Рецензия на фильм Высоцкий. Спасибо, что живой Рос

Особое место в российском кинематографе занимают фильмы, снятые о выдающихся исторических личностях. Какие-то из этих фильмов стараются снимать как документальные, максимально выверяя факты, в других – показать эпоху, нравы, характеры и, разумеется, центральный образ или конфликт. К какому бы из этих типов не относился фильм, критика, как правило, предъявляет претензии к качеству проработки фактов, а именно исторической достоверности, деталям антуража и внешнему портретному сходств актёров с легендарными личностями. В том числе в связи с этим возникла непростая дилемма, когда встал вопрос о том, кто же сыграет Высоцкого в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Пожалуй, этот фильм стал одной из самых ожидаемых российских кинопремьер за последние 10 лет. Ведь тут не просто историческая личность, а артист, недавний современник многих жителей России и бывших союзных республик, ставший легендой при жизни, тонко чувствующий и глубоко переживающий, сумевший отразить в своём творчестве всё то, чем жил тогда Советский Союз: где с горечью, где с доброй иронией, с любовью и всегда искренне, честно, как мог только он. Высоцкий для российского зрителя образ почти священный, образ, к которому даже юное поколение относится с трепетом. Авторам фильма ставилась сложнейшая задача – не оскорбить чувства миллионов зрителей, для кого Высоцкий больше, чем просто артист.
Критика была неизбежна. И, в первую очередь, она обрушилась на сына Владимира Семёновича – Никиту Высоцкого, выступившего в фильме в качестве сценариста, продюсера и озвучившего главного героя, за то, что в этом фильме он представил отца не в лучшем свете. Этот фильм – его дань памяти, способ показать выдающегося артиста живым человеком, воссоздать его характер, поведение в тех или иных ситуациях, о которых простым зрителям не может быть известно. Возможно, ставились и более личные задачи, о которых можно только догадываться.
1979 год. Гастроли в Узбекистане, в Бухаре. Высоцкого преследует КГБ: слежка, прослушка с целью пресечь незаконную концертную деятельность всенародного любимца. Высоцкий болен, но вопреки всем запретам медиков летит в Бухару. С ним его друг и импресарио Павел Леонидов, друг Сева Кулагин и личный врач Анатолий Нефёдов. Потом по звонку срывается и приезжает подруга артиста Татьяна Ивлева. Ей удаётся уйти от слежки КГБ и привезти наркотические препараты.
В центре сюжета эпизод с клинической смертью Высоцкого. В номере гостиницы у артиста случается сердечный приступ, и на некоторое время его сердце останавливается. Когда смотришь фильм в кинотеатре на широком экране, это производит очень сильное впечатление – полное погружение в ситуацию: шок, паника, истерика. Не менее сильной является эпизод, где личный врач Высоцкого признаётся Кулагину, что в его практике впервые подобное – у него что-то вроде истерии, какая бывает у людей, осознавших, что они стали свидетелями невероятного и имеют к этому отношение. Врач спас жизнь артисту, блистательно профессионально сработав в критической ситуации, когда все остальные не могли совладать с эмоциями.
Сильное впечатление производит молитва Высоцкого за всех и финальный разговор с офицером из КГБ. После сидя в самолёте, Высоцкий на салфетке набрасывает стихотворение, завершающееся фразой «Спасибо, что живой».
Говоря о сценарии и сюжете, нельзя не сказать о том, что описываемые события имели место быть, но несколько разведены во времени и пространстве.
Фильма бы не было без замечательного актёрского состава, благодаря которому ощущаешь дух эпохи, различаешь характеры и осознаёшь, как по-разному воспринимали Владимира Высоцкого его близкие, друзья, зрители и блюстители закона.
Отдельного разговора заслуживает главный герой, поскольку в подобного рода фильмах впервые практика работы актёра в пластическом гриме. Грим был создан на основе посмертной маски артиста. Авторы фильма долго держали интригу, а критики разнесли в пух и прах эту реализованную безумную идею. Сложно объективно оценивать актёрскую работу Сергея Безрукова, когда в кадре на его лице пластический грим, которым не так просто управлять, и голос Никиты Высоцкого, и сорокоградусная жара. Кажется, это его очередная работа на преодоление (до этого был Иешуа в телесериале «Мастер и Маргарита» режиссёра В. Бортко: дикий ливень, поза распятого на кресте Христа), работа, где нужна максимально раствориться в образе, отказаться от себя, сделать всё возможное, чтобы образ великого артиста был в фильме максимально реалистичным. Удалось? Лучше об этом могут сказать те, кто знал Высоцкого близко. Для меня как для зрителя удалось. Странные ощущения, что-то сродни мистике, когда вроде бы умом понимаешь, что артиста давно нет с нами, а сердцем веришь, что это действительно он.
Для меня не менее ярким и интересным героем является личный врач Высоцкого – Анатолий Нефёдов в исполнении Андрея Панина. На мой взгляд, мощная актёрская работа, достойная самых высоких оценок. Герой крайне интересен и многогранен. В самом начале он кажется довольно циничным в силу своей профессии, грубоватым, нечутким. К нему относишься где-то с иронией, а где-то и с брезгливостью. Он порой раздражает, порой вызывает добрую улыбку. Где-то кажется шутом, но в критической ситуации проявляет себя высоким профессионалом и человеком. Эпизод у бассейна, описанный выше, доводит до слёз.
Ещё одним интересным образом является Татьяна Ивлева, которую сыграла Оксана Акиньшина. Пожалуй, одна из лучших её работ в кино после «Сестёр» С. Бодрова. Образ боевой подруги артиста, умеющей быть поддержкой и опорой, надёжным союзником и верным другом.
Непривычно было увидеть в этом фильме Ивана Урганта. Его Сева Кулагин, друг Высоцкого, весьма сдержан, человек в себе и, кажется, ближе других по духу главному герою истории. Иного склада другой друг Высоцкого – импресарио Павел Леонидов: в глаза одно, за глаза – другое. Максим Леонидов представляет своего героя скользким и циничным, человеком с холодной головой.
Шикарен Леонид Фридман, горе-организатор гастролей Владимира Высоцкого в Бухаре: бегающие глаза, врождённая предприимчивость и стремление решить любой вопрос с максимальной выгодой для себя и удовлетворением для остальных. Таким создал своего героя Дмитрий Астрахан.
Полковник КГБ Бехтеев, такой сдержанный, жёсткий, человек-сухарь, каким создаёт его Андрей Смоляков. Сложно себе представить, что в финале один лишь разговор с Высоцким преображает этого человека совершенно.
Оценивать сходство образов в фильме с прототипами могут только люди, достаточно хорошо их знающие, но для зрителя более важно, насколько органично существовали образы в заданных предлагаемых обстоятельствах, без претензии на документальность.
В фильме звучат песни Владимира Высоцкого, в фильме чувствуется его дух, и это очень важно.
Со стороны критики не мало нареканий о том, что фильм не даёт зрителю представлений о Высоцком как об артисте, что фильм искажает реальные факты, демонстрирует пристрастие к наркотикам и т.п. Но почему-то мало кто говорит о том, что в фильме показана борьба артиста с самим собой. Он был болен, и каждый вот такой концерт, как показано в фильме, давался ему непросто. Он преодолевал боли, потому что презирал смерть. Возможно, прозвучит пафосно, но каждый из нас, кто достаточно хорошо знаком с творчеством Высоцкого, понимает, что для него концерты и выступления – не способ заработка, а символ служения зрителю. Можно видеть в фильме наркотики, американизированный экшн с игрой на чувствах, эксплуатацию легендарного образа – каждый видит то, что хочет видеть. В завершении о фильме: «Если не поймут, значит, не любили».


Рецензии