Рецензия на фильм Время первых Россия, 2017

Современное циничное общество, испорченное благами цивилизации – как печально осознавать, что с таким героическим прошлым с годами нам всё сложнее и сложнее сохранить память о выдающихся достижениях советской России, достижениях не благодаря, а вопреки. Избалованные изобилием и почти тепличными условиями, не знающими воин, голода и цензуры – как нам, современным людям, понять и оценить по достоинству тот вклад, который сделали люди, чей быт был скуден, чьи права были ограничены? Стоит признать, что в отсутствии роскоши, всяческих материальных излишеств люди были гораздо богаче духовно, чем мы – их потомки. Как нам сегодняшним перенять эту эстафету мужества, самоотверженности, не пасть духом от дуновения ветерка?
Этими и другими подобными вопросами задаёшься, находясь под впечатлением от фильма Тимура Бекмамбетова «Время первых». Отчего мы перестали быть патриотами, отчего утратили способность верить в родину, почему перестали чувствовать корни?.. Пожалуй, эти вопросы так и останутся без ответа. А фильм «Время первых», хочется верить, станет одним из тех немногих фильмов, которые заставляют «шевелиться корни», взывая к бессознательной национальной памяти. Из последних российских фильмов к фильмам такой направленности, если можно так сказать, хочу отнести «Территорию» (2015) и «28 панфиловцев» (2016). Нужны такие фильмы, безусловно, нужны. Как внутренняя политика, как способ сохранить собственную духовную идентичность, историческое наследие и память, без которой невозможно будущего.
60-е годы – космическая эпоха СССР. Первый полёт человека в космос. Имя Юрия Алексеевича Гагарина и дата 12 апреля 1961 года известна каждому чуть ли не с молодых ногтей. А тогда партия ставит задачи – не уступать США пальму первенства в современной истории освоения космического пространства, её нужно выполнять любыми возможными и невозможными способами.
На 1967 г. планируется выход человека в открытый космос. Но планы приходится изменить, тем самым сократив подготовку к данному мероприятию. Чтобы опередить США, дата переносится на 1965 г, а это, значит, интенсификация всех подготовительных процессов. Конструкторское бюро работает на износ. Высокая ответственность ложится на плечи инженера-конструктора Сергея Королёва, пожалуй, одного из немногих действительно осознающего высокие риски. Роль выдающегося советского конструктора сыграл Владимир Ильин. Королёв показан не только высококлассным профессионалом, болеющем за дело всей душою и не щадя себя, но и человеком чутким, сердечным, по-отечески относящемуся к каждому специалисту своей команды.
При разработке сценария фильма и в процессе съёмок были консультации с участниками событий 1965 г., в первую очередь, с космонавтом Алексеем Леоновым, а также с инженерами-конструкторами космической техники. Специально для фильма был создан макет космического корабля. Актёры Евгений Миронов и Константин Хабенский перед съёмками прошли подготовку подобно той, которую перед полётами проходят космонавты. Отработаны эпизоды имитации невесомости.
Евгений Миронов, сыгравший Алексея Леонова, удивительно точно, с любовью и огромным уважением передаёт натуру космонавта, его открытость и доброту, упорство и бесстрашие. Ни капли фальши, ни на минуту, ни на мгновение не закрадывается сомнение в том, что этот человек ребёнком пережил тяжёлую войну, сохранил детскую непосредственность и веру в людей и искренне готов выполнять все задачи, что поставит перед ним родина и партия. Для нас сегодняшних это кажется чем-то безумным и совершенно невероятным. Даже герою Константина Хабенского – Павлу Беляеву его будущий напарник по полёту показался чудоковатым. Но это лишь поначалу. Какими-то простыми жестами, поступками, словами он убедил Павла бороться за своё право на будущий легендарный полёт.
Огромное количество внештатных ситуаций, совершенно немыслимых, опасных, каждая из которых могла закончиться гибелью обоих космонавтов. Надо ли говорить, что это было более полувека назад, и технологии на тот момент заметно отличались от тех, которые мы имеем сегодня? Много неизученного, неотработанного, недопроверенного. Это проверка на прочность как с точки зрения профессионализма, так и чисто человеческих качеств.
В канву фильма удивительно тонко вплетена история из детства Алексея Леонова, ещё до войны. Найдя сына в траве глубокой ночью, испуганный отец спрашивает у Алёши: «Устал, наверное, ходить?», на что мальчик отвечает: «А я не ходил, я летал». Это придаёт фильму какую-то особую теплоту, трогательность, ещё более тесно связывая нас с той эпохой, когда личные отношения были гораздо сильнее зависимости от благ цивилизации. Невольно вспоминаешь своё детство, и напрашивается вывод о том, что в том числе благодаря этому сюжетному ходу герои становятся ближе и понятнее. Вообще в фильме героизация Леонова и Беляева весьма опосредована.
Фильм «Время первых» всё чаще сравнивают с западными фильмами о покорении космоса «Гравитация» и «Апполон-13». Разумеется, сравнение не в пользу первого. Ругают музыкальное оформление, слабую компьютерную графику, недостоверность картинки эпизодов в космосе. Возможно, некоторые из замечаний справедливы, но, на мой взгляд, не представляется возможным проводить какие-то критические параллели. Настолько различны подходы к передаче космической темы первой и второй космических держав. Разные достижения, разные ментальности, разные технологии, разная история – уже довольно внушительный набор предлагаемых обстоятельств, влияющих на подход к раскрытию темы.
Что мы сегодня знаем о силе духа, о преодолении не только обстоятельств внешних, но и самого себя? Мы не в состоянии даже помыслить, через что прошли Леонов и Беляев, чтобы их полёт вошёл в историю. Сложно сказать, сложно судить простому зрителю, не знающему специфики работы в космосе, о том, насколько справились со своими образами актёры Евгений Миронов и Константин Хабенский, но человечески это было очень искренне, с душой, с уважением, достойно.
Важно понимать, что этот фильм – не пособие по освоению космоса, чтобы быть сильно критичным к деталям. Этот фильм – человеческая история, история народа, который богат духовно, силён духом и готов преодолевать все трудности и препятствия, бороться и побеждать себя и обстоятельства. А мы – их потомки – мы можем гораздо больше, чем нам кажется.


Рецензии