Рецензия на фильм Побег из Шоушенка США, 1994

В мировом кинематографе есть ряд фильмов, признанных как критиками, так и зрителями. Среди них «Побег из Шоушенка». С августа 2008 г. он неизменно занимает 1-е место в рейтинге «250 лучших фильмов по версии IMDb». В чём же секрет его успеха?
«Побег из Шоушенка» был снят в 1994 году по рассказу Стивена Кинга «Рита Хэйворт и искупление в тюрьме Шоушенк». История, на первый взгляд, начинается довольно банально: вице-президента солидного банка обвиняют в двойном убийстве, которого он не совершал, и сажают в тюрьму. Это был бы самый обычный фильм о тюремной жизни, если бы не отношение к жизни главного героя Энди Дюфрейна – даже находясь в заключении, он продолжал ощущать себя свободным человеком.
Каково представление об американской тюрьме, об отбывании наказания на условиях пожизненных сроков? Что мы знаем о чувствах людей, виновных и невиновных, которые осознают, что здесь и умрут? Ничего. А они живут и умирают за решёткой. Многие находятся там настолько давно, что уже не помнят, какая она, жизнь на свободе. Здесь, в Шоушенке, свои законы, а начальник тюрьмы в каком-то смысле законодатель. Но есть и законы неписанные, человеческие.
Повествование ведётся от лица чернокожего заключённого, назвавшего себя при знакомстве с Энди Дюфрейном Рэдом. Он рассказывает о том, какой путь пришлось пройти главному герою, прежде чем он стал рабочим тюремной библиотеки, а впоследствии доверенным лицом начальника тюрьмы по экономическим и юридическим вопросам.
20 лет. Энди Дюфрейн провёл в тюрьме Шоушенк 20 лет за преступление, которого он не совершал, и только жажда жизни помогла ему не сломаться, не пасть духом и однажды снова стать свободным.
Не будет преувеличением тот факт, что своим примером Энди Дюфрейн преобразил жизнь других заключённых: своим умением держаться, просветительством (он добился расширения библиотечного фонда, давал уроки). Мы видим, как изменилось отношение к жизни Рэда. Вероятно, не только его одного. Вспомним хотя бы эпизод, где Энди Дюфрейн включает на всю колонию аудиотрансляцию дивного оперного пения на итальянском языке. Как при этом изменились лица заключённых – из привычно суровых и отрешённых они стали одухотворёнными: люди услышали голос из мира свободы, в который некоторым не суждено вернуться. В связи с этим хочется вспомнить, как главный герой говорит о том, что отнять у человека можно всё, что угодно, кроме того, что находится в душе, в сердце, в памяти. Никто не может лишить человека его жизненного опыта и воспоминаний, его убеждений и мировоззрения. Это очень важный смысловой эпизод, определяющий философию жизни Энди Дюфрейна.
На мой взгляд, фильм во многом сделали актёрские работы. Энди Дюфрейн в исполнении Тима Роббинса человек с удивительной выдержкой, силой духа. Он спокоен, уверен в себе, он совершает большие дела просто, не ради внимания, не ради уважения или одобрения – всё, что он делает, он делает по зову сердца и, наверное, потому что считает эти шаги единственно верными для себя.
Рэд – он другой. Морган Фриман наделяет своего героя гораздо более понятными обывателю качествами, такими как предприимчивость, чувство юмора, самоирония и чуткость. Он, безусловно, душа компании, но, как и все, смирившийся с тем, что никогда не увидит жизни по ту сторону колючей проволоки. И всё же он не повторяет судьбу Брукса. 20 лет общения с Энди Дюфрейном изменили его отношение к жизни.
Это два центральных героя, в какой-то степени антиподы в самом начале сюжета – по отношению к жизни. И это интересно – наблюдать, как через повествование от лица Рэда меняется его личное отношение к Энди Дюфрейну, как Рэд проникается философией его жизни.
Финал предсказуем, но никак невозможно представить себе, что настолько фантастически возможно сложить события в свою пользу. Очень позитивный жизнеутверждающий финал. Однако не будем забывать, что за свой финал Энди Дюфрейн заплатил 20 годами заключения за преступление, которого не совершал. Важная фраза звучит в фильме: «Занимайтесь жизнью или занимайтесь смертью». Пожалуй, это резюме, основная мысль этой истории. Человек, который не чувствует своего будущего, который существует, лишь реагируя на внешние раздражители, занимается смертью. Для жизни важны цели, максимально чёткие. Для жизни характерно не убивать время, не коротать его в ожидании чего-то: жить нужно здесь и сейчас. И как бы не сложились обстоятельства, важно не опускать руки и заниматься жизнью, а не смертью. Вероятно, это и есть ответ на вопрос об успехе фильма «Побег из Шоушенка». Невероятная история о силе духа, о жажде жизни, о том, как выстоять под грузом обстоятельств и не предать самого себя.


Рецензии