Три сестры. Гл. 12. Завет, вера и надежда

                Глава 12

                Завет, вера и надежда

                Наше время. Бытие.

                Чудо в Кане Галилейской
               
    Писатель решил перечитать Евангелие от Иоанна, перечитал и… задумался. Что-то на его душу не ложилось в притчах, которыми говорил Христос и чудесах, которые Он творил. Истинно, истинно Он говорил, а что говорил было туманно. Превратил на свадьбе воду в вино, накормил всех пятью хлебами и двумя рыбками, сделал чудо и оживил провонявшего четырехдневным разложением Лазаря и обещал, что всех воскресит и даст жизнь вечную, потому что Он не от мира сего. И, вместо того, чтобы принять всё на веру, Рокотов стал разбираться. «Так, - подумал он, - надо успокоится, и начать с первого чуда в Кане Галилейской». Он открыл евангелие и прочитал про себя Евангелие от Иоанна. (23)
  - В нашей задаче мы имеем следующие, что дано – стал подсчитывать Рокотов, - шесть каменных водоносов, вместимость сосудов две – три меры, Иудейское очищение, превращение воды в хорошее вино. Именно хорошее! Требуется найти решение для чего всё это чудо?  Понять скрытую символику слов Завета: хлеб, вино, вода».
Здесь Рокотов продолжил свои размышления:
«Если бы я впервые читает это место в Библии, то понятно, что в Кане, на свадьбе, стояло шесть кувшинов, которые наполнили водой, которую Иисус превратил в вино. Кстати, эти емкости вмещали по две или три меры, т.е. по 39,5 литра. Можно рассчитать, что Иисус сделал не менее 600 литров вина. Даже на свадьбе, на которую приглашены двести человек 2-3 литра на человека, после того как было выпито все предыдущее вино, переходят границы всякой «нормы». Предположить, что Иисус ставил целью споить всю Кану, является явным абсурдом.
В Левит 15 главе описываются случаи, когда человек должен омыться водою, с целью очищения от ритуальной нечистоты. В Торе упоминаются следующие ситуации, когда наступает осквернение: прикосновение к мертвецу, прикосновение к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мертвым животным, семяизвержение, выделение менструальной крови у женщин, зараженность проказой или гонореей. Способы очищения от каждого вида ритуальной нечистоты разнятся, однако во всех случаях без окунания в микве очищение не наступает. Миква - водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты.
Итак, Иисус сказал налить воду в миквы, которые находились во дворе синагоги недалеко от которой, скорее всего, проходило свадебное торжество. Но зачем Иисус сказал налить воду для разведения вина именно в микву? Ещё Иисус приказал никому не говорить, откуда взято вино. Причина этому вполне очевидна. Пить вино или что-либо из миквы – это все равно, что утолять свою жажду из плавательного бассейна или даже унитаза. Вода в этой каменной емкости, куда окунались люди после того как проходили их «истечения», при отсутствии хлорки и возможности тщательно отмыть каменную поверхность однозначно была не для внутреннего употребления. Совершая это чудо, Иисус явно хотел преподать какой-то духовный урок, иначе бы Он просто приказал наполнить водой те чаши, что были на столах, чаши в которых только что закончилось вино. Но здесь говорится о хорошем вине! Значит слова «хорошее вино» в Евангелии от Иоанна употребляются не случайно. Я знаю, что как в Библейском иврите, так и в древнегреческом языке нет понятия «виноградный сок». А потому в весенний сезон, когда еще не было сбора винограда, вино получалось путем разведения желейной виноградной массы, хранившейся в мехах, в воде. Это считалось не очень хорошим вином. Хорошим вином считался виноградный сок, который весной был в большом дефиците. Именно это хорошее вино сделал Иисус в микве. Вся странность в том, что Иисус приказал налить воду в миквы, и что вода стала вином без того, чтобы в ней что-то развели.
Что же хотел Иисус сказать этим чудом? Он в нечистые и скверные сосуды влил воду, и она стала хорошим вином. Из нечистого и скверного сделал хорошее и ценное. Кого Он сравнивал с этими нечистыми сосудами?  Это был намек на нас. (24) Интересно, что в иврите слова «вода» и «небо» однокоренные слова. (25)
                Если анализировать тексты, то получается, что хлеб с такого рода пищей, как вино, связывается разумение, наставление, познание, которое приходит бессознательно.  И называется бессознательный способ получения знания откровением. Символика евхаристии (26) в разумении того, что плоть Христова есть хлеб — Учение, слово Божие, для понимания коего требуется ключ, открывающий печати притчи, — требуется откровение Духа Святого, символизируемое вином — Кровью Христовой. Иными словами, кто не откроет смысла тайн притчей Священного Писания, тот не будет иметь жизни в себе. Почти вплотную к разрешению этой проблемы подводят нас слова из книги Премудрость Соломона утверждает, что надежда неблагодарного растает, как зимний иней, и выльется, как негодная вода. Но, если бы кто хотел найти подобную мысль непременно в канонических писаниях, то Иов писал в своей книге, о том, что поднимается ли тростник без влаги?  растет ли камыш без воды?  Еще он в свежести своей, и не срезан, а без них прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех забывающих Бога; и надежда лицемера погибнет.
Тут Рокотов пришел к выводу, что из всего передуманного им как раз надежда и обладает всеми искомыми свойствами. Последняя выдержка, как и пример книги Премудрости Соломона, связывает воду, влагу с надеждой в отрицательном утверждении: без воды нет надежды. И действительно, легко видеть, что без осознанной через разум надежды невозможно существование человека. Однако вода связывается с надеждой и в положительном смысле, причем здесь мы отмечаем, что надежда не только не лишает человека сознания, но способна очищать его, потому что всякий, имеющий надежду на Христа, очищает себя так, как Он чист.
Являясь чистой средой, надежда необходима для существования святости, и только в надежде святость и может быть сохранена. Однако надежда может претворяться в откровение-вино. С верой надежда способна становиться твердой, подобно земле, однако в отсутствие веры надежда может предстать стихией, в которой можно утонуть. На что именно может надеяться человек, не имеющий веры?! Как надежда может быть без веры, так и вера может случаться без надежды, но и бесы веруют, и трепещут, но не могут надеяться так, как сыны света.


Примечания:

(23) Евангелие от Иоанна. Гл.2: Ст.4 – 6.
«Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».
(24) Псалтырь 13: 2-3 «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».
(25) Вода –  маим, а небо –  шемаим. Иисус говорил о воде, сходящей с небес: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него.» (Иоанна 7:37-39) То есть, кто принимает Христа, тот получает источник воды живой, которая есть Дух от Бога. Об этом пророчествовал Исаия: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.» (Исаия 44:3) Также Захария говорил об этом источнике: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.» (Захария 13:1) Принимая Христа, мы получаем источник для омытия греха и нечистоты, и становимся частью виноградной лозы, в которой течет хорошее вино: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Иоанна 15:5)
(26) Евхаристия, Святое Причастие, Вечеря Господня, в христианстве толкуется как таинство, священнодействие, обряд. Заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23-25). Евхаристия, согласно вероучению исторических церквей, даёт возможность христианину соединиться с Богом во Христе. Регулярное участие в Евхаристии необходимо человеку для спасения и вечной жизни.


Рецензии