Чувство ответственности

  Это было в конце шестидесятых годов двадцатого столетия.
  В большом заволжском степном селе наступило зимнее утро, но за окном было пасмурно и мела метель. Закутав сестрёнку в байковое одеяло поверх зимнего пальто, мама вручила её отцу, который войдя в избу, запорошенный снегом, доложил о том, что проход до калитки прочистил. Я знала, что родители пойдут на работу, а сестрёнка - в детский сад.
   Уходя, родители предупредили меня, что сегодня в школу ходить не надо, потому что на улице мороз тридцать три градуса, да ещё и метель. По радио объявили, что школьники сегодня не учатся. Полежав ещё немного в кровати, я встала,  позавтракала и стала смотреть в окно. Сквозь морозные узоры  было видно, что на улице становится светлее. Подышав тёплым дыханием на стекло, я оттёрла рукой наледь. В образовавшееся оконце увидела собачью будку во дворе, но Тузика около  неё не было. Он спал, наверное, в будке. Снегу намело очень много. Недалеко от будки образовался большой сугроб."Эх, на санках бы хорошо скатиться!", подумала я. Метель утихает, всё видно. И тут меня взяло сомнение: "А вдруг в нашей школе дети сегодня учатся? Все мои одноклассники пришли, а я, командир звёздочки,дома осталась. Скажут потом, что струсила, метели испугалась. Да и учительница ругать будет за то, что я без уважительной причины в школе не была! Ладно бы заболела, но я ведь не болею." Чувство ответственности не давало мне покоя: "А вдруг кому-нибудь из моей пятёрки нужна помощь? Я на перемене могу подсказать тому, кто не справился с домашним заданием, чтобы в нашей звёздочке не было отстающих". Чувствуя нарастающую внутри себя тревогу, взглянула на часы. Стрелки показывали восемь сорок пять, а урок начинается в девять. "Надо быстрее собираться! Дойду до школы и узнаю - учимся мы сегодня или нет". Стала быстрее одеваться, натянув ещё одни тёплые штаны, вязаные носки,  еле всунув ноги в валенки, а когда завязывала шапку, решила ещё поверх неё повязать большой мамин пуховый платок, завязав концы платка  сзади на шее. Надела варежки, и взяв в руки портфель, вышла из дома. На меня дохнул морозный воздух и колючий снег стал бить в лицо. Повесив на дверь замок, я примкнула его, закрыв без ключа, и отправилась в школу. Школа была недалеко  - метров триста от дома, который стоял крайним на нашей улице ближе к школе. Надо было немного пройти полем и свернуть на другую улицу, чтобы выйти к парадному входу школы. Ветер сбивал с ног. Хорошо, что ноги чуть ли не до колен проваливались в снег. Пуховый платок пришлось натянуть с подбородка на нос, чтобы укрыться от колючего снега. Хорошо зная дорогу в школу, по которой ходила уже второй год, я уверенно шла вперёд. Иногда ветер завывал так, что становилось темно, а кругом была сплошная снежная круговерть. Глаза залеплял снег. Через некоторое время опять светлело, ветер немного утихал. Шла я уже довольно долго, выбиваясь из сил, но школы ещё не было видно. Вдруг прямо передо мной внизу, открылась лента замёрзшей реки с проблесками льда и я поняла, что стою на высоком берегу. "Как же так, река от школы далеко, да и совсем в другой стороне. Куда же я зашла?" Мне стало страшновато. "Всё, я в плену снежного царства!", мелькнула тревожная мысль в голове.  Еле вытащив ноги из снега, повернувшись спиной к реке,  стала осматриваться кругом. "А вон, слева и снежный замок", но приглядевшись, сквозь снежную пелену  увидела трубы и очертания знакомого мне  здания. Выдвинулась в ту сторону, недоумевая, почему вместо школы, я очутилась около молокозавода, который, по словам отца, находился в километре от школы. Еле вытаскивая ноги из снега, дошла до него. В окнах горел свет. Немного успокоившись, что хоть здесь можно обогреться, я постучала в дверь, но дверь не открывали. Постучала несколько раз в окно. Дверь распахнулась и на пороге появился высокий мужчина в тёплом свитере. Я знала, что это директор. Его дети учились у нас в школе. Только не знала, как его зовут.
- Дяденька, пустите, пожалуйста погреться, - жалобно попросила я.
  На его лице было удивление.
- Заходи скорее! Откуда тебя принесло? Как ты сюда пришла? Снежный ком какой-то!
- Я шла в школу, но сбилась с пути и вышла к реке. Увидев это здание, пришла сюда.
- Так школьники сегодня не учатся! - возразил  директор, помогая мне перешагнуть порог помещения, из которого шло тепло и пахло приятным незнакомым запахом.
  К нам уже подходили женщины - работницы. Они охали и ахали, развязывая мой платок, "Как же меня родители одну отпустили в школу"! Я всё объяснила, сказала как меня зовут и кто мои папа с мамой. Родителей моих все присутствующие знали и хорошо о них отзывались. Наставляли меня, что надо маму с папой слушаться. Некоторые женщины удивлялись моей ответственности. Спросили сколько мне лет. Я ответила, что неделю назад уже девять лет исполнилось.
- Ну, ничего,путешественница, раздевайся и садись за стол. Сейчас мы тебе горячего молока дадим, чтоб согрелась. Да и нам уже обедать пора, - сказал директор.
  Женщины засуетились. Одежду повесили сушить, показали, где можно вымыть руки и усадили меня за длинный деревянный стол. На стол поставили творог, сметану, хлеб, масло, сыр и чашку горячего молока для меня.
-Ешь, не стесняйся, - потчевали меня женщины.
  Когда  положила руки на стол, правая моя ладонь  была согнута и не хотела разгибаться. В этой руке, почти всё время своего путешествия, я несла портфель. У женщины, сидевшей за столом напротив меня, на глазах выступили слёзы. Она хотела меня напоить молоком, но я сказала, что буду пить сама, держа чашку левой рукой, поскольку она не настолько согнута, как правая. Поев творога со сметаной, выпив молока, я отогрелась и отдохнула. Ладонь потихоньку стала распрямляться. Чувствуя, что мне хочется спать, встала из-за стола и с интересом осмотрелась вокруг, потому что раньше никогда не была на молокозаводе. Женщины сделали для меня небольшую экскурсию.
  Поблагодарив за гостеприимство добрых и отзывчивых людей, я засобиралась домой. Все убеждали меня, что школа сегодня не работает. Директор, которого я немного испугалась вначале, оказался добрым человеком. Вызвавшись меня проводить, хотя я и отказывалась, он оделся и мы вышли на улицу. С нами вышли, немного проводить меня, ещё две женщины. Метель к этому времени почти утихла, ветер ослаб, мелкие снежинки искрились в воздухе, а снегу намело целые сугробы. От появившегося на небе бледного солнышка снег искрился, отливал голубизной. Было очень красиво! Снег простирался от молокозавода до села красивым белым покрывалом. Одна беда - ноги мои увязали в снегу. Директор хотел взять меня вместе с портфелем на руки, но я наотрез отказалась. Идти же по его следам было неудобно, потому что они были на большом расстоянии и слишком глубокими. Одна из женщин предложила директору взять большие самодельные санки. "На них перевозили бидоны", пояснили мне. Я уселась в санки на постеленный домотканый коврик, взяв портфель в руки, а директор вёз эти санки за широкие  ремни.
 - Держись крепче, да смотри не упади! -крикнул он мне.
  "Еду на санях, как барыня по заснеженному царству", - подумала я про себя.
  Проезжая мимо школы, мы увидели, что она закрыта. Директор довёз меня до маминой работы и передал из рук в руки маме, рассказав о моём путешествии. Мама чуть в обморок не упала! Директор успокаивал её, а меня хвалил за мою ответственность. Сердечно поблагодарив директора, мама меня поругала, но тут же обняла и заплакала.
- Мамочка, не плачь, - успокаивала я её, - в следующий раз буду обязательно слушать радио и тебя.
  Через два дня мороз ослаб, и утром по радио мы с мамой услышали информацию о том, что в школу могут пойти школьники старших классов. А ещё через два дня было разрешено посещать школу и начальным классам, чему я была очень рада, потому что в образовавшиеся небольшие каникулы прочитала книгу сказок, и мне не терпелось пересказать их своим одноклассникам.

                Октябрь 2017 года.
 


Рецензии
Отличный рассказ! Я все в картинках представляла, вместе с вами замерзала в метель)) И мысль у меня промелькнула - все-таки не так плох наш век интернета. Сейчас даже самый ответственный школьник быстро спишется со своими одноклассниками и учителями и точно узнает, надо ли идти в школу. Но с другой стороны, будь у вас в то время интернет, не получилось бы такого интересного рассказа))

Дарья Татарчук   21.09.2018 16:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Даша. Да прогресс шагнул далеко вперёд.

Татьяна Веденеева 2   22.09.2018 20:31   Заявить о нарушении