Легенда о Вазилисе. рассказ Григория Демидовцева

Григорий Демидовцев, рассказ.
Легенда о Вазилисе.

Девочка заворожено смотрела в ночное небо… Она сидела в небольшом садике, расположенном во внутреннем дворике отеля, куда они заселились. Ее родители отдыхали, и она решила посидеть на воздухе, благо окна их номера выходили в сад.
Девочку звали Софья, и она вместе с родителями только сегодня приехали в этот небольшой городок, расположенный вдалеке от популярных курортов. Туристы заезжали сюда ненадолго, максимум на один день, иные же и вовсе ограничивались беглым осмотром основных достопримечательностей и спешно покидали его, в погоне за более сильными ощущениями.
Сейчас она была предоставлена самой себе, ей не надо было никуда спешить, что-то читать, выполнять домашние задания, или просто болтать с подружками… Звезды были неподвижны, хотя иногда ей казалось, что некоторые ей подмигивали… Это ночное небо было похоже на россыпь бриллиантов, лежащих на черном бархате. Девочка вспомнила, что видела подобное в Эрмитаже, когда была там с экскурсией.
Внезапно, почти сливаясь воедино с наступившей внезапно, как всегда на юге, темнотой, рядом мелькнула чья-то тень. Было что-то необычное во всем облике этого человека. Соне показалось, что фигуру этого человека сковывает одежда, привлекающая к себе внимание и выделяющая его даже в полутьме: человек был одет во что-то длинное, не то платье, не то плащ…
«Плащ? Сейчас? Как странно!» – сразу же подумала Соня. Она уже даже решила, что ей почудилось, но это было первое, что пришло ей в голову: что этот странный человек был одет в длинный плащ, который был бы кстати в петербургскую непогоду, но не здесь на юге?
Человек в плаще сел за соседний столик.
Девочка внимательно стала разглядывать незнакомца, в этом ей помогали небольшие фонари, которые были установлены как раз вдоль небольшой дорожки и помогали саду окончательно не погрузиться во тьму.
Незнакомец как раз оказался недалеко от одного из них. Софью очень удивило, что голова его была покрыта капюшоном. Это так странно?
Про себя она решила, что больше всего он похож на монаха.
Но как он оказался здесь так поздно? И зачем? Софья подумала, что это именно тот случай, которых ей так советовали остерегаться родители, и по всем правилам безопасности ей надо срочно вернуться в номер… но любопытство взяло верх! Она встала и как будто невзначай прошлась по дорожке туда-сюда. Проходя мимо сидящего незнакомца, она заметила, что тот читает тихо вслух…
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.»  Ее безмерно удивило, что незнакомец читает по-русски… И это здесь, в этом затерянном в глубине Турции заштатном городке!
 «Откуда же он?» – задала она сама себе вопрос.
Она заставила себя пройти мимо этого человека. Шагая по вымощенным камнем плитам, Соня дошла до конца садика, почти уткнувшись носиком в ветки кустов, постриженных садовником в форме параллелепипеда. Здесь одуряющее пели цикады… Соня прислушалась, и ей показалось, что в стрекоте можно различить отдельные звуки и слова:
– Спроси его! Спроси его!
Соня стремительно развернулась и решительно направилась к незнакомцу, переживая, что он мог встать и уйти. Сердце ее вдруг заколотилось сильнее, хотя она и не понимала, почему…
Но нет! Он не ушел! Софья издалека увидела его фигуру, как будто склоненную в поклоне, хотя он читал какую-то книгу. Но издалека могло показаться, что он не читает, а ведет с кем-то невидимым беседу!
– Вы читаете библию? – уже вслух поинтересовалась Софья, подойдя почти вплотную к столику незнакомца.
Незнакомец прервал чтение, и какое то время просто смотрел в книгу, потом все-таки поднял голову и руками смахнул капюшон. Софья увидела в полумраке худое, изможденное лицо; на лоб спадали давно не стриженые волосы, подбородок скрывался в густой бороде, в которой кое-где блестели серебряные нити. Соня, хотя и жила на свете так недолго, и все люди, кто был старше тридцати, казались ей глубокими стариками, интуитивно поняла, что этот человек немолод не только по ее «личному критерию».
Он с какой-то нечеловеческой тоской посмотрел на девочку. Она вдруг почувствовала стыд за свою выходку! «Разве так ведут себя воспитанные девочки? Пристают к незнакомцам?! Нет, так себя воспитанные девочки не ведут!» – воскликнул ее внутренний голос, ее «личный воспитатель».
–  Извините, я вам помешала… –  покраснев, молвила Софья, пятясь назад.
Незнакомец молчал и просто смотрел на нее.
–  Я пойду! Читайте дальше, я вам больше не помешаю! – прошептала она, понимая, что совершила бестактность. –  Во всем виноваты звезды! Они такие красивые! – совсем по-детски добавила Софья в свое оправдание.
– Никто не виноват! И звезды тоже! – усмехнувшись, произнес незнакомец и посмотрел вверх. – Да, они действительно красивы! Но, к нашему счастью, они от нас далеко, на красоту всегда лучше смотреть издали!
– Я понимаю, звезды очень горячие! Могут обжечь!
– Так говорят ученые… Странно…
– Что странно? Что они горячие? Говорят, на звездах происходят ядерные реакции! Они как много бомб…
– Это понятно, видимо, ты хорошо учишься!
– Да! На отлично…
– Странно, что тебя родители привезли сюда, в этот городок Изник? Обычно детей возят на пляжи на побережье моря, чтобы они вдоволь накупались… Да и с развлечениями для детей, да и не только, там получше! А вы приехали сюда…
– Этот городок известен тем, что здесь происходили важные события для христианства! Хотя вы правы, здесь, правда, скучновато…
– Но ты нашла развлечение и здесь, глядя на небо и разговаривая со звездами!
– Да! Никогда на них не было времени… А вы, наверное монах? Раз читаете Библию?
– Нет… Я сам по себе… Я просто странник… Просто путешествую по миру!
– И что, вы нигде не работаете?
– Уже нигде… – опустив голову, ответил мужчина, назвавшийся странником.
– Что так? Мой папа говорит, что каждый человек должен работать и иметь семью, чтобы не утонуть в своем одиночестве!
– Он прав…
– Вы соглашаетесь, но делаете по-своему? – уже достаточно бойко стала спорить София, невольно копируя поведение своей матери, властной женщины.
– Кстати, а как тебя зовут? У меня уже давно нет имени, разве что прозвище Странник.
– А меня зовут, Софья!
– Софья, так Софья…  Когда все хорошо и есть цель, можно иметь и работу и семью! Когда жизнь закончена, то единственное, что остается – это созерцать этот мир с верой в Бога!
– Когда жизнь закончена, человек умирает и ничего не созерцает! – доставая из глубины своей памяти разные мудрые услышанные цитаты, ответила девочка.
– Дай бог тебе, Софья, никогда меня не понять…
– Почему? А я так хочу вас понять! Расскажите, что случилось? Говорят, надо иногда выговориться, и тогда станет легче! – стала настаивать девочка, присев за стол напротив странника. Мимо прошел кто-то из работников отеля и София совершенно осмелела, ведь, они на виду, и никуда она отходить ни с кем не собирается! 
– Рассказать можно… Но я расскажу тебе не о себе… Что я, о себе рассказывать больно, ведь уже ничего исправить не можешь! А историю, которую я тебе расскажу, я прочел в одном из монастырей, куда меня привела судьба и спасла от греха самоубийства… Многое в той прочитанной истории напомнило мне мою жизнь, хотя прошло очень много лет с тех пор… Это еще больше укрепило меня в мысли о том, что все  в этом мире движется по спирали.
Эта история была рассказана одним из делегатов, что прибыл сюда, в Изник, в триста двадцать пятом году на Вселенский собор. Но ты, София, это знаешь!
– Да! Знаю, император Константин решил насести порядок в христианстве, которое до этого пребывало в хаосе!
– Ну, спорить не буду! Скажу только, что ранние христиане многое пережили, их мучили и убивали, и то, что ты назвала хаосом, было их верой, ради которой они готовы были и умереть! Так вот, одним из делегатов был некий Вазилис мученик…
В своей исповеди он не очень рассказывал, что случилось с ним. Лишь кратко сообщил, что жил он с женой и тремя детьми, они верили в бога, жили на горе одного из греческих островов, молились и благодарили бога за прекрасную жизнь… У них было все, что мог пожелать человек для счастья, не было излишеств, но когда их не видишь, то и не думаешь о них! И, вот, однажды на остров прибыл корабль… И, все закончилось! Жена была опорочена и сброшена с горы в море. Самого же Вазилиса заковали в кандалы и со смехом ему сообщили, что отправят молиться своему богу на каменоломню! Его детей на его глазах заперли в хижину, которую подожгли!...
- Какой ужас… Но, это было давно! Люди дикарями были! – произнесла девочка.
- Да, конечно! Давно это было… Уже и не помню… - прошептал «монах».
- Не поняла? Что вы не помните?
- Ах да! Я отвлекся… Исповедь Вазилиса я хорошо запомнил! Вазилис был в отчаянье, но как это бывает труд и физическая боль затмевает боль душевную, как говорится, клин клином вышибают!
- Ах да! Я читала… Сказано, почему мы принимает бога пока хорошо и не можем  его принять, когда нас постигают трудности? Так? – поинтересовалась девочка.
- Наверное… Когда ты смотрела на звезды? О чем ты думала?
- Не знаю? Ах да! Я почему-то подумала, а вдруг с какой-то звезды на меня сейчас смотрит какой-то мальчик с другой планеты? Осуждаете?
- Кто я такой, что бы осуждать? Но, тебе было хорошо и ты не задумывалась об этом, что бы кого-то за это поблагодарить?
- Когда хорошо, то, просто хорошо! Так, что же тот Вазилис не благодарил своего бога? И, поэтому с ним и его семьей произошло несчастье?
- Эх Софья, если бы все было так просто! Вазилису пришлось прожить долгую жизнь, и многое пережить, что бы понять, что с ним произошло!
- И как? Он понял? По-моему это было просто случайное столкновение с не людьми, а с нелюдями, то есть с бандитами!
- Как у тебя все просто, моя юная Софья! Нелюди!... Это просто, когда есть враг, которого нужно уничтожить, что бы других не обижали, в жизни все куда сложнее! И у Вазилиса тоже! Так слушай…
Вазилис прожил на каменоломне несколько лет. Сначала он просил отомстить врагам за смерть своих детей и жену, потом, уже просто просил смерти себе! Он не мог убить себя, ему казалось, что жизни человек не может лишать себя сам человек. Тем более, рядом с ним умирали многие, но он выживал, его тело было покрыто ранами от камней и ударов плети, но раны кровоточили и заживали, и на их месте образовались новые, но все они не могли закончить его дни! Как-то ночью он проснулся и увидел перед собой ангела… Тот в сиянии сидел перед ним на камне. Вазилис хотел приподняться, что бы его поприветствовать, но уже не мог!
- Ты пришел за мной? Спасибо! – прошептал Вазилис.
- Я пришел не за тобой, я пришел на твой зов!
- Я прошу лишь закончить мою никчемную жизнь!
- А почему ты решил, что она никчемная? Твоя вера сильна как никогда! Ты принял свою судьбу, и, не отвернулся от всевышнего! Неверие в себя, это конечно не хорошо, но ты просто спутал смирение и упадок духа! А ведь ты, каждый день обращался с мольбами к богу, ты каждый день просил у него простить своих родных! Что бы там, куда они ушли, им было, все прощено! Конечно, иногда прорывалась боль мести, но, любви было в тебе больше…
- Я не замечал… - признался Вазилис, - но тут же сам себя поймал на мысли, что больше всего хотел, чтобы души его детей и жены упокоились с миром, хотя, тут же вспыхивали в нем огненное желание, чтобы его обидчики сгорели в гиене огненной, пусть и вместе с ним. Но тут же он спохватывался, думая, что он может навредить душам своих родных.
- Человек не может быть идеальным! Ибо он человек. И живет он в не идеальном мире. Не может быть только счастья, тогда оно может превратится в само несчастье. И, их уже нельзя будет отличить!
- Почему это все произошло со мной?
- Ты жил в подобии рая на земле, но вокруг тебя далеко не райская жизнь, вокруг она была разная! Была и хорошая и плохая, но она позволяла всем меняться и двигаться по своему пути. Ты пребывал в гармонии придуманной самим собой. Ты не замечал, что твоя жена озлоблялась и ревновала от недостатка проблем, твои дети внешне молились, но идеальная окружающая жизнь губила их души, ты этого ничего не хотел замечать…
- Я виноват… Так убили бы меня! – в отчаянье прокричал Вазилис.
- Каждая душа отвечает за себя… И, у каждой свой путь! Следуй за самим собой, и кто знает, что будет! Теперь, вставай, тебя ждет новое искушение. Не повтори свою ошибку, мир не идеален, и ничего нет в нем постоянного, ни хорошего, ни плохого. Но, обрати внимание на слова, сказанные на искушение, земным Спасителем! «Богу богово, а кесарю кесарево!»  Ты, как многие, должны будут принять важное решение! Оно будет, разумеется, не правильным, но оно полезно для заблудших душ, ибо ваши игры в фетиши кесаря, помогут человекам познать веру. Теперь, мне пора! И… Никогда не отчаивайся… Бог помнит о тебе, иди и увидишь в конце своей еще долгой жизни, чудо! 
- И он увидел? – прервала Соня «странника».
- Не торопись… Сказано же, что чудо в конце… И, чудо ли это на самом деле? - грустно вздохнул «монах» и продолжил…
Солнце взошло! Вазилиса, как и многих других несчастных погнали на работы дробить камни. И, только приступил он к работе, как его позвали… Подошел Вазилис к начальнику, который за многие года ни разу с ним не говорил. Не смел Вазилис поднять очи, ничего хорошего не возвещала такая беседа, так говорили между собой несчастные в кандалах.
- Ты ли Вазилис мученик? Христианин?
- Да… Было у меня такое имя! Но нет теперь меня!
- Если тебя нет, то кто стоит передо мной?
- Это он! Вазилис мученик! Я узнал его! Он достаточно пострадал! Хватит с него!
Произнес второй вооруженный человек, Вазилис поднял голову и, узнал в говорящем своего обидчика, что погубил его детей и жену! Гнев обуял его, но сил не было на него бросаться, да и кандалы мешали!
- Тебя освобождает наш великий император Константин! И, повелевает тебе явится на собор в город Изник! Я, Эрехтей буду сопровождать тебя, и охранять, что бы никто не обидел тебя!
Помутился разум от услышанных слов у Вазилиса, и упал он в бесчувствии… Очнулся он в повозке… Его везли убийца его семьи и инок по имени Нифонт.
- А-а! Очнулся Вазилис? Это хорошо! Эрехтей? Давай остановимся, у колодца! Вазилису мученику надо умыться и поесть!
- Надо спешить! Дорога долгая, да еще если непогода будет придется в порту задержаться! Но… ты прав, надо нашему мученику придти в себя, а то не доберется до императора! А я его должен доставить, целого, и невредимого!
- Так вот о каком искушении мне  говорил ангел? – прошептал Вазилис, когда инок помогал ему спуститься на землю.
-  Ты видел ангела? Правда? Это хорошо, я вот никогда не видел… Но верю, в господа нашего Иисуса Христа! – с пафосом произнес инок и удерживая тело Вазилиса попробовал перекреститься.
- Да! Долгие ему лета! Хороший был мужик, пострадал за нас! Эх, мне бы конечно понять его, но, не понимаю… - бесцеремонно встрял в разговор Эрехтей.
- Какие долгие ему лета? Христа распяли!  Распяли похожие на тебя! – возмутился наглой речью Вазилис.
- Вот зря ты обижаешься, Вазилис! Это когда было? Ведь даже апостол был грешником, а стал учеником! Все ошибаются… Но, потом прозревают! Так ведь, Нифонт?
- Да! Что было, то было… Не всем быть таким как ты Вазилис, я вот, почитаю тебя! Так много слышал! О твоих злоключениях…
- Что ты мог слышать? От кого?
- Вот! Эрехтей о тебе рассказывал! Говорит, ты, когда твоя семья гибла, уже святым был! Если не тот случай он бы совсем погубил свою душу!
С гневом посмотрел на Эрехтея, Вазилис, но промолчал. Когда инок отошел, что бы набрать воды Эрехтей произнес:
- Не держи зла Вазилис, служба была такая! Надо было изловить христиан, другой император, другие приказы! Вот, теперь Константин, нам помог прозреть…
- А сам ты не мог?
- Куда мне! Чему с детства учили, то и делал! Земная жизнь такая… Не справедливая, но, теперь другое дело! Когда Христос пострадал за нас, теперь у нас новый бог!
- Кто бог?
- Как кто? Христос! Аха да… Извини, ну, я еще плохо все выучил! Так, Бог отец, бог дух святой, и сын… Иисус Христос!
- Так кто бог из них сейчас твой? – удивился путанице в голове своего обидчика Вазилис. Он с одной стороны был возмущен присутствием Эрехтея, но удивление брало вверх! Он, столько лет не мог ни с кем говорить на богословские темы.
- А-а! Искушаешь меня Вазилис! Нет, это я выучил… Наш император сказал, что все они боги… И отец, и дух и сын!
- Это один бог, но тройственен в лицах! – поправил своего путника инок, - Ты, Вазилис конечно отстал от последних споров. Теперь, когда сам император взялся за дело христианства, все будет просто и понятно. Он же сам властитель мира.
- Я всегда молился одному богу… Он един! В этом суть христианства, что не нужны теперь идолы язычников. Их, не может быть трое…
- Не спорь напрасно Вазилис! Ты уже достаточно намучился, теперь, слушай императора, и получишь по заслугам.
И, опять вспыхнули глаза у Вазилиса, он до сир пор слышал последний крик своей жены, летевшей со скалы, и крики детей в огне… И, все это сделал Эрехтей, на его глазах!
И, вот теперь этот изувер и насильник ведет с ним наивные богословские беседы, является ли Христос богом!
Тем временем трапеза закончилась, и путники поехали дальше… Неожиданно на дороге показались несколько человек. Дорога была узкая, повозка гналась быстро.
- Эй! С дороги! Мы едем! Я кому сказал с дороги!
- Мил человек! Не можем мы отойти… Горы!
- И быстрее идти не в силах… Ослабли мы! Стали оправдываться путники.
- С дороги! А то задавлю… Мы везем важного человека для самого императора! Понимать надо! – закричал Эрехтей.
- Останови лошадей! Как ты можешь? Веруя в бога всемогущего так говорить?
- Вазилис мученик прав! Эрехтей! Остановись! – поддержал Вазисиса инок.
- Мы можем опоздать?
- Если император, которого ты так боишься узнает, что ты задавил христиан?
- Эй? Вы христиане? – поинтересовался Эрехтей.
- Да… - осторожно ответили идущие люди.
- Ладно уж… Идите, как сможете… Да-а! Плохо я понимаю эту новую веру! – посетовал Эрехтей, заставляя лошадей медленно идти следом, как оказалось за паломниками.
Странник замолчал, и медленно, глотнул воды из стакана…
- Удивительно! Мне много чего родители читали о христианстве, но как то у вас все не так!
- Исповедь Вазилиса малоизвестна, она не очень вписывается в официальные источники. Поэтому и хранится в одном из небольших, но древних монастырей.
- А, кстати, как вы ее прочли? Если она малоизвестна и вряд ли она переводилась на русский язык?
- Соня… Как мне говорили я был хорошим специалистом по древнегреческому языку, знаю так же арабский язык и латынь! Это было, когда я помнил свое имя…
- Так все таки, как вас  зовут?
- Чаще всего меня называют странник! Наверное, это и есть мое имя!
- И что же с вами произошло?
- Тебе не надо этого знать, в нашей жизни меньше знаешь, лучше спишь! Достаточно того, что я уже сказал, моя жизнь похожа на жизнь этого Вазилиса!
- У вас погибла семья?
- Я не хочу об этом говорить. Когда я дойду до конца исповеди Вазилиса, поймешь, почему я не хочу касаться своего прошлого. Вера не должна погибнуть никогда! Может погибнуть все, и тело, и даже надежда, но вера, нет! Я продолжу… Так трое путников достигли портового города. Там они сели на судно и поплыли в Константинополь! Погода на удивление была удачной. Корабль проплыл мимо острова на котором когда разыгралась трагедия семьи Вазилиса. Он смотрел на знакомые скалы и слезы катились по щекам.
- Хочешь причалить? – неожиданно спросил у него  Эрехтей.
- Нет! Если мы причалим, я тебя убью… А потом и себя, бросившись со скалы! И никуда мы дальше не поплывем! – не смахивая слез, ответил Вазились сжав, на сколько возможно свои кулаки…
- Это я понимаю, это по нашему, но… не по христианству! Возлюби врага своего! Читал! Ты, не думай, я понимаю! Вряд ли ты сможешь меня убить, силы не равны, но если хочешь меня ударить, ударь! Я стерплю! Сказано же подставь правую щеку, когда ударили по левой…
- Отойди! Сделай милость! Отойди, не искушай! Ангел мне сказал, что кесарю кесарево! Я его до конца не понял его, но спорить не буду!
- Хорошо! Как скажешь, это ты прав, меня можешь ударить! Я виноват перед тобой! Только когда увидишь императора, помни, что если бы не он, погибнуть тебе там, дробя камни, а так, начнешь новую жизнь! Как этот Иов!
- Ты слышал об Иове? Мало кто о нем знает…
- Когда пришло время, я много стал читать! Император, отправляя меня за тобой, мне приказал стать истинным христианином, изучить все, что связано с этой религией! Вот я и читаю… Столько свитков накупил, столько денег потратил!
- Он тебе сказал только прочитать?
- А что еще?
- Вообще-то Христос говорил, что надо верить в отца небесного! Он поэтому сам ничего не писал! Главное, не написанные свитки, главное, это любовь и вера к отцу небесную, и дела! Ибо без дел любая вера мертва!
- Да! Ты прав… Отправляя меня к тебе император сказал, что бы я слушал тебя, ибо ты святой! Оправдай его слова… Да, кстати, ты не прав, верить надо в отца, духа и этого… сына, которого распяли! Так сам император сказал!
- Хорошо! Я понял… Кесарю кесарево! – сжав кулаки, что бы не ударить Эрехтея ответил Вазилис.
И в это время, как написано было в исповеди, явился ангел, он был огромный и сияющий… и его увидели не только Вазилис, но и все кто был на корабле! И все пали ниц…
- Вазилис мученик! Когда ты будет приближаться конец твоего пути я позову тебя сюда! И, здесь ты проведешь свои последние дни, и я покажу тебе чудо, о котором я тебе говорил! И… Потом, Вазилис и его сопровождающие прибыли на вселенский собор. И, видел Вазилис Императора Константина, и, говорил с ним. И, хоть и удивлен был он словам императора, но не стал спорить с ним, и, получил награду… И, долго жил и учил мудрости тех, кто приходил к нему.
- А как же чудо, что обещал ангел? – поинтересовалась Соня.
- Чудо? Сам Вазилис об этом не мог написать, он после окончания отправился на остров. Его историю дописал Эрехтей… Он сопровождал Вазилиса по указанию императора до конца его дней…
- И что он дописал? – нетерпеливо интересовалась Соня, хотя, ей уже ужасно хотелось спать.
- Ты права, Софья! Это самое интересное… Слушай слова Эрехтея!
И прибыли мы на остров! Вазилис от пережитых мучений плохо передвигался, и мне пришлось его нести на гору, где, когда-то был его дом! Я делал это с радостью, как искупление своих грехов! Я был благодарен этому святому человеку, который смог остановить меня в моем грехопадении… Когда я донес его на вершину, то к своему удивлению увидел дом, тот, который я когда-то по своему стыду сжег! Из дома вышли люди… Чем–то похожие на Вазилиса, я был изумлен, я не верил своим глазам. Рядом с домом сидел ангел и улыбался! Вазилис попросил его поставить на землю и из последних сил подошел к своим повзрослевшим детям… Я с изумлением слушал, и радовался за них всех! Оказывается все дети в горящем доме выжили, они спаслись в вырытом в доме погребе… Жена Вазилиса, бросившаяся после позора со скалы тогда тоже выжила, хоть и пострадала, и, не могла ходить. Она умерла, так и не дождавшись своего мужа, Вазилиса.  Я оставался с Вазилисом до конца его дней, и помогал ему и его выжившей семье как мог! Когда Вазилис ушел из жизни, я вместе с его родными похоронил его рядом с его женой по всем правилам христианства! И, Вернулся в монастырь, что дописать исповедь, блаженного Вазилиса мученика, который с честью любви к отцу небесному прошел до конца свой священный путь!
Вот такая история Софья! Запомни ее, и, никогда не отчаивайся, ибо даже глаза твои могут тебя подвести… А бог может все, только вот поймем ли мы его? Поверим? Ведь, кто мешал Вазилису, приплыть к своему острову не в конце своей жизни? Ведь, даже ангел намекал ему об этом, но, желание страдать, затмило все в нем, поэтому он и зовется Вазилис мученик.
Закончил странник свой рассказ, Соня, к тому времени уже заснула… Странник встал, и пошел, оставив Соню одну, ей снились звезды, через которые она летела, и видела красивого императора Константина в золотых одеждах, идущего рядом с ней.
         
   
 


Рецензии