Герои в любой момент могут улететь за рубеж. Денежная сторона дела их при этом нисколько не беспокоит.
Если жить сериалами, может создаться впечатление, что большая часть наши* земляков по уровню жизни достигли западного образца. Но в реальной жизни, что-то таких рядом не наблюдается.
Раньше Голливуд называли "Фабрикой грез". Такое определение когда-то казалось насмешливо-шутливым. Теперь в нем это вряд ли заметишь. На все 100 процентов "Фабрика грез". Погрезишь у телеэкрана и жизнь перестанет казаться такой безысходной.


                *   *   *


Прошла телепередача Познера о пенсионной реформе в стране. В начале ее создалось очень тягостное впечатление о положении  дел в этом хозяйстве. Потом как-то все стабилизировалось. И оказалось, что ситуация в пенсионном
деле вполне терпимая, хотя проблем там много.
А у зрителя осталось впечатление, что в материальном положении граждан страны далеко не все благополучно.
Но журналист Познер великий виртуоз. Он умеет поднимать для обсуждения самые щекотливые темы. И виртуозно умеет снимать к концу передачи их остроту.
Впрочем, это тенденция всего телевидения. Если внимательно слушать все телепередачи первого и второго каналов, можно, в конце концов, и самому увериться, что ты живешь вполне сносно. И жизнь твоя неуклонно улучшается. Так, по крайней мере, объясняют многие выступающие на этом канале. А когда сравнишь свою пенсию и цены в магазине, становится очень неуютно.
И невольно задаешься вопросом, зачем нас так бессовестно обманывают? Ведь и цены наши, и пенсии наши правители прекрасно знают. Эти данные они нередко называют. Зачем тогда такой наигранный оптимизм? А это самой чистой воды идеология. Надо убедить людей, что все у нас не так уж плохо. Наоборот, все вполне прилично. Если людей сумеем так настроить, значит, власть может чувствовать себя вполне комфортно. Моральный климат в обществе вполне терпимый.
А его можно держать либо реальной благополучной ситуацией, либо убеждением людей, что все у нас вполне сносно. По крайней мере, так поступает уже не один режим.


               
                *   *   *

Очень многие из нас до конца своих дней доживают с глубоким убеждением, что нами правят люди недюжинного ума. И эти люди на много голов выше среднестатистического гражданина страны.
А ведь это далеко не так. В глупости и недальновидности правящей верхушки убеждаешься довольно часто. Вот и последний случай. Год только начался, а в новостных передачах почти каждый день тревожные сообщения о том, что в аптеках нет льготных лекарств для льготников.
Как такое могло произойти, если заранее соответствующему министерству было известно, сколько пенсионеров пожелали пользоваться этими льготными пакетами? Почему тогда на известное количество лекарств не был сделан заказ? Почему из Москвы в регионы не пришли предусмотренные бюджетом для этих целей деньги?
Когда наше правительство предусматривало монетизацию льгот, оно уже тогда примерно знало, сколько граждан страны могут претендовать на эти льготы. Стало быть, еще тогда надо было запланировать в бюджете нужное количество денег, чтобы своевременно выкупить нужные лекарства. Помнится, в год, когда разрешалось вместо льгот получать наличные деньги, льготников страстно, агитировали из правительственных кругов не отказываться от льготных лекарств. Это мол, выгоднее и более приемлемо для нищих малоимущих пенсионеров.
Но пенсионеры оказались стреляными воробьями. Они предпочли наличные деньги. И как всегда оказались правы. Льготников уменьшилось более чем  наполовину. Но и для оставшихся  ни льготных лекарств, ни денег в бюджете. "Единороссы" в спешном  порядке выпрашивают  энное количество миллионов рублей, чтобы спасти положение. Знающие люди говорят, что надо целых 20миллионов.
Как же так планирует наше умное правительство расходы, что денег на самое, казалась бы, святое - льготные лекарства для пенсионеров и инвалидов  в самом начале финансового  года не оказалось? Либо наши правители до
такой степени тупы, что не могут произвести элементарные математические расчеты, либо они нас самым бессовестным образом обдирают и обманывают.


                *   *   *



Руководители нашей страны из кожи вон лезут, чтобы убедить Международный олимпийский комитет в необходимости проведения зимней олимпиады в Сочи. При этом совершенно неожиданно выясняется немаловажная деталь. Стоимость этой радости составляет 12 миллиардов долларов. Это в четыре раза дороже, чем обошлась зимняя олимпиада в Турине в Италии.
Как говорится, ничто нас не останавливает. А если объективно разобраться: так ли уж существенно - у нас ли пройдет эта олимпиада, или в Южной Корее. Для спортсменов мира, как мне кажется, существенной разницы нет. Да и для наших обычных граждан тоже. Сейчас выясняется, что нет бесплатных лекарств для льготников. Может, лучше бы потратить эти миллиарды на лечение людей обездоленных?
А проведение зимней олимпиады в нашей стране вряд ли поднимет так высоко наш престиж и нашу значимость в мире, как на это рассчитывают наши руководители.



                *   *   *


Старость - это когда большую часть из того, что хотелось бы сделать, сделать не получается.
Очень чувствуешь свою униженность, когда что-то важное приходится делать вопреки своей воле и убеждениям в своей правоте.
Жизнь в старости, что обветшалый дом. Там сгнило, тут оторвалось, там повелось, тут отваливается. А сил и возможностей нет никаких, чтобы все это привести в надлежащий порядок. И с горечью и уныньем наблюдаешь, как со всем этим и твоя жизнь уходит в тление. Явственно осознаешь неизбежность, и поделать ничего не можешь.
В этом вся трагичность преклонного возраста. Где взять силы, чтобы смотреть на все это с философским спокойствием.



                *   *   *



Из-за своей слепоты не могу, к сожалению, точно привести лермонтовскую цитату. Приходится довольствоваться приблизительным пересказом. Печорин при последней встрече с Максимом Максимовичем сказал примерно следующее: Авось, умру по дороге. Еще со школьных лет эта фраза брала за душу. А в последнее время она просто выворачивает душу. Как надо устать жить, во всем разувериться, чтобы с таким безразличием относиться к своей' судьбе. А ведь человек, по сути дела, молодой.
И еще одна мысль приходит в голову по этому поводу. Случись с Печориным такая беда, сопровождающие его люди похоронят его у обочины дороги - и дело с концом. Все правильно и никаких тебе разбирательств.
В наше время умирать на стороне никак нельзя. Начнется такая волокита!. Родственникам придется хлопотать о транспортировке тела. Иначе перед живущими рядом будет неудобно. Не отдали, мол, последние почести,
пожадничали. Но по теперешнему уровню жизни не всякая семья располагает средствами, чтобы оплатить доставку усопшего путешественника.
Так что в наше время разуверившийся во всем Печорин еще бы подумал, искать смерть на стороне, или отправиться в мир иной у себя на родине.


                *   *   *


В Москве прошел Всемирный Российский собор. И сразу в средствах массовой информации стала просматриваться тенденция - усиление влияния церкви на дела государственные. И стало понятным, что церковь вовсе не собирается ограничить себя только духовным влиянием на людей. Она претендует быть решающей силой во всех государственных делах. И стало понятным, что ситуация за многие века нисколько не изменилась. Помнится из истории о притязаниях церкви на главенствующую роль в государстве, на все трагическое для России от этой многовековой тяжбы последствия.
И вот все начинается вновь. И хотя кумир россиян - президент вроде бы не особенно прислушивается к решению собора о введении в стране прогрессивного подоходного налога, но все еще впереди. И судя по всему, церковная власть собирается основательно повоевать за усиление своего влияния.


                *   *   *


Прошедший недавно всероссийский собор еще раз заострил внимание наших правителей на том, что доходы самых богатых и самых бедных слоев общества нашей страны рознятся более чем в двадцать раз. По общёпринятым  мировым канонам такой контраст чреват социальным взрывом. Судя по всему, такая угроза вполне реальна. В последней своей телепередаче "Времена" Познер проявлял серьезную тревогу по этому поводу. Причем и его самого и его собеседников больше всего беспокоит: как бы взбунтовавшийся сброд не начал делить их богатства, как это случилось в семнадцатом году прошлого века. Значит, у многих участников этого ток-шоу есть что делить.
И еще одна деталь из многих последних передач на радио и телевидении. Эта тема стала все чаще появляться под разными предлогами. Вот на канале "Культура" знаменитый мультипликатор. Он делится с телеведущим новостью: У него давно готов сценарий полнометражного мультфильма по повести Гоголя "Шинель". И снова любопытное наблюдение. По мнению мультипликатора, Акакий Акакиевич вполне современен. Но это не просто жалкий, всеми обиженный чиновник низкого ранга, у которого лишь на мгновение появился просвет в виде новой шинели, да и его тут же украли. Как считает мультипликатор, из такого обиженного Акакия Акакиевича формируется разъяренная масса вершителей бунтов.
Вот такое теперь прочтение Гоголя. Писатель, возможно, и сам не видел своего нового, по тогдашним меркам литературного героя, в таком ракурсе.
Вот такие, как любит заключать свое ток-шоу Познер, теперь времена.



                *   *   *


Старость - это, когда к тебе приходят по большей части плохие вести. И ты на другое уже. не надеешься. И при каждом звонке телефона сердце тоскливо сжимается: ну вот и произошло...

     *   *     *


Сразу после просмотра фильма "Остров" я попытался записать свои путаные мысли об этом, несомненно, талантливом произведении. Тогда я больше делал свою ставку на интеллект режиссера. Но вот недавно сам Лунгин все упростил до примитива. Все мистические сцены он объяснил своей верой в божественные чудеса. Он, несомненно, верит и в ясновидение своего героя, и в изгнание бесноватого, и в юродствование своего героя, как в нечто ниспосланное свыше, божественное.
В наше время с таким мировоззрением вряд ли кто будет спорить. Все очень интеллектуально и современно. Но попробовал бы Лунгин с такими взглядами обнаружить себя во времена Белинского, Чернышевского, Добролюбова. От него не осталось бы ни кусочка.
Да и во времена так прославляемого сейчас серебряного века вряд ли он нашел бы своих сторонников по взглядам. По крайней мере, среди властителей дум того времени.


*   *   *
               

Странные пришли времена. Раньше в селах и деревнях людей типа Ельцина и Жириновского все считали бы местными придурками. Все их деяния и высказывания воспринимались бы с легкой усмешкой. Какой с дурака спрос.
Сейчас некоторые представители мыслящей интеллигенции называют этих придурков людьми с острым и оригинальным мышлением. В свое время Ельцин приезжал в Сибирь к Виктору Астафьеву. Знаменитый писатель был от руководителя страны в восторге. Сказал: этот мужик знает, чего он хочет.
Неужели этот восторг был только потому, что Астафьеву Ельцин даровал какой-то высокий орден. Кажется, звезду Героя России. Ведь в наше время многие, если не подавляющее большинство, считают, что Ельцин жил и правил по воле волн, не имея четкой программы построения рыночного общества в нашей стране. Оба этих деятеля ценятся лишь отдельными представителями власти и интеллигенции. Но в то же время оба воспринимаются большей  частью современного общества в лучшем случае второразрядные клоуны.

*   *   *               
         

Похоронили актера, художественного руководителя театра имели Вахтангова Михаила Ульянова. Как и водится, в такой ситуации было много похвальных слов в адрес усопшего, много высоких эпитетов. Все называли покойного гениальным, оригинальным, неповторимым на сцене и в кино. И в ходе этих неумеренных восхвалений, в ходе воспоминаний вдруг запомнилось, что Михаил Ульянов - лауреат Ленинской и других высоких премий, кавалер многих правительственных орденов, Герой Социалистического Труда. Вдруг стало ясно, что при прежней власти актер был весьма высоко оценен и обласкан. И было горько и непонятно, почему он в начале 90-х годов так рьяно клеймил коммунистический режим. Назойливо часто по телевидению объяснял, что Ленина в кино и театре он играл так, чтобы подчеркнуть отрицательные черты его характера.
Зачем все это делалось? Возможно, актер хотел показать новой власти, что от старой он в какой-то мере пострадавший. Возможно, не дали сыграть роль, которую сыграть очень хотелось. Возможно, указывали, что того или иного героя Ульянов воплощал не так, как хотелось бы чиновникам от культуры. Возможно» и действительно чувствовал себя в какой-то мере обиженным. В субъективном ощущении.
Но кто же тогда был обласкан советской властью? Если такой обласканный оказался недоволен?
А может, все дело в элементарном приспособленчестве? Угождал прежней власти аккуратно, не назойливо, умело - надо и новой подсластить. Неподобающие мысли сразу после похорон. Но как –то так получается, что не обиженным советской властью остается один Брежнев. По крайней мере, его родственники не жалуются по этому поводу.
.

*   *   *               
Старость-это, когда смерть постоянно цепляется либо к тебе самому, либо к людям близким из твоего поколения.

*   *   *               

Человек-существо довольно странное. То, что он совершенно не приемлет в другом, в себе самом все эти негативы не вызывают неприятия.


           *   *   *               

На Украине снова борьба за демократию на майдане Незалежности. Снова людям платят по 50 долларов за сутки, чтобы они принципиально и в силу своих убеждений отстаивали свои позиции столь оригинальным "демократическим" способом. Смотришь на эту бесстыдную вакханалию, и становится стыдно за живущих рядом людей. Всем очевидно, что есть кланы, которые безудержно бессовестно, нисколько не скрывая своих намерений, рвутся к власти. Власть дает им возможность безудержно богатеть. Все остальное им до лампочки.
Настало время, когда самые аморальные люди пожирают все вокруг. А их прихлебатели от журналистики, которые стали получать довольно жирные куски от награбленного у народа богатства, изо дня в день вешают нам лапшу на уши о демократических ценностях, о росте нашего благосостояния в сравнении с советским периодом. Будто мы не помним, как мы тогда жили.
                *   *   *               


Чем больше приглядываешься к построению демократического правопорядка в разных странах по эталонам США, тем больше начинаешь испытывать чувства глубокой антипатии к нему. Особенно неприглядно демократические выкрутасы проявляются на Украине. Борьба идет не за построение нового справедливого общества. Борьба ведется по самым грязная технологиям за захват власти и собственности отдельными группировками. Причем делается все на               полукриминальном уровне. Четко и неприкрыто действует принцип: ты мне отдай власть - вот тогда все будет по высшей мере справедливости. С мнением самих жителей страны никто не считается. И о росте их благосостояния никто не печется. Цепь одна: власть должна принадлежать мне. Все остальное не имеет значения.
ПРОЧИТАНО ДО СИХ ПОР


                *   *   *               



В новостной телепередаче сообщили, что в грузинском парламенте обсуждается вопрос о перезахоронении останков Грибоедова из Пантеона. Дескать, этот талантливый поэт во всю полноту своего таланта все время служил России, но не Грузим. Следовательно, ему не место среди знаменитых людей этой горной страны. Слушаешь такие новости и на душе становится горько. Сколько памятников нашим знаменитостям демонтировано на Украинё. Недавно памятник Пушкину в Одессе вандалы облили нечистотами. Многие месяцы памятник и братская могила воинам-освободителям в Таллине стали предметом противостоянии. Власти Эстонии хотят освободить центр своей столицы от этой скорбной памяти войны. Ставится вопрос о сносе памятников войнам освободителям и в Венгрии.
Слушаешь все это и эмоции заставляют горько переживать за свою нацию и своих предков. В прошлой войне русские буквально устилали своими телами дорогу к победе. И встречали тогда русских как истинных освободителей.
Но прошли годы и наши предки стали оккупантами. Их память мерзко оскверняют и гордятся своими поступками. Вот такая нам благодарность за наши неисчислимые жертвы. Теперь находится много умников и среди соотечественников, которые считают, что наши военачальники были полными бездарями. Они добились победы только ценой человеческих жертв.
Лично мне не хочется быть строгим судьей наших предков, легендарных военачальников. В свое тяжелейшее время они воевали, как умели. Конечно же, они допускали ошибки. Их не допускает тот, кто ничего не делает. Но почему наши нынешние правдолюбы не осуждают тех правителей, которые почти до конца той страшной войны выглядывали из-за угла и ожидали благоприятного для себя результата. Будет у русских весомый успех - включимся в войну, нет - тогда нас увольте. Мы из своей норы и носа не покажем.
Наша страна не выглядывала. И вот мы превратились в ненавистных оккупантов. И неизвестно, когда на нас станут смотреть иначе. Может, тогда, когда снова объявится в мире нечто похожее на Гитлера. Вот тогда только русские смогут снова не считаться со своими потерями.




                *   *   *               

На Украине пиршество демократии. На происходящие там события смотреть противно. Попраны все нормы морали. Тимошенко признает только свою победу. Все остальное ложно, подкуплено и антиконституционно. Многие наши политические обозреватели считают эту женщину яркой. К ней больше подходят другие эпитеты. Нахальная, беспринципная, вероломная, способная в определенных ситуациях, не задумываясь, предать своих союзников. Это человек со столькими отрицательными знаками, что за ними положительных и не видно.
И такие люди стали во многих странах вершителями принципов демократии. Они обворовывают народ, кормя его сладкими обещаниями. И что удивительно, люди на этот голый крючок охотно клюют.



         *   *   *               


В одной из познеровских программ участвовала работница библиотеки иностранной литературы некто Гениева. Личность исступленно фанатичная. Лейтмотивом ее выступления, стала тема покаяния русских перед всем миром за свои злодеяния при советской власти. Тема эта вроде бы после 90-х годов позабылась - И вот она снова стала озвучиваться.
В чем тут дело? Вроде бы в свое время много звучало покаяний - наша страна взяла на себя свои и вовсе не свои грехи. Но, насколько помнится, наши те покаяния никакой ответной реакции не имели. Создавалось впечатление, что наши покаяния никого и не интересовали по существу. Просто некоторые круги получили садистское; наслаждение  от того, как мы униженно обнажались в истинных и приписываемых  нам злодеяниях.
Создалось впечатление, что покаяние не стало в глазах наших новоявленных судей  очищением. Оно просто опорочило  и принизило страну в глазах мировой общественности. И вот теперь снова разговор о покаянии. Причем к Гениевой очень горячо присоединился и Марк Розовский. Никогда не был антисемитом. Но почему так рьяно требуют от русских покаяния именно представители этой национальности? Глупая крамольная мысль. Но она настойчиво сверлит мозг.
Й еще одно обстоятельство. В последнее время все чаще и настойчивее стали звучать голоса, порочащие имя маршала Жукова. Будто он вовсе не гениальный полководец. Все его победы в Великой Отечественной войне были достигнуты ценой громадных человеческих жертв. Часто совершенно неоправданных.
Жуков оставался единственным героем прошлой войны, имя которого не оплевали в горбачевский и ельцинский периоды правления страной. Все остальные были неоднократно оболганы, развенчаны и опорочены. Судя по всему, настала очередь и главного героя той страшной войны.
Создается впечатление, что в нашей стране есть малозаметный, но энергичный, образованный и хорошо организованный слой общества, цель и задача которого - развенчать, унизить и опорочить все связанное с русским народом и русской историей. Спрашивается, какая тут цель? Четкого и однозначного ответа вряд ли найдешь.
В связи со всем происходящим разные мысли рождаются в голове. Нас с детства учили, что Грузия сама напросилась в наше русское семейство. Украина - тоже, Да и присоединенные республики Средней Азии и Кавказа не особенна, протестовали против их присоединения к России.
Помнятся кадры кинохроники вхождения советских войск в прибалтийские республики. Ликующие лица коренного населения и много цветов.
Теперь все воспринимается как оккупация. Невольно мучает сомнение и очень хочется узнать, чем мы насолили своим теперешним соседям? Почему раньше с ними мы много и охотно общались. Приходилось дружить с представителями самых разных национальностей. И редко кто выражал свое недовольство статус-кво.
Что же с нами произошло, что мы стали вдруг такими противными для окружающих нас инородцев?
 
 


Рецензии