Игра Тема. Этика и эстетика. Размышлизмы

"Игра Тема. Этика и эстетика в человеке"

Условия здесь: http://www.proza.ru/2017/10/13/1563

***

Тема, предложенная Кандидычем, обернулась, почти что, семейным скандалом. Представляете? Спорили о том, что считать этичным и эстетичным, а в итоге пришли к тому, что является полным антагонистом – скандалу! Хотя, возможно, кто-то умеет скандалить очень даже этично, и, ужаснусь от предположения, эстетично!

Во всяком случае, мы с мужем этого не умеем. Скандалить так от души! Забыв про этику и эстетику!
Неэстетично бросались друг в друга спитыми чайными пакетиками, игнорировали этику, не пытаясь выражаться культурно: «рыбка» была заменена на «барракуду», а привычное «солнце» на «с тобой невозможно разговаривать!» Более сложные формы обращения читались в выражении лиц.

«Этично и эстетично». Муж всё это отнес к словоблудию. Пусть с ним остаётся. На время, само собой.
А я, с вашего молчаливого согласия, начну выражаться. Надеюсь, в тему.
---
Вспомним об эффекте Стендаля, неприлично часто используемый в качестве примера. Это о том, как великий писатель чуть не упал в обморок от восхищения, любуясь картинами флорентийских художников. Вот что по этому поводу он писал: «…Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей…»

Что-то вроде «запредельного торможения», не находите? Правда, «эффект» переименовали в «синдром» и уже относят к психосоматическим проявлениям. Вот тебе и восхищение!
Чего здесь живёт больше? Наверное, эстетики, пусть Стендаль и описывает происшедшее с ним языком этики того времени.

Позвольте небольшую аналогию.
Мораль и нравственность. Чем они разнятся? Для меня – это просто, ибо давным-давно приняла следующие критерии: мораль от общества, нравственность – от человека. Это, как правила, навязанные власть предержащими и совесть, что стучит в сердце словно пепел Клааса. Сколько этого пепла у человека, есть ли он там, был ли этот самый Клаас…? На эти вопросы ответ у каждого свой.

Так и с этикой-эстетикой. На что отзовётся мое сердце этаким трепетом? На что оно дрогнет и забьётся чаще? Что даст мне ощущение причастности к чему-то особенному, до селе неведомому даже себе, что вскроет родники прекрасного и волнующего? Что заставит по-другому взглянуть на суету своей жизни? Что обогатит меня озарением, вспышкой некой Истины? И что, пусть на время, примирит с «простой и грубой прелестью» реальности?

Я уверена в том, что именно искусство, в том числе и литература, должно (не люблю этого слова, но здесь другого не подобрать) быть апологетом эстетики. Тем, что вызывает восхищение (не путать с восторгом!)

Приведу пример из собственного опыта.
Есть авторы (не беру авторов Прозы.ру, дабы считаю это не совсем этичным: а вдруг, кого и забуду), тексты которых во время прочтения вызывают у меня эстетическое удовольствие. Я купаюсь в плавности и гладкости языка, в выверенности фраз и предложений, катаю на языке особенно понравившиеся обороты, могу читать вслух. До сих пор помню поразившие «…роскошь крошеной ромашки в росе…», «…колесом за сини горы солнце тихое скатилось…», и, как пример современной прозы, время от времени прихожу к Г.Л. Олди – именно за эстетическим и интеллектуальным удовольствием…

Мне кажется, человек чувствующий, даже если он является самым-самым эстетичным автором и прозван обществом Королем Эстетики, будет находить нечто, что заставит его восхититься и признать, что «он так не сможет, при всём его опыте и таланте».

Надеюсь, вы понимаете, что ни восторг, ни сентиментальность, ни слезы умиления и иже с ними, не являются предметом моей «реплики» в сторону темы, предложенной многажды уважаемым Кандидычем.

А скандал? А это был и не скандал вовсе. Полемика. Звучит вполне…этично. Или эстетично? Да уж, а может не стоит пренебрегать мнением мужа?
:)

------
18.10.2017


Рецензии
Здравствуйте! Мне очень понравились Ваши размышлизмы. Скандал в самом начале, слава богу, оказался всего лишь полемикой, но между ними столько всего интересного. Когда находишь в миниатюре для себя новое, интересное-так здорово! Грешным делом подумала: "Зачем Вы остановили монолог" Хотелось продолжения. Спасибо автору! С уважением А.К.

Алина Кострова   25.10.2017 21:34     Заявить о нарушении
Алина, здравствуйте!
Спасибо Вам за внимание. Похоже, Вы тоже любительница разговоров на бесконечные, и потому такие интересные, темы. Особенно длинными зимними вечерами :))
Радости Вам, Алина.

Аполлинария Овчинникова   26.10.2017 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.