Рецензия на фильм Территория Россия, 2014

Иллюстрация из истории советской геологии, такой далёкой от нас, современников, такой мало понятной нам, прагматикам, с точки зрения соотношения затрат и результатов в сухом остатке. Сложно себе было представить, что в кино эта тема может быть раскрыта так красиво, возвышенно и вместе с тем довольно просто, незамысловато, душевно.
Фильм «Территория» был снят при поддержке Фонда кино как проект социально значимой тематики. Но это вовсе не означает «на заказ», где частенько встречаются искажённые, «умасленные», «причёсанные» факты, призванные взрастить в современной молодёжи партиотизм, но вызывающие, как правило, отторжение, обратный эффект. В данном случае социальная значимость обусловлена задачей просветительства. Как много в эпоху информационных технологий и благ цивилизации мы знаем о тяжёлом изнурительном труде в нечеловеских суровых условиях Севера? Пожалуй, одна из профессий, требующих особого мужества.
Место действия – Крайний Север, где гористая местность, где бурные горные реки с ледяной водой круглый год, где на многие и многие километры ни одной живой души, и куда, порой, добраться можно только на вертолёте. Время действия – начало 60-х, годы, когда профессия геолога считалась очень романтичной, когда молодёжь бросалась на освоение диких земель по зову души.
В основе сюжета непростая история о поисках золота в суровом северном регионе. Регион богат оловом, но партия ставит задачу искать золото. Геолог Чинков, убеждён, что на Территории золото есть, и он всеми правдами и неправдами старается доказать это другим. С ним верные своей профессии люди, влюблённые в свою работу, готовые на простые трудовые подвиги. Мы ждём американизированную романтику, но её здесь нет. Есть обычные люди. Они не герои, у каждого свои слабости. Тут нам и юный вымывальщик, решивший присвоить себе немного намытого золота, и геолог Гурин, соблазняющий возвышенно настроенную журналистку, и Жора Апряткин, пытающийся всячески воспрепятствовать затеям Чинкова.
Внутри сюжета наряду с поисками золота завязано множество сюжетных линий, личных человеческих историй. Фильм снят по роману Олега Куваева, геолога и писателя. Порой, запутываешься в обилии сюжетных линий, но с другой стороны множество героев не только максимально сближает сценарий фильма с оригиналом, но и создаёт эффект «самой жизни». Ведь в реальной жизни нет главных героев: главными и второстепенными героями для каждого из нас делает наше к ним личное отношение.
И всё-таки сюжетно главным героем является геолог Илья Николаевич Чинков, которого сыграл Константин Лавроненко. Немногословный, довольно сдержанный, человек-скала, болеющий профессией, его называют Буддой. Духовно Чинков полностью соответствует своему второму имени, разумеется, с поправкой на менталитет. В условиях Севера, где человек вступает в диалог с самой природой, требуется выдержка, мужество и гармония с самим собой.
Чинков направляет молодого геолога Сергея Баклакова на трудный одиночный маршрут. Григорий Добрыгин сыграл Баклакова сильным духом человеком. Он вдохновенно проходит маршрут, преодолевая трудности, остаётся верным себе и профессии. Кажется, что через годы он станет таким же человеком-скалой, как его наставник Чинков.
По-своему интересны геолог Владимир Монголов (Егор Бероев), рассудительный и справедливый, мудрый как сама природа старик Кьяе (Герасим Васильев), геолог-философ с завышенной самооценкой Андрей Гурин (Евгений Цыганов).
Режиссёр фильма Александр Мельник «заболел» «Территорией» О. Куваева ещё в далёком 1978-м. Снятый с особой любовью, фильм имеет хронометраж более 2 часов. Мельник использует как типичные, как и совсем нетипичные приёмы. В обоих случаях они оправданы поставленной собственной сверхзадачей Мельника как режиссёра, по его собственному признанию. И зрители это, кстати, неоднократно оценили это рублём.
Теперь чуть подробнее о приёмах. Среди типичных, но от этого не менее эффективных, работают закадровый текст – цитаты из романа, довольно крупные – и подбор музыкального оформления, порой поразительно точного, порой катастрофически парадоксального. Оба приёма работают на глубину восприятия, играют на самых тонких струнах души зрителя, не оставляя равнодушным ни на мгновение. Послевкусия хватает ровно до следующего эпизода с цитатой или музыкальным оформлением. И всё это происходит на бессознательном уровне.
Поклонники панорамных видов оценят величавую и суровую природу Севера, показанную с высоты птичьего полёта. Это тот фильм, который лучше смотреть на большом экране, чтобы в полной мере оценить невероятную красоту и масштаб! Одним словом, потрясающая операторская работа, что является одной из важных составляющих успеха фильма в целом.
На мой взгляд, в этом фильме сложно выделить что-то и поставить во главу угла. Этот фильм не для поучения, а более рассчитанный на бессознательное восприятие – настолько всё незамысловато, просто, душевно, но с каким достоинством и любовью к миру! Не пытайтесь вникнуть в тонкости ремесла геологов, следите за эмоциями, за чувствами, за переживаниями, наблюдайте за природой – за живым и настоящем. Эта другая жизнь, какая-то непонятная нам, была … и есть: мир не ограничивается четырьмя стенами и Интернетом.
Фильм расширяет горизонты, напоминает о ментальной, исторической связи с природой нас, таких социализованных.


Рецензии