Рецензия на фильм Список Шиндлера 1993

Событиям Второй мировой войны посвящено немало фильмов, но немногие из них оценены высокими наградами в мире кино. У фильма «Список Шиндлера» (США, 1993) 7 премий «Оскар», 3 премии «Золотой глобус», 7 премий «BAFTA» и премия гильдии сценаристов Америки. Фильм снят по роману Томаса Кенелли «Ковчег Шиндлера», который, в свою очередь, был написан по рассказу одного из спасенных Шиндлером людей.
В центре сюжета история немецкого перекупщика Оскара Шиндлера. В сентябре 1939 г. в Кракове он решает заработать на меняющейся политической обстановке. Евреям запрещалось вести свой бизнес, поэтому они становятся дешёвой рабочей силой. Большинство из них типичная интеллигенция: артисты, музыканты, учителя, чей труд становится не востребован. Благодаря стараниям своего земляка Ицхака Штерна некоторые из них становятся наёмниками на жестяном заводе Шиндлера. Штерн – управляющей на этом заводе, человек, ведущий документацию, все внешние и внутренние дела. И эта история не стала бы особенной, если бы не открытие еврейского гетто в Кракове. Это событие полностью перевернуло жизнь главного героя.
Этот фильм вполне можно считать документальным благодаря высокому качеству съёмки: вниманию к деталям, операторской работе, монтажу и достоверности работ актёров массовых сцен. Временами кажется, что это кинохроника тех далёких и страшных лет: это чёрно-белый фильм. Впрочем, без смыслового наполнения этот приём не сыграл бы. Цвет крови вряд ли бы добавил фильму эффектности. Это не триллер, это драма, драма всех, по чьей судьбе гусеницами танков, снарядами, бомбами и просто человеческой жестокостью прошлая война. Война – это смерть. А разве может она быть представлена во всех красках радуги? Во всех красках радуги представлена жизнь – в финале. Режиссёр Стивен Спилберг предусмотрел всё, чтобы фильм запал в душу не только профессиональной кинокритике, но и простому зрителю.
Интересно наблюдать за метаморфозами героя Лиама Нисона – Оскаром Шиндлером. В начале франт, обаятельный и предприимчивый, умеющий и желающий жить красиво, на широкую ногу. Он убеждён в своей успешности, человек с широкой душой, не шовинист. Он живёт, как ему выгодно. Но наступает момент, и мы замечаем, насколько меняется Шиндлер. Сначала в речи, мимике, жестах, потом в поступках. Потрясающая с точки зрения драматургии актёрская работа.
Герой Бена Кингсли Ицхак Штерн интеллигентный, трудолюбивый, аккуратный, мало эмоциональный, смиренный, всегда вежливый и потрясающе осведомленный в сфере ведения бизнеса – этим и многим другим он заслужил доверие Оскара Шиндлера, став управляющим на жестяном заводе. Он четко знает свое дело. У него всегда настороженные глаза, что выдаёт в нём страх за своё будущее: каждый день может стать для него последним.
Рэйф Файнс, сыгравший офицера СС Амона Гёта, выполняющего обязанности коменданта концлагеря Плашув, создал образ прирожденного убийцы. В нём соединяются красота и порок. Для Гёта все евреи-заключённые – нелюди, животные, существа неразумные и бесполезные, поэтому, по его мнению, и жизни их ничего не стоят. Но на самом деле
зверь – это он. Животная страсть к Хэлен Хирш обращает его в чудовище.
И здесь важно сказать о создании атмосферы эпохи. Чувствуется, как с течением времени меняется атмосфера. Если в самом начале сюжета царит шик, лоск, достаток и даже изобилие в жизни и немцев, и евреев, то на протяжении фильма мы видим, как ожесточаются первые и разом теряют всё вторые. Навязанная фашистская идеология отравляет жизнь всех и каждого: одни теряют разум, другие – жизнь. И только Оскар Шиндлер через этот ужас смог найти себя настоящего, другого, которого он не знал ранее.
Наблюдая жестокое отношение к евреям в гетто, бессмысленные смерти, Шиндлер становится защитником и спасителем для многих евреев. Подвергая себя риску, чтобы спасти рабочих и не допустить их отправки в концлагеря, он сам становится вне закона.
Потрясает сцена на заводе, когда Шиндлер объявляет рабочим евреям о том, что война завершилась безоговорочной капитуляцией Германии, что они свободны, а ему нужно бежать. Его обращение к военным, пришедшим расстрелять евреев, производит мощный эффект: «У вас есть шанс вернуться домой людьми». Они могли сделать то, за чем пришли, но ушли – все до единого.
Всем заводом рабочие выходят, чтобы проводить Шиндлера. Исполненные благодарности к спасителю, рабочие вручают ему письмо, подписанное всеми: «Это письмо объяснит всё, если вас арестуют». На память ему дарят золотое кольцо с надписью на иврите из Талмуда «Кто спасёт одну жизнь, спасёт весь мир», переплавленное из золотых коронок одного рабочего. Пожалуй, это самая сильная сцена в фильме. И эта фраза Шиндлера «Я мог бы спасти ещё больше» разрывает сердце. Он вдруг осознаёт, что упустил время, потратил деньги на пустое – те деньги, которые могли бы спасти ещё много жизней. Звучит как откровение, как исповедь грешника, признание-раскаяние – пожалуй, одна из ключевых сцен фильма, которую невозможно смотреть без слёз.
Финал. Наши дни. Евреи, спасённые когда-то Оскаром Шиндлером, со своими семьями приходят на его могилу, чтобы почтить память. Выстроившись в цепочку, они по очереди подходят к надгробию и оставляют на нём по камешку. Есть несколько вариантов трактовок этой еврейской традиции, но суть их сводится к почитанию и уважению к умершему и выражению негативного отношения к обстоятельствам его смерти. Камень – как знак своего визита на могилу, поскольку в засушливом климате цветы долго не живут. Оскар Шиндлер спас не только 1100 человек по своему списку, но и их будущих детей, внуков, правнуков, которых могло бы не быть. В фильме мы время от времени видим поясняющий текст на английском языке, и в финале мы узнаём из него о том, что на сегодня (то есть на момент финальных событий фильма) потомков тех, кого спас Оскар Шиндлер, более 6000...
Этот эпизод длится несколько минут. Молча люди сменяют друг друга, и веренице этой не видно конца. Мы видим титры и читаем имена этих людей, узнаём их. От этого эпизода щемит сердце.
Музыкальное оформление помогает узнать лучше ту эпоху, проникнуться ее атмосферой. В этой музыке драма еврейского народа, не общая, а личностная. Пронзительно-глубокие композиции Джона Уильямса, молитвы на иврите во время Шаббата, детский хор, весёлые мелодии в кабаках. Стук печатей учетчиков и речитатив имен – это тоже музыка. Музыка в каждой сцене, а если её нет, создаётся гнетущая атмосфера пустоты и безысходности. Но войне приходит конец, и наступает мир и жизнь. В финале фильма мы слышим песню «Yerushalaim Shel Zahav (Jerusalem of Gold)», написанную израильской поэтессой и композитором Наоми Шемер, неофициальный гимн Израиля.
Когда на экране оживает история, когда зритель становится её неравнодушным свидетелем, случается личный духовный катарсис, способный очистить душу. Что-то внутри меняется, и некогда сухой безличный исторический факт становится почти личной драмой. Пожалуй, для этого и нужны такие фильмы.


Рецензии