Записки 2006 года

      Основные события этой тетради произошли в 2006 году



          *     *     *

Поражает несуразность современной жизни. В начале своего прихода к власти демократы едко издевались над словами Интернационала: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..." Но новая власть поступила точно, по словам этого революционного гимна. За более чем 15 лет построения капитализма в стране очень многое было порушено именно до основания. Причем порушено не по причине военных действий или производственной необходимости, а в силу элементарной бесхозяйственности, доходящей нередко до полного беспредела.
Совсем недавно журналист телевидения с восторгом рассказывал, как в Пермской области восстановили воинскую часть с учетом самых современных требований в бытовом плане. Вскользь было сказано, что в нынешней артиллерийской части три года назад располагалась часть ракетная. Она была спешно расформирована и все здания тут же были дочиста разграблены. Утащили почти все. Остались только стены. Всего три года назад. Спрашивается, чем думали воинские начальники? Почему не охраняли объекты прежней части? Их бы можно было гораздо дешевле осовременить.
И таких примеров по стране великое множество. В колхозах стало постепенно восстанавливаться животноводство. А животных содержать негде. Прежние добротные корпуса раздеты догола. Ухитрились разобрать даже стены на кирпичи.
Что ни говори, но очень заманчиво разрушать все до основания. В этот момент очень легко растаскивать народное достояние. Пока мы у власти - надо хапнуть. А после нас хоть трава не расти.

 *     *     *

По решению суда повешен Саддам Хусейн. Джордж Буш назвал это важным шагом в построении демократии в Ираке. Дальше, как говорится, некуда. Демократия через виселицы - это что-то новое в построении демократического общества.

*     *     *


По телевизору посмотрел фильм Павла Лунгина "Остров". По нынешним временам производит сильное впечатление. Вероятнее всего, режиссер не особенно стремился к зеркальному отражению жизни. Скорее всего, это фильм-притча. У его авторов нет стремления представить зрителю обстоятельную и подробную картину излагаемого события. Все подается фрагментарно, отдельными скупыми, но яркими и убедительными деталями. Большая часть повествования - рассказ о странном старце мужского монастыря на далеком севере. Старец славился далеко вокруг способностью исцелять недужных больных, прорицать будущее. Славился он и своими чудачествами, свойственными скорее умственно ненормальному человеку. Судя по всему, Павел Лунгин решил внести свой вклад в возрождение духовности в клерикальном плане. Поэтому и понадобилась именно притча. Ее сюжет сводится к типичной для такого жанра ситуации. Во время войны немцы полонили советский буксир. Молодого матроса-кочегара они заставили расстрелять своего капитана. Вот и жил этот страдалец долгие тридцать лет в монастыре с неизживной душевной болью. Изо дня в день от отмаливал свой смертный грех. Изо дня в день он просил бога о прощении своего душевного падения. Но лада и душевного спокойствия в нем самом не наступало.
Тема для художественного исследования благодатная. Широкое поле для психологического анализа. В этом плане можно было бы потягаться с самим Достоевским. Но мне не показалось, что автор сценария ставил своей целью глубокий психоанализ душевных переживаний главного героя. В фильме много моментов, связанных с монастырским ритуалом чтения молитв, просьб к Всевышнему отпустить молящемуся грешнику его грехи. Подобных ритуалов в фильме более чем достаточно. Душевная боль главного героя предстает перед зрителем лишь в нескольких, кажется, в двух эпизодах. Старец один бродит по острову и повторяет одну и ту же просьбу - простить его - грешника. И в голосе его такая тоска и такая вина, что у зрителя душа выворачивается наизнанку.
По большей части старец ерничает, играет роль блаженного со всеми полагающимися в таких случаях странностями. Режиссер очень старательно и во всех подробностях показывает типичные особенности монастырского чудотворца. Все это действительно типично для такого рода людей и отражено это довольно талантливо.
Но в этом случае остается где-то на обочине познание психологической картины душевного состояния душегуба поневоле. Но вся гамма чувств осталась не раскрытой. Рассказана церковная притча о том, что при должном усердии можно найти мир в душе. Даже если ты совершил самый страшный грех. Стоит только достойно нести тяжкий крест покаяния. Старец неустанно топил в монастыре кочегарку. Никогда не мыл рук и лица, спал в кочегарке на угле. И усердно просил Бога дать ему свое прощение Автор сценария постарался смягчить степень вины смалодушничавшего во время войны человека.
В конце фильма старец узнает при очередном изгнании из тела молодой женщины бесноватого, что он в далеком 1942 году не убил своего шкипера-капитана, а всего лишь ранил его в руку. Крест покаяния и неустанные молитвы Богу дали свой результат. Старец логически завершил свой земной путь. Он отмолил свой грех. Он получил прощение от своего капитана и, надо полагать, от самого Бога.
Фильм носит название "Остров". На острове обосновался монастырь. Но, думается, не это определяет название фильма. У средневекового английского поэта Джона Донна есть знаменитое стихотворение, в котором говорится, что человек на земле не остров, а часть материка. Уж не решил ли автор сценария пополемизировать со средневековым поэтом, нашедшим столь удачный поэтический образ?


*     *     *



Старость - это потеря собственного веса и значимости в глазах окружающих. Невольно обращаешь внимание, что в былые времена нередко тебя спрашивали о чем-то, к твоему мнению прислушивались, внимали твоим познаниям. Их  широта нередко поражала окружающих. Со временем все это куда-то ушло. Уже никто не спрашивает: а как вы понимаете эту ситуацию, и что вы о ней думаете? Никого уже особенно не интересует твой интеллект. Возможно, понимают, что с возрастом он полностью растрачен. Более того, все чаще замечаешь, что тебя совершенно не слушают. Иногда просто прерывают на полуслове. С горечью замечаешь: интересное тебе - совершенно безразлично окружающим.


*     *     *

Молодость - время достижений. Это, конечно же, не значит, что в этот период жизни нет потерь и поражений. От них никто и никогда не застрахован. Но в молодости чаще всего все-таки преобладают достижения, приобретения.
В старости преимущественно преобладают потери. Жестокая судьба постепенно отнимает у пожилого человека его жизнь по частицам. Происходит это с садистским постоянством. В результате человек преклонного возраста устает от невзгод и нередко просто с нетерпением ждет своей кончины.

*     *     *



Я не силен в православной религии. Но то немногое, что знаю, вызывает недоумение. Почему-то верующие считают, что если человек в земной жизни перенесет много страданий, в загробном мире он будет ближе к Богу.
Бог посылает эти мучения людям наиболее для себя ценным. Я изложил это мировоззрение не церковным, а современным стилем. Суть от этого нисколько не меняется. А вопрос невольно возникает: зачем своим любимцам всевышний посылает такие жестокие испытания? Неужели свою праведность нельзя доказать каким-то иным способом?
Христос пострадал за людей. Пострадал жестоко и мучительно. Дабы искупить грехи наши тяжкие. Выходит, и люди должны достичь святости такими страшными мучениями?


*     *     *


В который раз убеждаюсь, что искусство лишь слабое отражение действительности. Вернее, оно не отражает зеркально окружающий мир. У него другие, свои специфические функции. Посмотри сегодняшние сериалы, почитай современные книги - их герои попадают в страшные аварии, сильно калечатся. Но в конечном итоге так восстанавливаются, что выглядят лучше прежнего и последствий травм совершенно не ощущают.
Все это свободная фантазия авторов. Суровая истина заключается в том, что в жизни ничего бесследно не проходит. Невольно вспоминается знаменитый в советское время литературный герой - Овод. В этом романе очень правдиво переданы мучения физически искалеченного человека.
Я теперь по-новому воспринимаю роман "Как закалялась сталь". Это не столько проявление силы духа. Не только беспредельное мужество. Это еще и тяжкие страдания серьезно больного человека. Честь и хвала герою, что он переносил их так достойно.


*     *     *


Прослушал отрывочно книгу Сергея Довлатова "Роза". С точки зрения антисоветизма книга полезная. С точки зрения литературных достоинств - на уровне газетчика районной газеты. При любом строе есть люди, которые не вписываются в привычные правила. Они пьют, вовремя не выходят на работу. Их рано или поздно увольняют.
Потом эти задержания героя с немецко-американской фамилией Буш.
Судя по тексту Довлатова, этого типа будут задерживать, и выяснять личность при любом режиме.
В советское время книга Довлатова по "Голосу Америки" или Би-би си" звучала бы вполне заманчиво. А сейчас ее текст примитивен и плосок.
И с этими людьми носились как со значительными мыслителями века.
Таких Довлатовых и при нынешнем демократическом строе - хоть пруд пруди. Недавно в Санкт-Петербурге собирались музыканты, которые считали себя преследуемыми при советской власти. Они выпили за помин своих живых душ в ранее знаменитом подвале "Сайгона" и с горечью сказали, что в проклятом коммунистическом режиме они могли за месячную зарплату купить примитивный усилитель. Теперь даже это им никогда не светит.
Довлатов, судя по всему, был принят и пригрет Западом как модный и полезный антисоветчик. В наши дни за его писания ему и здесь и там никто бы и копейки не подал.
Оставляю все, что выше написано. Только теперь я думаю совершенно иначе. Прочитал многие другие произведения Довлатова и понял, что в то время, когда писал критические строки об  этом замечательном писателе, был полным невеждой. Теперь от всего того написанного категорически отрекаюсь. Довлатов в когорте лучших писателей России.


*     *     *



Писатель Виктор Астафьев считал, что для народов Крайнего Севера цивилизация вредна. Она приводит их к вымиранию. Он обосновывал свой вывод примерами сокращения народностей Аляски. Там начала процветать охота на морских животных, мясо которых было основной пищей тех народностей. Дескать, цивилизованные продукты организмом северян плохо воспринимались.
Астафьев-человек очень умный, с широкими познаниями. Но, на мой взгляд, на все в его рассуждениях на эту проблему бесспорно. Многие наши чукчи из самых дальних стойбищ неплохо освоились в столицах. И нисколько не захирели. А наоборот, принесли много пользы родине в развитии искусства и науки. Что же они совершили губительную ошибку и лишили себя будущего? Что-то непохоже.
Недавно была телепередача о чукчах - вахтовиках. Вертолетом их доставляют к оленьим стадам, а через определенный период на короткое время возвращают во вполне цивилизованный поселок, где они отмываются, отсыпаются, нежатся в кругу своей семьи, смотрят телевизор. Одним словом, приобщаются к современной цивилизации.
Пожилые чукчи такой образ жизни воспринимают как вполне закономерный. Их предки всю свою жизнь занимались разведением оленей. Значит такова и их судьба.
Молодые чукчи смотрят на свое будущее совершенно иначе. Они говорят, что в оленеводческих стойбищах очень скучно. Там жизнь однообразна. Там тебе ни дискотеки, ни компьютерных игр.
Можно говорить о деградации будущего чукотского народа. А можно все это воспринимать как вполне закономерное явление.
Люди, независимо от национальной принадлежности, есть люди. И ничто человеческое им не чуждо. Почему наши русские дети часами не могут оторваться от компьютера. Даже во вред своему здоровью. А у чукотских детей, в силу своего происхождения, это удовольствие должно отсутствовать?
В свое время пришлось увидеть в телепередаче "Клуб кинопутешествий", как папуасский мальчик катил обруч крюком из металлической проволоки. Моему удивлению не было предела. Именно так после войны развлекались и мы в русских селах. Выходит, независимо от климата, вероисповедания, цвета кожи дети с момента своего рождения абсолютно одинаковы в своих привязанностях. Разница только в материальной возможности их удовлетворять.
И есть еще одно сторона дела. Виктор Астафьев как положительный пример привел решение премьер-министра Австралии, который запретил журналистам публиковать информацию о местонахождении найденного недавно первобытного племени австралийских аборигенов. Иначе их судьба будет плачевна. Племя может вымереть от резкой смены привычного уклада жизни.
Вероятно, возможен и такой исход. Но невольно подумалось и о другом. Значит, в этом племени нет шансов для их интеллектуального развития. Так им из поколения в поколение оставаться в полуживотном состоянии. А ведь не исключена возможность, что при благоприятном стечении обстоятельств из детей первобытного происхождения могут вырасти свои Ньютоны, Эйнштейны, Сахаровы, Солженицыны.
Но им судьбой отпущено прожить примитивную, бедную на интеллектуальное развитие жизнь. Неужели Виктору Астафьеву в его светлую голову не пришла такая мысль? Или он видел что-то такое, что просто недоступно моему разуму?

*     *     *

В советское время очень грешили цитатами. И они казались очень умными. Почему? Вероятно, потому, что они продолжали в нашем сознании мысль, заложенную заранее. Возможно, сказанное великими одевалось в такой ореол гениальности, что воспринималось как умное и значительное.
Многие цитаты носили мобилизационный характер. Они призывали советских людей на дела эпохальные. В них был смысл и конкретное содержание. За емкими и значимыми словами люди видели конкретные дела. А посему тогдашние лозунги и пользовались такой популярностью. Ими любили пользоваться во всех слоях тогдашнего общества.
Сейчас другое время. Всем правят не идеи, а его величество рубль. В этой ситуации никакой лозунг не поведет за собой массы народа.

*     *     *

Почти одновременно опубликовано факсимильное издание первых двух частей романа Шолохова 'Тихий Дон" и началась публикация полного собрания сочинений Солженицына. Оба считаются глобальным явлением русской литературы. Оба при жизни с трудом переносили друг друга. Насколько мне помнится, Шолохов публично о своих чувствах к оппоненту не высказывался. Зато Солженицын в своей книге "Бодался теленок с дубом" по поводу автора "Тихого Дона" прошелся от всей души. Он неоднократно публично заявлял, что Шолохов свой роман украл, что Шолохов - явная бездарь и аферист.
Время все расставило по своим местам. Были годы, когда многие заметные люди нашей страны пошли за Солженицыным и во всю свою прыть доказывали, что Шолохов беспардонный плагиатор, укравший рукописи у белогвардейского офицера.
Шолохову трудно было доказывать свою подлинность как автора романа. Во время войны его рукописи пропали. Это давало солидный козырь в руки его противников.
Ранее шведская академия наук нам доказала компьютерной экспертизой подлинность авторства за Шолоховым. Солженицын на это ответил, что он машине не верит, а верит только своему сердцу. Сердце писателя обмануло. Часть рукописей "Тихого Дона" все-таки нашлась. И Солженицыну перед уходом в иной мир следовало бы извиниться за свою ошибочную точку зрения. Но не тот, видать, человек. Злость и обида мешают ему поступить элементарно порядочно.
В чем причина такой не проходящей ненависти к Шолохову? Уж не зависть ли к несомненному таланту автора "Тихого Дона"? С моей точки зрения, Солженицын больше журналист-исследователь, чем художник слова. До языка Шолохова ему ой как далеко. Да и с образным мышлением в Солженицына совсем не то, что у Шолохова.


*     *     *



В одной из последних передач "Что делать?" В. Третьякова на канале "Культура" для меня впервые была озвучена мысль, что марксистское учение не изжило себя. Оно сохраняет свою привлекательность, развивается в новых реалиях современного мира и привлекает все больше сторонников.
Все это прозвучало очень неожиданно. Сразу после смены общественного строя в нашей стране и крушения лагеря социализма демократы первой волны с восторгом восклицали: Призрак коммунизма уже не бродит по Европе. Нет его следов и во всем мире.
Оказывается, ошиблись тогдашние прорицатели. Идеи коммунизма не только не отжили свой век. Они прорастают на новой почве и по-прежнему находят своих сторонников. И такое будет происходить до тех пор, пока в мире будет процветать вопиющее неравенство. Такую точку зрения высказывали все присутствующие на телепередаче "Что делать?" А приглашены в ней поучаствовать и изложить свой взгляд на проблему ученые с мировыми именами, известные политологи. Участники дискуссии в своем большинстве не были сторонниками марксизма. Но они говорили об этом учении как о верном и не утратившем своей практической приемлемости и актуальности в наши дни. И более того, у коммунизма, по мнению участников дискуссии, есть весьма длительная перспектива.
Многое в этой передаче казалось неприемлемым. Со многим хотелось поспорить. Но грело душу то, что о многих проблемах я в свое время думал, говорил и, как теперь, оказалось, говорил и мыслил так, как понимают ситуацию многие ученые. Что тут скрывать, приятно. Оказывается, мыслишь не по-идиотски и в нужном направлении.
А ведь действительно, почему в высших кругах нашего коммунистического руководства никто не задумался о постепенной закостенелости коммунистического мировоззрения. Маркс открыл для нас гениальное учение. В своей основе оно бессмертно и актуально на многие века.
Но это в своей основе. Любое учение только тогда живуче, когда его творчески развивают последователи. Ленин продолжил дело Маркса. А потом марксистская теория только тем и занималась, что разъясняла и популяризировала основные положения учения этих двух своих теоретиков. А ведь жизнь стремительно менялась. Менялась коренным образом. А мы только и делали, что жили цитатами своих классиков. И дожились до крушения коммунистических режимов.
Об этом я говорил сразу после прихода Ельцина со своими приспешниками к власти. Об этом говорили ученые в телепередаче.


*     *     *


С детских лет наблюдаю одну странность. В нашем селе улица тянулась с северо-востока на юго-запад. Почему-то в моем восприятии это ощущение осталось неизменным. Мне приходилось жить и бывать во многих местах. И везде мне казалось, что солнце восходит в разных местах. Иногда даже было твердая уверенность, что оно поднимается там, где по всем статьям должен быть юг. В Североморске летом солнце совсем не садится. На закате оно максимально приближается к земле. Тогда мне назойливо казалось, что в том месте должен быть юг.
Со временем стало ясно, что виной всему расположение улицы родного села. Что-то навеки запечатлелось в моем подсознании как эталон. По нему выстраивались все мои ощущения в разных местах. В результате мне казалось, что в разных местах солнце всходит явно не на востоке, а сдвигается в зависимости от местности.
Это абсурд. Но он устойчиво держится в подсознании.



*     *     *



Идут бесконечные сериалы о том, как в нашей стране ранее ничем не выделяющиеся люди вдруг становятся богатыми. Стоило им только проявить максимум энергии и сообразительности. Но беда не в этой
давно обкатанной на Западе сказке. В сериалах назойливо заостряется внимание на нашей повседневной подлости и омерзительности. Эти качества проявляются везде и во всем. И все это воспринимается как вполне естественное явление.
Если мы действительно таковы и нет пути для исправления подобной мерзости, тогда какой смысл жизни людей на земле? Ранее искусство ставило перед собой цель совершенствовать нравственные качества человека. Теперь смакуются его подлости. И создается впечатление, что это и есть его настоящая сущность. И другого варианта просто и не требуется.
Странно и непонятно все это. Раньше зрителей кормили сильными и решительными уголовниками, для которых и сам черт не брат. Теперь - стойкие характером напористые бизнесмены, у которых жизнь - это не просто жизнь, как сыр в масле, а сплошные мученья.
Только и остается пожалеть: бедные наши предприниматели. Сколько вы из-за нашего благополучия страдаете.


*     *     *




В романе "Битва в пути" Галины Николаевой есть одна запоминающаяся мысль: "Подлая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет". Тут есть над чем задуматься. И невольно приходишь к выводу, что тот, кто гнетет окружающих, нередко очень искренне считает, что не он давит на живущих рядом людей, а он сам испытывает непомерное давление.
С таким явлением приходится очень часто сталкиваться. И тут возникает естественный вопрос: а действительно ли деспот не осознает, что он своим нахрапом гнетет окружающих, или он всего-навсего притворяется.



*     *     *


В последние дни много говорят о возможности гражданской войны в Палестине. Эта многострадальная страна постоянно в центре внимания информационных программ. Но удивительно то, что от обилия информации действительная картина в этой стране нисколько не проясняется. Так и остается непонятным, почему палестинский народ - а это арабы - так разобщен перед своим грозным врагом - Израилем? Почему арабы между собой воюют гораздо чаще, чем с врагом внешним?
В советское время на центральном телевидении было много журналистов-международников, которые емко, сжато и толково разъясняли суть конфликта, расклад политических сил, откуда в данном конкретном случае дует ветер. К сожалению, в настоящее время ничего этого нет. А современные политологи нередко в своих разъяснениях и прогнозах попадают в калошу.
А слушатель и зритель из-за их некомпетентности остается в полном неведении.


*     *     *



В стране отметили 100-летие со дня рождения Брежнева. О юбиляре заговорили разносторонне. И неожиданно для нынешнего времени зазвучало, что в 18-летнее правление Брежнева в стране было много технических достижений, интенсивно велось строительство, был сделан прорыв в развитии науки и техники. Заметно возросло материальное благосостояние советских людей.
Внезапно обнаружилось, что не все было так уж и плохо. И не таким уж плохим был любитель наград
На родине бывшего генсека - в Днепродзержинске - юбилей своего земляка отмечают широко и торжественно. Есть музеи и памятные места. В библиотеках прошли юбилейные чтения.
Но самое неожиданное было в том, что люди заявили следующее: во время Брежнева мы жили при коммунизме. Жаль, что тогда мы этого не понимали. Вот какие настроения в народе после почти двадцатилетнего правления "самой справедливой и самой приемлемой" для народа власти.

   *     *     *

У писателя Виктора Ерофеева в его телепрограмме "Апокриф" шел разговор об ароматах и запахах в художественной литературе, о роли запахов в нашей повседневной жизни. На передаче было много умников. Они говорили много научно непонятного. Но основной смысл можно было усвоить. Запахи - явление и отражение бытующей культуры. И все было бы на уровне обыденного трепа о том, о чем, и говорить-то вроде нечего. Но один из компетентных интеллектуалов завел совсем уж невообразимое. Он распространился о запахах в коммуналках, воинских частях, тюрьмах. По мнению этого мыслителя выходило, что коммунистический режим намеренно держал людей в скопище для создания коллективной или стадной психики.
Бог ты мой! Или мы со средним умственным развитием совершенно не осмысливаем окружающий мир, или этот умник ранее жил где-то на Марсе. Да, многие из нас просто вынуждены были жить в коммуналках. И вовсе не потому, что нам прививали стадное чувство, а потому, что в силу объективных обстоятельств так жить приходилось. И все были рады коммуналкам. Потому что эти блага доставались далеко не всем людям.
И для нас, средне и плоско мыслящих было вовсе не секрет, что страна просто не могла обеспечить нас нормальным жильем. Потому что была первая Мировая война, потом - война гражданская, потом - Великая Отечественная с невиданными ни для одной страны мира разрушениями. И было просто удивительно, что за очень короткий срок многие из нас после таких разрушений вселились в так проклинаемые ныне хрущебы. А ведь их широко стали строить через 15 лет после окончания такой разрушительной войны.
Прошло 15 лет после начала строительства новой капиталистической жизни. Никто никого не бомбил. А разрушения просто невосполнимые. И строить хотя бы хрущебы для неимущих - не получается. Пока есть проекты для людей среднего достатка. Но пока только проекты. Результаты пока просматриваются в большом тумане.


   *     *     *



В Ливии к смертной казни осуждены болгарские медсестры и палестинский врач. Они якобы намеренно заражали ливийских детей спидом. В стране такое решение суда встретили с ликованием. По понятию ливийцев, восторжествовала справедливость. Судя по всему, их не посещает сомнение в справедливости вынесенного приговора.
Когда-то давно, в 30-е годы, такое происходило и у нас. Люди с негодованием клеймили предателей и изменников родины.Требовали их расстрела.
Теперь стало ясно, что требовали расстрела невинных людей. Теперь, если бы в стране снова возродилась та же практика поиска и наказания врагов народа, народ не проявил бы прежнего единодушия. Вернее всего, он либо протестовал бы, либо безмолвствовал.
Мы далеко отдалились от диктатуры. Именно диктаторские режимы придают людям уверенность в несомненной правоте правосудия в стране. Именно в диктаторской стране проявляется такое единодушие. Граждан там редко посещает сомнение.

   *     *     *


Старость, когда она к тебе приходит, приносит свои открытия. Становится вполне понятным, почему люди почтенного возраста так медленно нагибаются и медленно, с великой осторожностью, разгибаются. Дело в болезни суставов. Неприятная и крайне болезненная спутница почтенного возраста.    
Поражает несуразность современной жизни. В начале своего прихода к власти демократы едко издевались над словами Интернационала: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..." Но новая власть поступила точно по словам этого революционного гимна. За более чем 15 лет построения капитализма в стране очень многое было порушено именно до основания. Причем порушено не по причине военных действий или производственной необходимости, а в силу элементарной бесхозяйственности, доходящей нередко до полного беспредела.
Совсем недавно журналист телевидения с восторгом рассказывал, как в Пермской области восстановили воинскую часть с учетом самых современных требований в бытовом плане. Вскользь было сказано, что в нынешней артиллерийской части три года назад располагалась часть ракетная. Она была спешно расформирована и все здания тут же были дочиста разграблены. Утащили почти все. Остались только стены. Всего три года назад. Спрашивается, чем думали воинские начальники? Почему не охраняли объекты прежней части? Их бы можно было гораздо дешевле осовременить.
И таких примеров по стране великое множество. В колхозах стало постепенно восстанавливаться животноводство. А животных содержать негде. Прежние добротные корпуса раздеты догола. Ухитрились разобрать даже стены на кирпичи.
Что ни говори, но очень заманчиво разрушать все до основания. В этот момент очень легко растаскивать народное достояние. Пока мы у власти - надо хапнуть. А после нас хоть трава не расти.


   *     *     *


По решению суда повешен Саддам Хусейн. Джордж Буш назвал это важным шагом в построении демократии в Ираке. Дальше, как говорится, некуда. Демократия через виселицы - это что-то новое в построении демократического общества.

   *     *     *


По телевизору посмотрел фильм Павла Лунгина "Остров". По нынешним временам производит сильное впечатление. Вероятнее всего, режиссер не особенно стремился к зеркальному отражению жизни. Скорее всего, это фильм-притча. У его авторов нет стремления представить зрителю обстоятельную и подробную картину излагаемого события. Все подается фрагментарно, отдельными скупыми, но яркими и убедительными деталями. Большая часть повествования - рассказ о странном старце мужского монастыря на далеком севере. Старец славился далеко вокруг способностью исцелять недужных больных, прорицать будущее. Славился он и своими чудачествами, свойственными скорее умственно ненормальному человеку. Судя по всему, Павел Лунгин решил внести свой вклад в возрождение духовности. Поэтому и понадобилась именно притча. Ее сюжет сводится к типичной для такого жанра ситуации. Во время войны немцы взяли в плен советский буксир. Молодого матроса-кочегара они принудили расстрелять своего капитана. Вот и жил этот страдалец долгие тридцать лет в монастыре с неизживной душевной болью. Изо дня в день он отмаливал свой смертный грех. Изо дня в день он просил бога о прощении своего нравственного падения.
Но лада и душевного покоя в нем самом не наступало. Тема для художественного исследования очень трудная, но благодатная. Широкое поле для психологического анализа. При высоких творческих амбициях можно было бы потягаться с самим Достоевским. Но фильм не дает оснований полагать, что автор сценария ставил своей целью глубокий психоанализ душевных переживаний главного героя. В нем много моментов, связанных с монастырским служением Богу. Это чтения молитв, обязательные обрядовые церковные службы, просьбы к Всевышнему отпустить молящимся их грехи. Подобными сценами фильм насыщен предостаточно. Душевная боль главного героя предстает перед зрителем лишь в нескольких, кажется, в двух эпизодах. Старец бродит по острову и повторяет одну и ту же просьбу -простить его - грешника. И в голосе такая тоска и такая вина, что у зрителя душа выворачивается наизнанку.
Но создатели фильм не во всем следуют притчевому жанру. Если бы все это соблюдать, можно было бы и остановиться только на душевных терзаниях невольного душегуба.
Но реальная жизнь сложна и многообразна. Вряд ли бы наш герой просуществовал на острове долгие тридцать лет, если бы все время предавался мучениям своей совести. Как и любого другого на этой грешной земле, его посещали, и другие настроения Нередко старец ерничает, играет роль блаженного со всеми полагающимися в таких случаях странностями. Режиссер очень старательно и во всех подробностях показывает типичные особенности монастырского чудотворца. Все это действительно типично для такого рода людей и отражено это довольно талантливо. Но в этом случае остается где-то на обочине познание психологической картины душевного состояния душегуба поневоле. Но вся гамма чувств осталась не раскрытой. Рассказана церковная притча о том, что при должном усердии можно найти мир в душе. Даже если ты совершил самый страшный грех. Стоит только достойно нести тяжкий крест покаяния. Старец неустанно топил в Монастыре кочегарку. Никогда не мыл рук и лица, спал в кочегарке на угле. И усердно просил Бога дать ему свое прощение Автор сценария постарался смягчить степень вины смалодушничавшего во время войны человека. В конце фильма старец узнает при очередном изгнании из тела молодой женщины бесноватого, что он в далеком 1942 году не убил своего шкипера-капитана, а всего лишь ранил его в руку. Крест покаяния и неустанные молитвы Богу дали свой результат. Старец логически завершил свой земной путь. Он отмолил свой грех. Он получил прощение от своего капитана и, надо полагать, от самого Бога.
Фильм носит название "Остров". На острове обосновался монастырь. Но, думается, не это определяет название фильма. У средневекового английского поэтам Джона Донна есть знаменитое стихотворение, в котором говорится, что человек на земле не остров, а часть материка. Уж не решил ли автор сценария пополемизировать со средневековым поэтом, нашедшим столь удачный поэтический образ?

   *     *     *


Старость - это потеря собственного веса в глазах окружающих. Невольно обращаешь внимание, что в былые времена нередко тебя спрашивали о чем-то, к твоему мнению прислушивались, внимали твоим познаниям. Их  широта нередко поражала окружающих. Со временем все это куда-то ушло. Уже никто не спрашивает, а как вы понимаете эту ситуацию, и что вы об этом думаете? Никого уже особенно не интересует твой интеллект. Возможно, понимают, что с возрастом он полностью растрачен.. Более того, все ты замечаешь, что тебя совершенно не слушают. Иногда просто прерывают на  полуслове. С горечью замечаешь: интересное тебе- совершенно безразлично окружающим.


Рецензии