Детские забавы

                «Детство! Юное, простое
               
                Сладок твой туманный бред.
               
                Очень жаль, что всё проходит,
               
                Что к тебе возврата нет».
   
    Эти строки из стихов моей любимой жены Зинаиды Сергеевны напомнили и моё милое детство. Первые послевоенные годы. Каждый год лето было очень жаркое. Земля была такая горячая, что по ней ходить босиком можно было только бегом. Мы бегали «на босу ногу», мама не давала ни какой обуви, даже сандалей. «Ничего с тобой не случится, а «обувку» побереги к школе»---говорила мама. За лето набивали такие грязные  мозоли на подошвах, что к школе их долго отмачивали, оттирали, скоблили, чтобы ноги были чистые. Занозы от колючек, щепок мама нередко вынимали из пальцев и подошвы. Было больно, но терпел. Нередко были и порезы от «стеклянок» или ещё от чего-нибудь. Но всё заживало и опять бегал по улице. Коленный сустав ещё болел и я хромал. Ребята дразнились, почему-то называли меня «хрым-кандиль, хрым-кандиль».
    Один раз нога до щиколотки распухла и образовался большой нарыв. Мама водила меня в поликлинику и мне его разрезали. Я, конечно, орал и плакал. Потом целых две недели сидел дома. А ребята бегали по улице, на речку, играли и приходили ко мне домой и с издёвкой говорили
   -Сидишь? Болван! Сиди, сиди, так всё лето и просидишь дома-
А злился на себя. Ведь мы все бегали по улице босиком, а я один заболел.
   Мы жили на окраине города. Все улицы узкие,  кругом подъёмы и спуски, которые мне казались крутыми и высокими.  Только одна улица была уложена  камнем в виде брусчатки, которые весной и после обильных дождей летом нередко размывало и выворачивало камни. Камни летом нагревались так, что на них наступить было нельзя и мы  чаще играли на лугу  за обрывом,  ближе к реке. Вот и сейчас все ребята убежали на речку, а я сидел во дворе. Мама стирала в корыте бельё, мои сёстры были на огороде и я не знал, чем мне заняться.
    -Мам! Ну что мне делать? Я уже вторую неделю сижу в доме и никуда не выхожу дальше двора. Ну чем мне заняться?-
Я заранее знал ответ. Мама всегда на такой вопрос отвечала: «заголи» штаны и побегай».
  -Отцепись от меня! Иди помогай девчонкам и отстань!- К девчонкам идти полоть сорняки я не хотел.
 - Мам! Можно я постою около калитки на улице?-
   Мама промолчала и я вышел на улицу. Никого вокруг не было,  тишина и жара необыкновенная.  А что, если я быстренько сбегаю на речку, окунусь разок и домой, подумал я. На мне уже были сандали и мама не разрешала  мне ходить босиком. Нога ещё была забинтована и мне было немножко больно на неё наступать. На речку мы все ходили не по дороге, а напрямую по тропинке по крутому спуску к лугу. Речка от нас была недалеко и за 10-15 минут можно было окунуться и вернуться домой.
   Я не раздумывая быстро заковылял к реке. Купались мы на мелком пляже около дровяного склада. Плавать я ещё не умел. По течению реки всё лето перегоняли плоты с лесом и складировали дрова штабелями около речки. Между дровами я спрятал сандали и только хотел идти к реке, как вспомнил, ведь трусы будут мокрые и мне будет хорошая «взбучка». Посмотрел на речку, там купались одни пацаны моего возраста и  по старше. Девчонок не было – это был мужской пляж. Я быстро снял трусы, запрятал между дровами и скорей к реке. Сколько я полоскался, не помню, но, конечно, не пять минут. Откуда-то налетела маленькая тучка и  пролил дождик, небольшой, но обильный. Выскочил из воды и скорей одеваться. Сандали были на месте, а трусов нет. Их кто-то «спёр», а может я их не там спрятал? Меня охватил ужас, как я пойду по улице без трусов.  Смотрю, напротив моих «хоронок» торчат чьи-то трусы. Я быстро их одел и полез в гору на свою улицу.  Тропинка после дождя стала скользкая, я подскользнулся и вымазал в грязь трусы. Бежать к реке было поздно, да к тому же, вдруг найдётся хозяин трусов.
  Около калитки дома стояла мать с мокрыми штанами.
   -Где ты «пострелёнок» шатаешься? Я уже давно тебя ищу-
 И тут вмешалась моя сестра:
   -Мам! Ты только посмотри на него, ведь он был на реке и купался. Да и трусы-то на нём не его, а чьи-то девчоночьи-
   -Ты где был? Почему ты не в своих трусах? И давай меня «охаживать»мокрыми штанами. Мне пришлось всё рассказать.
   -Так ты ещё и «спёр» чужие трусы и почему девчоночьи?-
Я и сам был в недоумении. На реке не было ни одной девчонки. Откуда же взялись эти трусы? Значит кто-то из ребят ходил в девчоночьих трусах. Мама мне ещё «поддала», окончательно посадила дома и разрешила выходить во двор только в туалет. После купания нога у меня ещё долго болела, еле, еле зажила к школе.
   Я уже с первого класса любил ходить на рыбалку. Но снасть добыть было очень трудно. Леску можно было купить на рынке, а крючки никто не продавал. Но у перекупщиков, пацанов постарше меня на 4-5 лет всегда можно было купить. Денег у меня не было и он продавал на обмен какого-нибудь нужного товара. Мне ещё в первом классе двоюродный брат подарил один конёк, который у него валялся в довоенном «хламе». Я его почистил от ржавчины и он заблестел как новенький. Но кататься я не мог из-за больной ноги и решил обменять на крючки. После войны коньки были в большом дефиците и купить их просто было негде. Этот «барахольщик» ухватился на мой конёк и отдал за него 10 новых крючков бронзового цвета. Теперь я был богатый и мог на крючок обменять любую леску. Поплавок мы делали из ручки веника, а удилище я сам вырезал из ореха в лесопарке недалеко от нас.      Ловили мы с плотов, которые стояли на приколе около дровяного склада. Попадались в основном верховодка, очень редко окунёк или плотвичка. Коту всегда была свежая рыбка. На еду нам я только один раз поймал крупного окуня и мы сварили суп из него. А вот мой сосед, дядя Коля, почти каждый день приносил полный мешочек рыбы. Ловил он на мух на перекате, стоя по пояс в воде. Причём удильник у него был без поплавка и без грузила. Это был бесклец, который всегда берёт наживку с поверхности воды. Мы все завидовали, но сами мы так ловить не могли.
   У нас были разные игры. Всем известные: в войну, в лапту, в чижика, в крестники и нолики, в городки, в прятки. Но были и забытые сейчас игры: морской бой,  в фантики, в «расшибок» или, как называли ребята, «бе-бе» на деньги. Почему эта игра имела такое странное название - не знаю. Нас они не принимали, да у нас ни у кого не было денег. Поэтому всегда при этой игре было не мало зрителей.
   На ровной площадке проводится черта /контрольная/, от неё на 5-8 м вторая, на которой ставится «кон» из стопки денег по 5 или 20 копеек, как договорятся, и обязательно орлом или решкой в одну сторону. Играют одновременно по 5-10 или больше человек. Каждый игрок становится около контрольной линии и свинцовой или металлической круглой плоской бляхой кидает в сторону кона, стараясь попасть в стопку денег. Если расшибёшь всё стопку, то все перевёрнутые монеты в другую сторону берёшь себе. Если промахнулся, то где бляха врезалась в землю, проводят короткую черту. Так по-очереди все бросают бляху  и всем отмечают место падения. Потом кто ближе всего бросил бляху к контрольной черте, тот и разбивает кон. Если хотя бы одна монета перевернулась на другую сторону, то игрок продолжает ударять по краю другой  монеты до тех пор, пока после удара монета не перевернётся. Тогда вступает в игру другой следующий игрок, кто был вторым по месту падения бляхи к контрольной черте. И так пока не разыграют все деньги на кону. Дальше делают новые ставки и игра продолжается. Я в эту игру впервые принимал участие только в 7 или в 8 классе, до этого всё время был зрителем. Были такие знатоки и специалисты, которые с первого раза разбивали кон и забирали все деньги. Конечно ссорились, порой дрались, когда заходил спор чья черта ближе всего к кону.
   Однажды после такой игры всем кагалом пошли на речку купаться. Я увязался с ними, хотя плавать ещё не умел. Все пришли на обрывистый берег, разделись и попрыгали в воду. А я стою и завидую и хотел уже уйти на свой лягушачий пляж. Часть ребят вышли из воды и один спрашивает
  -Лёх!А ты почему не купаешься?-
  -Да что-то не хочется - мне было стыдно признаться о том, что я не умею плавать.
  -Всё понятно! - сказал кто-то из ребят.
  -Хочешь, мы тебя сейчас научим плавать?-
  -А как?-
 - Да очень просто-
Подбежали ко мне четверо ребят, повалили на землю, схватили меня каждый кто за руку, кто за ногу и потащили к реке. Я старался вырваться, визжал, но они крепко держали. Они были старше меня на 4-5 лет. Подошли к краю обрыва реки, раскачали  и бросили меня в воду. Я ударился спиной и начал тонуть. Потом руками и ногами беспорядочно стал махать в воде и выплыл. Ребята хохочут и кричат
  -Греби руками «по собачьи» к берегу-
Смотрю берег стал приближаться и я вылез из воды.
 -А ты говорил, что не умеешь плавать?- вот так просто варварским способом я научился плавать.
   Из прошлых игр наиболее простые были  «фантики». Даже после войны конфеты всегда продавали, а обёртки конфет мы собирали и коллекционировали. Складывали их в виде конверта. Самые редкие и дорогие фантики были от шоколадных конфет: «мишка косолапый», «мишка на севере».Обменивались фантиками, за одного «мишка на севере» давали до 20 фантиков от простых карамелек. А потом придумали игру. Кладёшь фиантик на ладошку и её ударяешь по краю стола. Фантик летит в центр стола. Другой игрок проделывает тоже самое, но при ударе по столу ладонью надо попасть на фантик первого игрока и забираешь себе оба фантика. В эту игру играли девчонки и мальчишки.
   В морской бой играли все, даже парни и девушки 16 -18 лет. Играли везде: дома, в школе, в трамвае, автобусе и не только в свободное время, но даже и на уроках. На задних партах шёпотом, нередко, слышалось: а 8 — мимо, г 2 — попал.
   Берёшь листок бумаги в клеточку и чертишь квадрат в 5 см. По горизонтали напротив каждой клеточки проставляешь 10 букв из алфавита по порядку. По вертикальной линии — цифры с 1 по 10. Внутри квадрата размещаешь корабли: линкор - 4 клеточки подряд, 2 эсминца по 3 клеточки, две подводных лодки по 3 клетки, 4 торпедных катера по одной клеточке. Размещаешь их произвольно вдоль стенки или внутри квадрата. А дальше выстрелами уничтожаешь корабли. На линейный корабль нужно 4 выстрела по каждой клеточке. Если противник попал в цель, то ставишь крестик на этой клеточке и бой продолжается. Если промахнулся, то выстрел переходит к противнику. И так до  гибели всех кораблей. Понятно, что выигрывает тот, кто раньше уничтожит все корабли противника.
   В войну играли всё лето. По началу играли на заброшенных огородах. Но места не хватало для окопов и блиндажей и все ребята стали играть на лугу под горой. С улицы и от домов нас не было видно и никто нам не мешал. Именно здесь проходила передовая позиция фашистов и кругом были видны полузасыпанные окопы. Немцев тогда всех называли фашистами. Ведь в каждой семье кто-то погиб на войне и ненависть к ним была и у нас ребят. В войну весь город Воронеж был разрушен. В городе не осталось ни одного многоэтажного дома. Только на окраинах сохранились  частные домики. Почему -то в нашем районе «Троицкая слобода» разрушенный домов было мало, но повреждённых от разрывов мин и снарядов было не мало. Но люди жили в них. Вот и у нас потолок и крыша в комнате оставались разрушенными, а когда вернулись домой  после оккупации, то на полу лежала не разорвавшиеся мина.
   У нас была своя команда из 15-20 пацанов в возрасте 9-13 лет. Девчонок в игру не принимали. Да и были они на нашей  улице? Кроме своих двух сестёр никого не помню. Играли по серьёзному. Выбирали командира, была своя разведка, обязательно дозорные и несли караулы. Никто не хотел быть в  фашистком взводе, поэтому «канались». Брали палку и двое ребят обхватывая палку сжатой в кулак ладонью попеременно перехватывались снизу вверх по палке. Кто оказывался на самом верху тот и набирал взвод немцев. Но обязательно в каждом взводе было равное количество пацанов. Командиры сами выбирали на лугу позиции, рыли окопы, строили блиндажи . Играли чаще всего поздно вечером или даже ночью. Оружием у нас были палки, которые готовили заранее.
    Однажды кто-то из пацанов предложил  использовать старые полузасыпанные окопы немцев. Когда мы стали их раскапывать,  то стали находить интересные вещи: гильзы от патронов к автоматам, куски немецкой шинели, пробитую кружку и даже смятые  фашисткие фляжки. Мы бросили играть и все занялись раскопками старых окопов и блиндажей. Стали находить патроны с порохом, приклад от автомата и наконец нам повезло.
   Как- то поздним вечером Витька Гунькин закричал: «смотрите что я нашёл!» Мы все подбежали и видим целый ряд брёвен. Это наверное не разбитый блиндаж, сказал кто-то из ребят.
   -Давайте искать вход-
 И действительно мы его нашли. Осторожно пытались забраться внутрь, но было уже темно и ничего не видно. К тому же воздух буквально всосался в блиндаж, когда мы отрыли перву дырку. Решили завтра со свечками внимательно всё осмотреть. Опять всё засыпали и даже уложили сверху травой, чтобы никто не нашёл наш тайник. На другой день прорыли большое отверстие и на четвереньках вошли двое ребят.  Как сапёры не нашли этот блиндаж, не понятно. Но около него были две большие воронки от взрыва снарядов и землёй засыпало блиндаж на полметра, а может и больше.
    Дверь была сорвана взрывом и лежала в блиндаже. На полу в земле везде разбросаны патроны от автомата. На лежанке одеяло всё изгрызенное мышами. Никаких бумаг не было, везде разбросаны галеты, но все повреждены мышами. Печки не было. В углу лежали 2 ящики с патронами, причём  в одном с трассирующими пулями. На них были красные головки. Под подушкой нашли пистолет в кобуре и с полной обоймой. В ней было 8 патронов. Как сказали старшие ребята - это был «Парабеллум». У нас в середине обрыва была вырыта небольшая пещера куда мы и перенесли всё наше откопанное богатство. Она была вырыта за кустом и найти её было трудно. Самый старший в нашей компании Колька сделал один выстрел из  пистолета. Гром был такой, что мы испугались, его могли услышать на нашей улице.  Ночью разожгли костёр и в него бросали патроны. Особенно красиво смотрелись взрывы от трассирующих пуль. Мы прятались в воронке и нас никого не зацепило.  Дураки были «отпетые».
   На следующее утро на нашу улицу приехали милиция и солдаты. Начались обыски по всем домам. Вытряхивали все вещи, смотрели в сараях, в погребах. Переполох был невероятный. Жители ничего не понимали. Солдаты ничего не говорили и молча что-то искали. Оказывается, этот Колька забрал пистолет домой. Мать случайно его нашла  и сдала в милицию. Колька вынужден был рассказать о наших похоронках. Солдаты с миноискателями обошли весь обрыв, всё перекопали и что они ещё нашли мы, конечно, не знали. Нам больше на лугу не разрешили играть и мы большую часть времени сидели дома.
    Зимой основным увлечением было катание на салазках. У меня были салазки, которые остались после прихода из эвакуации. Но они все протёрлись, планки на них сгнили и почему-то они плохо скользили. Я больше любил кататься на больших салазках, где садились по трое или четверо пацанов. Сзади сидел рулевой с длинным шестом, который управлял экипажем. Улица наша была длинная /примерно 400 м/ и имела приличный уклон с двумя крутыми поворотами. Снег по улице никто не чистил, его просто жители утаптывали ногами, т. к. тротуаров не было.  Нам всем хотелось как можно дальше уехать на салазках по улице. Поэтому мы сами утаптывали снег, особенно на поворотах, где мы часто «улетали» в сугробы. Зимы были снежные и морозные, не в пример как сейчас.
   Однажды кто-то из ребят предложил залить улицу водой, благо колонки стояли вдоль улицы. Мы разделили  по отрезкам и поздним вечером, тайком от родителей, носили вёдрами воду и всю улицу залили. Вода замерзала у нас на глазах и уже через 3 часа улица превратилась в каток. Мы все устали и решили завтра опробовать наше «изобретение». Была рабочая неделя и все утром в полной темноте по гудку завода пошли быстро на работу. Опаздывать было нельзя даже на одну минуту. Как мы узнали вечером - это было кошмарное утро. Все люди падали, у некоторых были переломы и сотрясение головы, а сколько было синяков и ушибов, лучше не вспоминать. Вечером всем ребятам, в том числе и мне, была хорошая «взбучка». Нас заставили засыпать улицу шлаком и пеплом. Мы лазили по всем помойкам, искали выброшенный шлак, долбили и посыпали всю улицу.  Теперь целых две недели мы не могли кататься. И только, когда прошла хорошая метель у нас возобновились соревнования, кто дальше проедет по улице.
    Ещё у меня были лыжи, не помню кто мне их подарил. Но они были разные по длине и ширине  и не было никаких креплений. И ещё у них носы были почти прямые, а не согнутые, как у всех лыж. Видимо, они где-то долго валялись в сырости и со временем выпрямились. Я делал крепления из верёвки, которую стащил у матери /она вешала на неё бельё после стирки/, но верёвка вытягивалась, нога болталась и кататься было нельзя. Ремешка я нигде не нашёл. Решил сделать крепления из своего ремешка от штанов, в которых ходил в школу. Разрезал, прожёг дырки гвоздём и связал суровыми нитками. Получились прочные крепления. Ну а штаны я подвязывал верёвкой. Ребята в школе потешались надо мной и однажды разрезали верёвку на маленькие кусочки. Домой я пришёл держа в одной руке сумку с тетрадями и учебниками, а другой рукой я держал штаны. Мать была уже дома /я учился во вторую смену/, увидела меня в таком виде, «поддала» мне хорошенько, но ремень купила.  Но главное на лыжах теперь  можно было кататься.   
  А теперь хочу рассказать о забавных случаях моих внуков и правнуков. Мы всё лето жили на даче. У нас была большая семья, дочь с тремя детьми, её муж и нас двое с женой. Наёмные рабочие  строили гараж, поэтому везде были разбросаны пустые бочки, строительные материалы, в общем, был «рабочий порядок».
   Дети особый народ. Чтобы понять их поведение, поступки и их различные «фокусы», надо вспомнить своё детство, свои « выкрутасы», которые вы проделывали в своё время. До школьного возраста у каждого ребёнка формируется характер, поэтому они часто всё делают наоборот, стараясь утвердить свою личность, показать  себя, что они все могут, всё умеют.
   Как- то я что-то делал во дворе и слышу грохот пустой бочки по асфальту  и громкий коллективный смех. Подхожу и вижу, бабушка, дочка и старшая внучка катают бочку из которой торчит голова младшего внука. Ему было всего три с половиной годика. При этом смеются, буквально надрываются от смеха.
  Я поставил бочку вниз ногами. У внука от страха глаза стали невероятно большие и голубого цвета /обычно они у него серые/. Он почти плачет. А они ему приговаривают:  «ты не волнуйся сынок, ты будешь у нас вторым Диогеном, который всю жизнь прожил в бочке. Мы тебе будем приносить еду, а чтобы ты писал , мы пробьём дырку в бочке».
     - Вы что не видите, что он сильно боится? А вы ему про какого-то философа      рассказываете. Надо выручать парня, а не катать его и смеяться над ним! -
  Оказывается он хотел спрятаться, залез в бочку и застрял. Они не смогли его вытащить, сколько его не тянули вверх, чуть ему голову не оторвали. Потом стали катать внука в бочке, думали это поможет вытащить его.
    Я просунул руку до плеча и чувствую, что его коленки попали в углубления бочки и он не можем их не выпрямить, не согнуть, чтобы вылезти. Я с трудом сумел ему чуть-чуть согнуть одну ногу. Он кричал, ему было больно, но зато он с улыбкой вылез из бочки.
    И ещё один случай с ним.  Мы строили беседку под летнюю кухню. Обожгли концы опорных столбов и решили их обмазать ещё смолой. Отец пошёл растапливать смолу. Внук с ним. Вдруг бабушка слышит сильный крик внука. Прибежала. Оказывается отец растапливал смолу в ведре на костре и всё время палкой мешал смесь. Потом пошёл за дровами, а внук окунул палец в расплавленную смолу. Отец прибежал и стал его ругать и больше ничего не делает, чтобы помочь сыну. Бабушка, как увидела всё это, чуть в обморок не упала. Схватила внука подмышку и к крану с холодной водой. Я их быстро в машину и  в скорую помощь. Кожа  вся слезла и палец долго болел. Почему отец его не предупредил, что расплавленная смола хуже кипящей воды? Если бы внук об этом знал, его не привлекла блестящая жидкость. Ведь первый раз в жизни он всё это видел.
    Смешная история была ещё с одним внуком. Ему уже шёл седьмой год и он должен был осенью идти в школу. Но он не знал азбуку и не умел читать. Мать всё лето с ним»билась» стараясь «вбить» ему в голову буквы. Но он знал только одну из всего алфавита и называл её колесо. Вы, конечно, догадались, что это была буква О. Он очень любил машинки и поэтому узнавал эту букву. Он не сумел выучить ни одного стихотворения. Внук не хотел учить азбуку и стишки, а заставить  заинтересовать мать не смогла.
   Всё время он проводил со строителями гаража. Наблюдал за ними, как они клали стенки из кирпича, ставили стропила, окна, двери и крыли крышу. Вставал сам очень рано, завтракал с нами вместе и шёл на стройку. Ребята шутили: «пришёл прораб, пора начинать работу».
   Однажды мы всей семьёй собрались ехать на электричке в лес. Ещё с вечера  всё собрали и уложили. Но у меня утром расстроился кишечник и я без конца бегал в туалет. Дочь не выдержала и говорит: «Пап, ну ты когда перестанешь бегать туда -сюда? Мы уже опаздываем». Я ей отвечаю
- Дочка! Ну что я могу сделать. Я сейчас вспомнил один стишок, который мне только один раз рассказала моя мама. Я его запомнил  моментально-
      Иван в поход собрался,
      Наелся кислых щей.   
      В походе он уср..ся
      И умер в тот же день.
      Его похоронили
      Где раньше был сортир,
      А в памятник воздвигнули
      Обо….ный мундир.
   И только я закончил читать этот неприличный стишок, как внук его сразу нам рассказал. Оказывается он стоял недалеко от нас и всё слышал, а я его не видел. Вот старый дурак, подумал я, чему я его научил. Пока я продолжал бегать в сортир, внук сходил к рабочим и рассказал этот стишок. Ребята хохотали и спросили у него: «А откуда ты знаешь его, ты что сам причитал». Нет - отвечает внук: «меня дедушка научил». Они «взорвались» смехом. Потом он рассказывал всем ребятам, с которыми играл в нашем селе, вообще, всем подряд.
   Через неделю бабушка поехала с ним к логопеду в город, чтобы взять справку к школе. Пока они сидели в коридоре и ждали очереди, внук успел рассказать ещё многим ребятам, которые тоже ждали приёма в врачу. Врач его осмотрела и говорит: «расскажи какой-нибудь стишок». Бабушка замерла. Она прекрасно знала, что внук кроме этого неприличного стишка ни одного не знает. И вдруг слышит
     - Дали Мурочке тетрадь,
       Стала дура рисовать…- 
  Это были две строчки из стихотворения Корнея  Чуковского «Закаляка». Но там вторая строка в другом варианте: «стала Мурочка» рисовать». Внук специально её перефразировал. Где и когда он слышал это стихотворение - он не знал.
- А ты ещё знаешь какое-нибудь стихотворение? -
   Внук посмотрел на бабушку и сказал: «больше не знаю».  У бабушки на душе стало легче. Врач знала нас и было бы очень стыдно слышать чему мы научили два солидных, уважаемых доцента своего внука.
    Впоследствии, в школе внук хорошо учился, но с ленью. Ему было не интересно. Университет закончил с красным дипломом. Сейчас он успешный предприниматель, обеспечивает всю семью.
    Самые младшие дети, и особенно, внуки и правнуки чаще бывают самыми любимыми,
 сладенькими. Ведь они последние, больше таких не будет. Вот и у нас самый младший правнук выделялся озорством, шаловливостью и такими умненькими глазками. Как только он стал ходить, но говорил ещё на своём языке, который порой был непонятен даже его маме, его шалостям не было конца. То вдруг помогая матери при стирке белья рассыплет всю пачку стирального порошка по двору, то смешает соль и сахар в солонке на столе. Конечно его наказывали. Ставили в угол и он без перерыва своего рёва глазками следил за матерью. Если она была сильно занята домашними делами и не смотрела в его сторону, то он убегал и где-нибудь прятался. Если он был под зорким наблюдением, то он ревел ещё сильнее, чтобы матери стало его жалко. Мать, конечно, прощала, брала его на руки и он её целовал и обнимал. Так внук просил прощенья. Иногда его наказывали нашлёпав ему по заднице ладонью. Тогда рёв был как у электровоза, но бесконечный по продолжительности. Особенно внук побаивался отца. У него рука была тяжёлая и он долго чувствовал боль и обиду. Про бабушка Зина его очень сильно любила. Когда в сентябре ему исполнилось один годик она посвятила ему стихотворение. Это было её последние стишки. Через 2 месяца моя жена ушла в иной мир. Вот это стихотворение

Мне сегодня годик,
Я давно хожу   
Но есть еще проблемы:
Двух слов я не скажу...

И еще проблема-
С горшком я не дружу...
Но этому я скоро,
Конечно, научусь,

А вот братика догнать-
За это не берусь...

Я знаю маму, папу,
Могу их называть,
Но всем другим пока что,
Мне легче покричать.

Кричу всегда по-разному:
Когда сержусь-ворчу,
А если рассмешите,
До слез я хохочу...

Братика прошу я
Меня не обижать,
Игрушку или яблоко
Из рук не вырывать.

Давай дружить друг с другом,
Весело играть...
И наших маму с папой
Любить и целовать.
    Через 2 года в год своего 80-летия  я решил навести порядок около нашего старенького домика. Он был всего на 11 лет моложе меня. Молодые жили в мансарде над гаражом на втором этаже. Там были две большие светлые комнаты. Я под штукатурил фундамент и начал белить акриловой быстро сохнувшей белой краской. Правнук внимательно за мной следил. Чувствовалось, что ему самому хочется «мулевать» кистью. Вспомнил, что у меня на плите кипятится молоко. Я отлучился буквально на 2-3 минуты. Прихожу и вижу: кисть брошена на землю, а правнук убегает. Посмотрел на дом, а угол на его рост весь изрисован белой краской, как пряничный домик. Дом был покрашен зелёной краской, поэтому ему было приятно на нём рисовать. Смыть краску не удалось,  подкрасил зелёной краской, но уже другой тональности.
   В тот же день я покрасил входную дверь в баню масляной краской. Подгадал как раз их обеду. Обычно сразу после обеда мать укладывала правнука спать и я думал, что он не увидит покрашенную дверь. Но я  ошибся. Никто не заметил, как он выскочил из-за стола и вдруг заходит на летнюю кухню к нам и показывает нам свои ладошки. Они все в жёлто-оранжевой краске . «Ну и чем я тебе их буду отмывать? - спрашивает мать. Хорошо что у меня было немного растворителя. Не  мазать же его пухлые ручонки и пальчики бензином. Подошёл к покрашенной  двери, а она вся в отпечатанных ладошках с маленькими пальчиками. Он даже подставил  скамейку и почти всю дверь изрисовал своими ладошками. Пришлось всё заново перекрашивать.
   Детским шалостям и забавам нет предела. Они обычно не предсказуемые и почти никогда не повторяются. А у Вас, видимо,  тоже было не мало таких детских приколов. Вы вспомните их и Вам станет веселее и радостней жить.


Рецензии