О любви к ближнему

«Когда есть любовь, тогда нет поиска цели, поиска Бога, потому что любовь и есть Бог».
Дж.Кришнамурти

"Возлюби ближнего, как самого себя" - эти слова из Евангелия хорошо знакомы каждому человеку, даже тому, кто совсем не интересуется религиозными вопросами. Но легко сказать - возлюби. А что же делать, если не любится? Что делать, если ближние делают все возможное, чтобы отбить у нас охоту любить их? Лично мне кажется, в отношении к ближним нужна не любовь, а адекватная реакция на их поведение. Если, к примеру, ближний нахамил нам, оскорбил нас, правильнее всего дать ему по голове, если, конечно, мы не опасаемся получить сдачу. Тогда, по крайней мере, у нас появится жалость к избитому, а жалость, как писал Л.Толстой, это форма любви.

Нет, вообще-то любовь у нас есть, есть, но ее с трудом хватает на самых близких людей, да еще остается где-то на донышке для друзей и соседей. Хотя нет, для соседей уже не остается. Так где же, где взять эту любовь, которой у нас так до обидного мало? На этот вопрос отвечает нам шри Ауробиндо:
«Где только есть возможность быть воспринятой, Божественная любовь устремляется туда. Поскольку вы полны собою, закрыты, заблокированы, не остается места для Всевышнего».

Вот оно что! Мы заблокированы! Существуют барьеры (плотины, баррикады, рогатки), которые блокируют в нас любовь, не дают ей расцвести и излиться наружу. И что же нас блокирует? Для ответа на этот вопрос подключим Л.Толстого, который поспел всюду:
"Нельзя заставить себя любить, но можно и нужно удержать себя от того, что мешает любить: побороть грех, понять соблазны, распутать суеверия".

Соблазны, суеверия.... Да, да. Прав матерый человечище, эти вещи действительно препятствуют любви. Если, озадачившись дефицитом любви, вместо Толстого, мы заглянем в религиозную литературу, суровые проповедники нам тут же напомнят о нашей гордыне, и они тоже будут правы. Горды мы, очень горды.

Еще один тонкий намек на решение проблемы мы можем найти у Э.Канта, утверждавшего, что: «Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре».
Хорошая мысль, интересная мысль! Когда человеку хорошо на душе, легко и комфортно, когда радость наполняет его грудь, разве ему приятно видеть вокруг себя унылые, несчастные лица? Не думаю. Для такого человека естественной будет потребность делиться с окружающими своей радостью и не только радостью, помогать им, творить добро, как считал Кант. И разве эта потребность, происходящая из радостного сердца, не есть проявление любви?

Все правильно, но радость то, радость, где она, где найти ее непрерывно струящийся родник? Снимаю шляпу перед авторитетами и благодарю их за все подсказки, но теперь я встаю на скользкую дорожку собственного суждения. Да и вообще не буду я рассуждать, а скажу прямо - радость происходит от внутренней свободы! Что? Кто-то не согласен? А вы сами подумайте, может ли быть радостным человек, находящийся в рабстве у вещей, у желаний и страстей, у привычек, у разнообразных страхов, у своего тела? Да нет же, конечно! Не нужно только путать радость с удовольствиями, которые мы все так любим. Удовольствия (наслаждения) порождают зависимости, они связаны со страданиями, а радость возможна только в состоянии внутренней свободы, хотя бы и относительной. Увы, да, полная внутренняя свобода невозможна, но ее границы всегда можно расширить. Расширяя границы внутренней свободы, мы неизбежно будем становиться более радостными и более любящими.

Более подробно я высказался на тему свободы, в работе "О внутренней свободе".
http://www.proza.ru/2016/04/14/1693
Тем же читателям, которым лень нажать на клавишу мышки и прочесть еще одну заметку (а она маленькая, не бойтесь) придется ограничится тем представлением о внутренней свободе, которое можно извлечь их данной работы.


Рецензии
Здравствуйте, Евгений!
Мне понравилось.

Влад Тихонов   23.06.2020 20:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!

Евгений Терещенко   23.06.2020 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.