Суд будет не по карману
Прошедший на прошлой неделе пленум Верховного суда РФ одобрил изменение процессуальных процедур. Среди новаций: судьям теперь не обязательно писать мотивировочную часть приговора (то есть попросту можно не объяснять, почему они приняли то или иное решение). Часть дел (какие — пока не сказано) предлагается рассматривать в упрощенном порядке. Сторонам гражданского процесса разрешат следить за ходом дела с помощью сайта суда. Предполагается, что все это должно снять излишнюю нагрузку с судей, которая уже не только превысила нормы, но вышла за рамки здравого смысла. Об этом на июньском Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге говорил и президент.
Но главной интригой, конечно, стал вопрос о повышении судебных пошлин. Эту инициативу внес председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. И прямо на пленуме сам же и снял — и вовсе не потому, что грядущие судебные издержки ведут к тому, что правовая защита станет недоступной роскошью для большинства населения. Просто, пояснил Лебедев, такой вопрос должен решать Минфин, ФНС и другие ведомства. Однако заметил, что президиум ВС еще вернется к этой теме. По сути, в обозримом будущем судопроизводство станет таким же доходным промыслом, как взимание налогов и штрафов, медицина и образование.
Оказывается, бюджетного финансирования не хватает, а наша государственная судебная система убыточна. В 2017 году федеральный бюджет выделил на нее 193 млрд рублей. Это покрывает лишь три четверти всех расходов. Недостающую сумму государственные суды получают в виде пошлин от истцов. Два года назад пошлины уже повышали на 50 процентов. Сейчас они ограничены 200 тысячами рублей для организаций и 60 тысячами для граждан. Но, видимо, денег все равно мало.
Сегодня, если человек подаст в суд первой инстанции иск на 3 млн рублей, он должен заплатить 23 тысячи рублей. А будет платить 38 тысяч рублей. Пошлины за апелляцию тоже увеличат — это будет еще 19 тысяч. Затем две кассационные инстанции тоже возьмут по 38 тысяч рублей. И наконец, самая высокая инстанция — надзорная (президиум Верховного суда) обойдется в 76 тысяч. Итого за 3-миллионный иск можно заплатить 209 тысяч рублей. Но все мы — налогоплательщики, один раз уже заплатили государству налоги, из которых оно финансирует суды. Но истцы платят еще и сверх этого.
По уголовным делам пошлина не взимается. Мировые судьи могут брать пошлину, но у них дела мелкие, и бОльшая часть истцов — пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, которые от пошлин освобождены. Судебную казну пополняют в основном арбитражные суды и районные, рассматривающие экономические или имущественные споры. В гражданском судопроизводстве это имущественные иски при расторжении браков, взыскании алиментов, споры об оплате труда, по договорам аренды. Сейчас появилась новая категория дел — по кадастровым спорам. Пока немного, потому что налоговая служба только начала рассчитывать налоги по кадастровой стоимости. Однакою, в дальнейшем число споров будет расти.
В повышении пошлин, конечно, есть плюс: меньше станет желающих подавать пустые, необоснованные иски. Либо идти в суд, чтобы подпортить репутацию соседу или знакомому: выиграет или нет, неизвестно, но пятнышко в бюро кредитных историй останется. Но таких людей немного. Можно было было бы приветствовал повышение пошлин, если бы они помогли решить проблемы наших государственных судов. Но далеко не все можно решить деньгами. Летом на Петербургском экономическом форуме об этом шла речь: загруженность судей зашкаливает. Хотя судей хватает, и у них сейчас хорошие зарплаты, 100-150 тысяч рублей. На такие деньги желающие всегда найдутся.
Другое дело, что, если нагрузка в государственных судах увеличивается, они не могут быстро изменить штатное расписание и добавить людей. Но это не главная беда. Наши суды славятся многомесячными и даже многолетними судебными процессами и некомпетентными судебными решениями, это главные причины. А загруженность судей делами — скорее, следствие. Судья в день вынужден рассматривать 30-40 дел. Есть случай, когда у судьи в день было 61 дело. То есть за 8 часов работы он мог уделить на одно дело 7 минут. А ему надо иск изучить, ну хотя бы прочитать, посмотреть не только кодекс, но и подзаконные акты, а их бывает множество, иначе решение может быть неправосудным. Сами судьи уже не успевают писать судебные решения — за них это делают помощники. Это конвейер, в конце которого — неудовлетворенность истцов, они вынуждены обращаться с обжалованиями в вышестоящие инстанции. А это дополнительные траты.
Всем понятно, что экономическое положение в стране тяжелое, государство вынуждено сокращать бюджетные расходы, и вот нашли убыточную статью — суды. И решили повысить их самоокупаемость, чтобы они не были столь обременительны для бюджета. Может быть, надо идти до конца и честно перевести суды на самоокупаемость и сделать их независимыми от государства?
Свидетельство о публикации №217101600767