Интересная еврейская история - Королева Магриба
"Мы расскажем о битвах берберов с первыми мусульманскими армиями, вторгшимися в Африку; мы отметим многочисленные примеры храбрости, выказанной (берберами – Ю.Д.) под флагами их новых союзников (мусульман - перевод), и вспомним историю Дихйи аль-Кахины и множества сильных (воинов? - Ю.Д.), повиновавшихся этой женщине, властвовавшей в (горах – Ю.Д.) Орес (район в Атласских горах - Ю.Д.) во времена, предшествовавшие установлению Истинной Веры после того, как она была побеждена арабами." (т.1 p.208-209)
"Часть берберов исповедовали иудаизм, вероисповедание, которое они получили от своих сильных соседей, иудеев Сирии. Среди берберов-иудеев выделялось племя Джерауа, которое жило в (горах) Орес и к которому принадлежала Кахина, женщина, убитая арабами во время первых нашествий. Другие иудейские племена были Нефуса, берберы Африки, Фенделауа, Медиуна, Бехлула, Гиафа, и Фазаз, берберы Магриб-аль-Акса (Марокко - Ю.Д.). Идрис Первый, потомок Аль-Хасана, внука Мухаммада (Имам Идрис, родоначальник династии идрисидов, правил в Сев. Африке с 789 г. - Ю.Д.), уничтожил в этой стране последние следы христианской, иудейской и языческой религии, положив конец независимости этих племён". (т.1 p.208-209)
"Хасан (знаменитый исламский полководец Хасан Ибн Ан-Нуман - Ю.Д.) спросил, остались ли ещё в Африке сильные властители, и ему назвали женщину, управлявшую берберами и известную всем под именем Аль-Кахина (“кахинами” арабы называли людей со сверхспособностями, сочетавших умения знахарей, чудотворцев и предсказателей - Ю.Д.). Она живёт на горе Орес. Она берберского происхождения и, после смерти Косейлы (лидер берберов-христиан, боровшийся с мусульманами - Ю.Д.), берберы подчиняются ей. Эта женщина предсказывает будущее, и всё, что она предсказала, не медлит случиться. Ему ещё рассказали о её силе, и стало совершенно ясно, что смерть подобного человека может положить конец восстанию берберов". (т.1 p.340)
"Кахина, предупреждённая, что Хасан готовится напасть, разрушила крепость Багайа, думая, что она была одним из укреплённых мест, куда направлялся мусульманский генерал. Несмотря на это, Хасан двинулся ей навстречу, и дал битву на берегу реки Нини.
После отчаянной битвы, мусульмане были разбиты. Многие из них были убиты, несколько товарищей Хасана попали в плен. Кахина хорошо обошлась с пленниками и всех их передала Хасану, кроме Халеда ибн-Йезида из племени Кайс, отличавшегося благородством и мужеством, которого она сделала своим приёмным сыном". (т.1 p.340)
"После сражения на реке Нини, Хасан отступил из Африки и пять лет оставался в провинции Барка (на границе с Египтом - Ю.Д.). В дальнейшем, он получил подкрепление и снова, вторгся на территории берберов. При его (Хасана) приближении, Кахина воззвала к своим людям:
«Арабы хотят захватить города, золото и серебро, а нам нужны только поля для земледелия и выгона скота. Я думаю, что есть только один план, которому нужно следовать: нужно разрушить страну для того чтобы обескуражить их (арабов – перевод.)». Она разослала всюду своих сторонников с приказом разрушать города и замки, рубить деревья и отбирать имущество жителей. Абд-ар-Рахман-ибн-Зияд-ибн-Анам сообщает, что вся страна от Триполи до Танжера, бывшая сплошным пастбищем и чередой сёл, была разрушена этой женщиной".
"Таким образом, когда Хасан высадился в Африке, он с радостью увидел ромейцев, вышедших к нему навстречу с просьбой помочь им против Кахины. После этого он двинулся в Кабес, чьи жители вышли ему навстречу с предложением денег и выражением покорности. Никогда раньше они не желали допустить в их город арабского эмира". (т.1 p. 341).
"Когда Кахина увидела приближение авангарда арабов, она вывела двух своих сыновей и также Халеда-ибн-Йезида (приёмного сына - Ю.Д.) и объявила, что она будет убита и поэтому она должна передать их Хасану, дабы добиться для них милости. Мусульманский генерал принял двух новообращённых и передал их на попечение одного из своих офицеров, а затем приказал Халеду выступить против Кахины. Арабские войска начали жестокую битву против войск Кахины и резня была такой страшной, что все арабы ожидали скорой смерти. Но Бог пришёл на помощь мусульманам и берберы потерпели поражение, понеся огромные потери. Кахина сама принимала участие в атаке и была убита в битве. Берберы попросили пощады у Хасана и получили её при условии, что предоставят вспомогательную армию в 12 000 человек. Это войско было передано по приказу Хасана под командование двух сыновей Кахины. С этих пор ислам начал распространяться среди берберов. Война была на этом закончена, Хасан вернулся в Кайруан и реорганизовал его управление". (т.1 p.341-342)
Теперь можно обсудить эту захватывающую историю. Итак, начнем сначала.
Ибн Халдун является одним из наиболее авторитетных исламских историков, однако когда он пишет о распространении иудаизма у берберов, он сразу теряет для многих современных исследователей весь свой авторитет и они начинают заниматься настоящей акробатикой, чтобы доказать, что он ошибался. Конечно, он пишет через более чем 600 лет после описываемых событий, но ведь это можно сказать о многих исторических хрониках. Пишет он четко, уверенно, указывая временные рамки.
К тому же мы знаем и другие случаи массового перехода в иудаизм, которые никто, или мало кто, оспаривает: согласно Флавию, цари и часть элиты ассирийского царства Адиабена стали иудеями в 1 веке христианской эры, некоторые цари Йемена (Химьяра) начали переходить в иудаизм в период с 3 по 6 вв., многие арабы в те времена приняли иудаизм, как и элита хазар (8-10 вв.). Обо всех этих эпизодах мы поговорим позже.
Берберы – загадочный народ, с очень развитой культурой, весь их быт был построен на сильной мифологии, на магических традициях, уходящих в незапамятные времена (согласно современным генетическим исследованиям, предками берберов были кельты, пришедшие в Африку еще до финикийцев). Очень воинственные, с сильно развитым чувством собственного достоинства, таких людей трудно чем-то впечатлить, и уж тем более они вряд ли восприняли бы религию, которая противоречила бы их принципам и укладу. Наверно, воспринятый ими иудаизм был явно далек от современных трактовок, или был им иначе преподнесен. Этого мы не знаем.
Ради справедливости надо отметить, что берберы принимали и другие религии, было огромное количество берберов-христиан, были последователи разных языческих культов, были и мусульмане, хотя именно с мусульманами они и воевали в период, о котором идет речь. Берберам был более важен их традиционный уклад, чем вера. И, все-таки, переход большого числа берберов в иудаизм – это очень интересное и необычное явление.
Сведения о том, что королева Кахина была иудейкой и о принятии иудаизма берберскими племенами принимаются как достоверные многими еврейскими историками, отрицаются напрочь мусульманскими историками, предпочитающими видеть в Королеве христианку или язычницу, некоторые еврейские и христианские исследователи также считают ее христианкой. Уверенность эта базируется на сведениях, приведенных исламским историком 11 века Абу Бакром Аль-Малики из Туниса, согласно которому Королева якобы всюду возила с собой огромного деревянного идола (по мнению историков, это был какой-то образ, распятие или вроде того). Еще Аль-Малики писал, что один из сыновей Королевы был бербером, а второй “юннани”, то есть византийцем. Если честно, так себе доказательства. И почему бы исламскому историку впрямую не написать: королева была христианкой. К чему такие иносказания?
Кстати, позвольте немного расцветить наше повествование легендами из других мусульманских хроник, в которых не обсуждается религия берберов и Королевы.
АБД АР-РАХМАН ИБН АБД АЛ-ХАКАМ (802-03 – 871), потомственный египетский учёный, автор книги «ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА, АЛ-МАГРИБА И АЛ-АНДАЛУСА» писал:
“Хассан послал к Халиду одного человека. Тот пришел к нему и сказал: «Хассан говорит тебе: “Что мешает тебе послать нам письмо с сообщением об ал-Кахине?"». Халид б. Йазид написал Хассану письмо и вложил его в хлеб в печи, а затем дал этот хлеб послу, чтобы спрятать в нем письмо и чтобы подумал тот, кто видел хлеб, что это припасы того человека. Ал-Кахина вышла, говоря: «О дети мои! Ваша погибель в том, что едят люди!» Она повторила это [несколько раз]. Посол отправился и прибыл к Хассану с письмом, в котором содержалось сообщение о том, что ему было нужно. Потом Халид написал Хассану другое письмо и вложил его в луку седла. Он выдолбил луку, вложил туда письмо и закрыл сверху, так что заровнял и скрыл место письма. Ал-Кахина вышла снова, говоря: «О дети мои! Ваша погибель в чем-то из мертвых растений земли!» Она повторила это [несколько раз].
[Посланец] отправился и прибыл к Хассану. Когда он пошел против нее, она вышла, распустив свои волосы, и сказала: «О дети мои! Посмотрите, что это видно в небе?» Они ответили: «Мы видим какую-то красную тучу». Она возразила: «Нет, клянусь моим богом! Это пыль [из-под копыт] арабских коней!»
Ибн Идари (или «Изари», жил в конце 13 начале 14 века, учился в Марокко, был кади Феса) писал в книге «ал-Байан ал-мугриб фи (ихтисар) ахбар мулук ал-Андалус ва-л-Магриб» («Удивительное сообщение с [краткими] известиями о царях ал-Андалуса и Магриба»):
«Хассан отправил с верным человеком письмо Халиду ибн-Йазиду, и тот написал на обратной стороне: «Берберы разделены, между ними нет согласия. Готовь армию и двигайся быстро». Он положил письмо в буханку хлеба и дал её посланцу, который передал её эмиру Хассану. Через некоторое время Халид увидел Кахину, вышедшую с распущенными волосами и бьющую себя в грудь, говоря «Увы вам, берберы! Ваше царство ушло от вас в каравае хлеба!» Берберы рассеялись в поисках посланца, но Господь укрыл его, и он прибыл к Хассану. Он разломил каравай, и они попытались прочесть письмо Халида, но оно было попорчено огнём. Хассан сказал посланцу: «Езжай к нему снова». Но тот ответил: «Кахина всё знает об этом деле».
Короче говоря, вот такая история с мистикой и сражениями. Евреи не берберского происхождения в ней не упоминаются, но это не значит, что их там не было: сведения слишком скудны, какую роль играли евреи по рождению в жизни иудаизированных берберских племен мы не знаем.
Свидетельство о публикации №217101701448