Отпуск 5

(Со всеми фото и видео материалами тут - https://golibus.livejournal.com/202044.html )




         Как вы уже, вероятно, успели убедиться, писАть о Востоке в общем и о Средней Азии в частности, вещь довольно затруднительная и не благодарная: это всё равно как, говорить о халве, не испробовав её на язык. А потому, позвольте мне не распространяться и не заниматься рекламой того, что в этом абсолютно не нуждается, а лучше продолжить своё повествование в хронологическом порядке. Полагаю, правда жизни от этого не пострадает. Ну, а что касаемо литературных достоинств, то - говоря как на духу - я к этому всегда старался относиться с пониманием: в том смысле, что "достоевских" и "толстых" много быть не должно. Главное - ничего не выдумывай и пиши так, как есть. И - получится интересно. Потому что - правда, она всегда привлекательна своей естественностью, а от лжи несёт наносным лоском и отталкивающей слащавостью. Да простит мне это отступление мой благородный читатель.


037


       Прошло три дня, когда я наконец получил свой паспорт и возможность, свободно передвигаться по стране. Мы со старшим братом приобрели билеты на поезд в Ташкент и... двинулись в парикмахерскую.
       - Сколько у вас там, в Питере, стоит постричься? - невинно осведомился у меня брат?
       - Ну, в среднем, долларов 7 - 8 - ответил я, вспомнив свою последнюю стрижку.
       - А у нас за один доллар превратят тебя в огурчика!
       Я вначале не поверил, но потом пришлось убедиться в этом воочию. Причем, всё также, как и в прошлом: та же самая убогая парикмахерская, со скромным оформлением и небогатым выбором косметических средств. Всё, как в добрые советские времена. Правда, вместо  евреев (которые давным-давно уехали заграницу), всем заправляют уже местные узбеки и таджики. Что тоже неплохо, но... как говорит герой А.Райкина: "...чего-то не хватает". Однако - этого сегодняшнему поколению не понять, да и не надо: пусть они живут своей жизнью, а мы - своей.


038


        Да, я вам совсем забыл объяснить, что такое "Канечка" (именно так: не через "о", а через "а"), известное любому бухарцу, родившемуся в  50-90 гг прошлого века. В советские времена, когда город стал бурными темпами застраиваться серыми бетонными пятиэтажками, этот микрорайон был знаменит своим хлопчато-бумажным комбинатом (ХБК). Совсем недалеко от него, на небольшом "пятачке" была конечная остановка всех маршрутных автобусов и прочего городского транспорта: здесь заканчивался город и, следовательно, тут разворачивался весь транспорт в обратную сторону. С тех пор, за этим районом, вокруг которого образовался рынок и прочие магазины, закрепился в народном сознании термин "Канечка". На лобовом стекле маршрутного автобуса можно прочитать: "Канечка - Старый город", "Канечка - Колхоз-бозор" или "Канечка - Пожарка" ("пожарное депо")...
         Таким образом, едва мы с братом вышли из "салона", как оказались на окраине базарчика, который (уже в наши дни) разросся до размеров приличного рынка. Тут мой глаз, посреди пёстрого многообразия,  разглядел продавщицу с огромным тазом и я, не удержавшись, воскликнул:
         - Маи! - то есть "Рыба"!
         - Ты собираешься есть эту холодную жареную рыбу? - с удивлением осведомился Ганижан. - Дома ведь нас ждёт горячий обед?
         Но как объяснить брату, что я так соскучился по настоящей жареной рыбе?
         Это особое мероприятие, про которое бухарцы говорят: "Бед, маи мехурем" ("Пойдёмте, отведаем рыбки"). Расположившись на тапчане, в тени густых крон шелковицы, местные гурманы берут по чайнику горячего зеленого чаю и, пока они, в предвкушении застолья, ведут неспешную беседу, совсем рядом, прямо у них на глазах, "усто" опускает в огромный казан с кипящим хлопковым маслом, нежные филейные куски судачков, запанированных в чуть подсоленной муке.


039


Филе судака



         В первое мгновение они утопают в океане раскаленного масла с тем, чтобы буквально через несколько секунд всплыть слегка румяными на поверхность. Еще пару минут, и повар изымает пышущие жаром наинежнейшие куски шумовкой и сразу же опускает на пару секунд в ёмкость с водой, в которой мелко-мелко измельчен чеснок. Тут же вынимает и укладывает на широкое плоское блюдо "табак". После чего, отдаёт официанту, который спешно несёт не успевшую остыть рыбу, клиентам. Остаётся лишь, разломать свежую лепёшку руками и отправить долгожданный лакомый кусочек прямо в рот, не боясь при этом, подавиться костями. Потому что их там просто нет!


  040

Филе сазана


       На рынке, конечно-же, это уже совсем не то, но - тоже приемлемо, как вариант. Тем более, что тут уже существует разнообразие: хотите - судачка (за 30000 сўм - 220 руб. за 1 кг), хотите - жареного сазана (за 15000), а хотите - и вовсе за 10000 сўм, но там уже придётся помучится с костями. К тому же, на рынке вам редко предложат "с пылу, с жару", зато и цены тут на порядок ниже, чем в специальной сервисной чайхане.
       Я взял с полкило филе судака и (для пробы) полкило жаренного сазана. Сказать по-правде, судак мне понравился больше, так как в сазане пришлось немного покопаться, извлекая мелкие косточки. Но - вкусно!



041


         А вечером, перед отправкой в Ташкент, мы ещё раз плотно подкрепились за ужином. На сей раз, племянница приготовила нам ускоренный вариант "бухарского кабоба", с обжаренными во фритюре кусочками картофеля.
         И вообще: должен заметить, что бороться с местными традициями и в частности с засильем чрезмерной еды, абсолютно бесполезно. Вы будете активно сопротивляться и протестовать день, два... но - в конечном счете - вам придётся сдаться и... привыкнуть. Странно: казалось бы, у нас - у проживающих в России - и зарплаты несоизмеримо бОльшие, и достаток выше, но почему-то, встретить и принять гостя так, как это делают на Востоке, не получается. Во всяком случае, я говорю про себя. Нонсенс? Парадокс?


https://youtu.be/sSXNSHk5_R4



        Скоростной поезд "Афросияб" доставит вас из Бухары в столицу Узбекистана всего за 4 часа.
        Надо ли говорить о том, что нас встречала приличная толпа родственников, которые уже на перроне затеяли жаркий спор, за право - первыми принять дорогих гостей. В ходе тяжелых и продолжительных переговоров был достигнут консенсус: первый день мы гостим у младшей сестры, а во второй - у старшей.
        Тут я вынужден сделать небольшое отступление, дабы кое в чём признаться.
        Так уж вышло, что с Ташкентом у меня сложились "особые" отношения. Ещё с самого раннего детства, когда пятилетний я, впервые приехав с отцом в столицу, умудрился измазать краской все огромные зеркала, расположенные в фойе гостиницы "Ташкент".
         А уже чуть позже, когда я стал постраше, мне несколько раз довелось попадать в такие, мягко говоря, щекотливые ситуации, что дал себе слово, объезжать по-возможности этот город стороной.
         В первый раз это произошло в так называемые "лихие 90-е", когда всё постсоветское пространство захлестнула волна преступности и беззакония. Причём, было неизвестно, кого бояться больше - ментов или бандитов. Я ехал из Петербурга в отпуск домой, прямых рейсов тогда не было и мне пришлось сделать пересадку с самолёта на поезд. И тут я впервые встретился с откровенным вымогательством, когда в отделении милиции, куда я был сопровожден, мне  был задан вопрос:
         - Сколько долларов везёшь с собой?
         - Триста. - признался я.
         - Ты ведь хочешь попасть домой, правда? - осведомился служитель порядка.
         - Д-да... - стал заикаться я, предчувствуя недоброе.
         - Вот и хорошо. - улыбнулся командир - Отстёгиваешь 10 процентов и - вот этот сержант лично проводит тебя в вагон и проследит, чтобы ты в безопасности доехал до дому.
          В тот раз мне удалось сторговаться и отделаться всего "двадцаткой".
          Через пару лет мне вновь довелось очутиться на том же самом Северном вокзале.
          - Стой! - услышал я окрик за спиной и обернувшись, обреченно уставился на своего вечного гонителя, который потребовал у меня предъявить паспорт.
          Молодой сержант взял мои документы в руки и, узрев среди прочего российский паспорт, радостно обернулся в сторону своего командира:
          - ;рток капитан, ана яна битта Россиядан келди! ("Товарищ капитан, вот ещё один из России приехал!")
           На этот раз, помимо ментов, ко мне стала приставать всякая привокзальная шушера, мошенники и прочие уголовные элементы, угрожая  и даже собираясь сесть в мой рейсовый автобус. Пришлось вновь обратиться к "знакомому" капитану, чтобы тот лично отогнал бандитов и посадил меня в автобус. Сколько я оставил "зелёненьких" за "помощь" в тот раз, откровенно говоря я уже не помню. Помню лишь одно: с тех пор во мне поселился страх перед Ташкентом. И продержался довольно долго. Домашние мои, даже взяли за привычку, посмеиваться надо мной и всякий раз обыгрывать эту тему.
          Вот и на этот раз, уже сидя в поезде, брат толкнёт меня в бок и невинно осведомится:
          - Ну чё - в Ташкент, значит, едем? - и в следующую секунду, зафиксировав моё растерянную физиономию - Ха-ха-ха!
          С тех пор прошло уже много лет и мой страх постепенно отошел в прошлое, заставив взглянуть на столицу совершенно иными глазами. Да, я знал, видел и помню настоящих ташкентцев до землетрясения 1966 года. Это был совершенно другой город. О том Ташкенте превосходно написано Д.Рубиной в её замечательной книге "На солнечной стороне улицы".



https://youtu.be/OjmoCbLO8Uw


          И сегодняшний Ташкент - тоже, сильно изменился. Но, в котором по-прежнему можно встретить ташкентцев. Я имею в виду настоящих коренных жителей, которых всегда можно  было отличить по их сдержанному характеру, по невероятной чистоплотности, по знанию истории и уважительному отношению к окружающим, наконец, по-скромности. Они приветливы, доброжелательны и молодежь воспитана таким образом, что  всегда здоровается со старшими, даже если это незнакомец.



https://youtu.be/2ikM4jkL5k8



          Да, точно так же, как в сегодняшней Одессе вы непросто отыщите настоящего одессита, как в Петербурге, уже вряд-ли найдёте тех питерцев, с которыми привычно ассоциируются у нас с вами культурная столица, как в Бухаре вы с трудом найдёте с десятка два-три истинно бухарских семей, точно также, отнюдь нелегко в Ташкенте встретить настоящих её жителей. Сегодняшний Ташкент, несмотря на грандиозное строительство, обновления и прочее - это огромный восточный котел, конгломерат народов и культур, которые населяют эту многонациональную страну. И естественно, как и в Москве, в здешней столице тоже хватает так называемых "гастарбайтеров" и приезжих со всех регионов немаленькой Республики. И коренным жителям столицы с трудом удается привить те традиционные нормы морали и культуры, что всегда отличало истинных ташкентцев от остальных. Будем надеяться, что это им в конце-концов удастся.



046


        - Гуленька, дорогая, только ради Аллаха - ничего не надо: мы сыты и хотели бы просто пообщаться! - взмолился я, едва мы перешагнули порог их квартиры и расположились на кухне.
        - А я ничего и не готовила. - состроила невинные глазки сестричка и заверила - Только попьём чайку и - больше ни-че-го!
        Одним словом, мы не успели заметить, как "легкий" завтрак плавно перешел в обед, а потом и в ужин. Описывать восточное гостеприимство и застолье - бессильная задача: всё равно не хватит слов и обязательно что-нибудь упустишь - это надо видеть своими глазами и слышать собственными ушами.


047а


        Ну скажите мне честно: разве можно удержаться от такой ароматной наваристой шурпы, от которой пахнет родным домом и детством? Самое удивительное заключается в том, что я покупаю все те же самые продукты (ну, почти!), а достичь такого результата не получается. Мистика!


048а


         Или, к примеру, взять хотя бы вот эту тарелку с горохом нут ("нахёт-и ляльми"), говядиной и украшенной серебром сырого репчатого лука. Мне кажется, что тут от стопочки холодненькой не удержится даже самый отъявленный трезвенник и язвенник. Ну, честное слово, нельзя такое "безобразие" вкушать без русской водки! Впрочем, узбекская мне показалась значительно мягче. Или - что вполне вероятно - для такого случая был приобретен отнюдь не дешевый вариант этого распространенного 40-градусного зелья.


053


        А на следующее утро, прежде чем отправиться в гости к старшей сестре, шурин предложил нам небольшую экскурсию по Ташкенту.
        - Проедемся по городу, проветримся и - к сестре! - прямо так и сказал.
        Кто ж мог предполагать, что за 33 года проживания в России, я настолько стану доверчивым и ручным, что даже не уловлю в этих словах никакого подвоха? Нет, поначалу мы и в самом деле, с ветерком прокатились по центру Ташкента, зацепив глазом все основные достопримечательности: и сквер Амира Тимура, и Площадь Независимости, и ташкентскую телебашню, и новый стадион...
        - А сейчас я предлагаю посетить один "старых" районов Ташкента - район Лабзак! - подмигнёт мне загадочно муж моей сестры.
        Так мы очутимся в кафе "Аист", на берегу одной из многочисленных быстрых речушек и рек, которыми буквально испещрена узбекская столица.


https://youtu.be/oLj9z9qTqbU


         Мы оказались одними из самых первых гостей этого заведения. Как правило, основная жизнь здесь начинается во второй половине дня, когда ташкентцы после трудового рабочего дня позволяют себе расслабиться и отдохнуть.


052


        - Сейчас, прямо на твоих глазах поймают парочку средних сазанчиков и отправят их на кухню. - обратил ко мне шурин.
        - Можно, я их сфоткаю? - не удержался я и вскочив с места двинулся за двумя молодыми парнями, которые и в самом деле, на моих глазах извлекли сачком из небольшого бассейна парочку карпов и дали мне их зафиксировать на камеру.
    

054



        Возвратившись к столу, я уже обнаружил на нём "лодочку" сельди с обязательными "парусами" из красного лучка. В груди что-то нежно заклокотало, когда до моего слуха донёсся характерный звон хрустальных рюмочек, а на столе появилась запотевшая бутылочка "Рояля".


056


        А вскоре расторопная официантка донесла и остальные закуски: легкий мясной салатик с корнишонами, зеленью и репчатым луком, тарелочку с нарезанными дольками аппетитного лимона и конечно-же то, без чего не обходится ни один восточный стол - свежие овощи и лепешку.


057


       Нет-нет! Здесь я ничего не рекламирую и не пропагандирую. Я просто, констатирую факт. Ничего более...
      


059


        А ещё примерно через примерно 40 минут наш стол украсила рыба: одного из карпов зажарили до хрустящей корочки, а второй был приготовлен на гриле. И после этого вы хотите сказать, что я алкоголик?


(Продолжение следует...)


Рецензии