Лука Лейденский. Игра в шахматы

      Лукас ван Лейден.Игра в шахматы. 1508 (?)Дерево, масло. 27 ; 35 см
Берлинская картинная галерея.

 В год создания этой картины художнику было 14лет.На картине представлена единственная дошедшая до нашего времени позиция в курьерских шахматах.

            Известность Лука Лейденский получил благодаря своим графическим работам, которые сочетают в себе как готические, так и ренессансные особенности, поэтому его творчество отражает переход от одного стиля к другому, который начался в это время. Кроме гравюр, он занимался также живописью – по современным оценкам искусствоведов, его кисти принадлежит около 15 полотен.

          Темами его работ становились библейские сюжеты, а также бытовые сцены с шарлатанами и нищими, изображения которых всегда отличались выраженной реалистичностью. Наиболее интересны полотна художника на бытовые темы, ставшие одними из первых в живописи этого жанра. В таких картинах, как «Игра в шахматы» и «Игра в карты», художник тонко запечатлел сцены из современной жизни, наделив каждый персонаж индивидуальными чертами, жестами и характером.

         За шахматной доской сошлись девушка и мужчина средних лет. Он проигрывает партию и чешет себе затылок в затруднении. Вокруг толпятся зеваки, оживлённо беседующие между собой. Пожилой персонаж один пристально следил за ходом партии и продолжает смотреть на доску.

   Основываясь на соотношении возрастов героев картины и их социальном положении, было выдвинуто предположение, что она изображает партию между женихом и невестой в присутствии её отца и родственников будущих супругов.

         Персонажи типичны для ранних работ художника, где он изображал представителей бюргерства, однако их костюмы содержат элементы придворной моды. Фигуры изображены в неудобных позах, у них короткие пухлые руки, лица второстепенных персонажей лишь частично видны.

              Игра в шахматы» Ван Лейдена была приобретена в 1874 году Берлинской картинной галереей  . Перед Второй мировой войной картина являлась частью коллекции музея кайзера Фридриха в Берлине. В 1943 году из-за бомбардировок союзников коллекция была перемещена в бомбоубежище на Донхоффштрассе, а затем — в бункер вблизи Александерплац. В марте 1945 года началась эвакуация коллекции. Картины были спрятаны в соляной шахте под Эрфуртом на глубине 1609,58 метров.

         В ноябре 1945 года картина оказалась в США, хранилась в Национальной художественной галерее Вашингтона. В начале 1948 года картина вернулась на родину, где первоначально была выставлена в зале «Хаус дер Кунц» в Мюнхене.


Рецензии