Единственная в Эрмитаже работа Луки Лейденского

      ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ.1531.Исцеление иерихонского слепца (триптих)
Холст, масло, переведена с дерева. Средняя часть 113,5 X 150,5, боковые створки 89 х 32,5 см

       Картина Луки Лейденского «Исцеление иерихонского слепца», написанная им незадолго до смерти,— своеобразный итог его творческой деятельности.Иллюстрируя одно из чудес, совершенных Христом (Евангелие от Луки, 18:35-43), художник трактовал евангельский сюжет как занимательную бытовую сцену.

       Картина мало похожа на религиозные композиции предшествующей эпохи. В ней нет ни молитвенного настроения, ни торжественных фигур святых.
      Триптих не являлся церковным алтарным образом, предназначенным для молитвы. Есть предположение, что он был выполнен для лейденского госпиталя и служил назидательным примером, напоминая о духовном исцелении и спасении тех, кто искренне и стойко верит в Христа.

    Евангельский сюжет играет здесь роль наглядного, назидательного примера, предназначенного для поучения скорее в моральном, чем в религиозном плане. В этом смысле Лукас ван Лейден предвосхитил голландскую живопись последующей эпохи.

            Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине, и не выделяется из окружающей его толпы. Внимание зрителя прежде всего привлекают подвижные, взволнованно жестикулирующие фигуры, одетые в яркие костюмы XVI века. Именно они и являются выразителями главного действия картины.

            Слева, среди зрителей, Лука Лейденский изобразил мужчину в красной шапке, с интересом наблюдающего за происходящим. В облике этого человека — большое сходство с «Автопортретом» Луки Лейденского из Брауншвейгского музея и, в особенности, с рисунком Дюрера 1521 года, воспроизводящим Луку (Музей в Лилле). Возможно, художник поместил автопортрет, что часто встречалось в произведениях нидерландской школы еще в XV веке. Если это предположение верно, то мы имеем здесь самое позднее изображение Луки Лейденского, умершего через два года после создания триптиха.

          Движение рук, повороты тел, мимика лиц каждого персонажа остро индивидуальны, каждый по-своему выражает отношение к происходящему. Одни выжидают чуда с нетерпением, другие со спокойной уверенностью, третьи сомневаются в его возможности и беседуют о том, что может произойти. Действие развертывается в лесистой местности. В глубине видны горы, а рядом с ними башни и здания города Иерихона.

      Особую выразительность придает картине колорит – светлый и звучный. Красные, желтые, зеленые одежды действующих лиц выделяются на фоне темно-зеленой растительности яркими разноцветными пятнами и создают пестрое, радующее глаз зрелище. Контрасты освещенных и затемненных участков определяют пространственную глубину, ритм и динамику композиции.

          В XVII или начале XVIII века во время реставрации центральная часть была соединена с боковыми створками в одну композицию, а изображения герольдов были отпилены от створок и превратились в самостоятельные картины. Тогда же была утеряна верхняя часть этих картин, на которых находилась дата – 1531. В 1848 году в Эрмитаже композиция «Исцеление иерихонского слепца» была переведена на холст, а в 1850 году то же было проделано с изображениями герольдов.

           Многочисленные реставрации и переделки, которые претерпела картина за многие десятилетия существования, не нарушили, однако, основных элементов ее композиции и живописного строя.

           На боковых створках триптиха вместо традиционных изображений святых художник поместил сугубо светские фигуры герольдов – воина и девушки, торжественно демонстрирующих гербы заказчиков – лейденского бюргера Якоба Флорисзона ван Моифорта и его супруги, дочери амстердамского бюргера Дирка Боленса.

      Костюм воина, его головной убор с перьями, так же как и платье девушки, соответствуют моде XVI века. Следует особо подчеркнуть светский характер персонажей, заменивших традиционные изображения святых и никак не связанных с религиозным содержанием центральной сцены.


Рецензии