Рецензия на фильм Легенда 17 Россия, 2012

В 2012 году в прокат вышел фильм «Легенда №17». Громкая премьера в одном из любимых для российского кино жанре – биография выдающейся личности, на этот раз из мира спорта. Это история становления великого советского хоккеиста, чемпиона Валерия Харламова, выступавшего в команде ЦСКА и в сборной СССР под номером 17 – отсюда и название фильма.
Это история о том, как закалялся характер, как амбиции и честолюбие переплавились в высокое мастерство профессионала и человеческую мудрость. В сюжет тонко вплетается и личная жизнь героя, его отношения с родителями, сестрой, будущей супругой.
Вообще тема спорта для художественного фильма довольно сложная как с точки зрения достоверной передачи эпизодов на льду, так и в плане возможностей заинтересовать зрителя, не являющегося спортивным болельщиком. Режиссёр Николай Лебедев создал невероятно динамичный и драматичный фильм с большим количеством внешних и внутренних конфликтов, что держит зрителя в тонусе. Это не просто жизнеописание, это ещё и драма, и экшн. На мой взгляд, ему удалось найти идеальные пропорции, чтобы фильм был интересен и для поклонников хоккея и для обычных зрителей.
Эпоха создаётся деталями. Образы существует по законам времени, в котором происходит действие. В фильме значительная роль отдана атмосфере мира спорта. Это не только стадионы, тренировки, матчи, но и дух людей с волей к победе. На всю их жизнь за пределами хоккейной коробки влияет мировоззрение. Завершая тренировку или матч, они не перестают вести борьбу, но это борьба, как и в спорте – в первую очередь с собой.
Образ будущей легенды хоккея Валерия Харламова воплотил Данила Козловский. Эта роль принесла молодому актёру невероятную популярность. Всё время разный: то по-юношески заносчивый, то зрелый не по годам. Его разрывают сомнения, вызванные дисбалансом жизненных приоритетов. Он принимает вызовы судьбы, работает над собой, он ищет точку опоры – он всё время в движении. «Можешь или не можешь – это всегда тебе решать. Когда ты найдёшь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь», - сказал однажды маленькому Валере его дядя Хосе. Так и случилось. Что бы не происходило в его жизни, он твёрдо уверен в своём призвании. У него есть цель, к которой он идёт. И в этом ему помогает его учитель – тренер Анатолий Тарасов, не менее выдающаяся личность в истории советского хоккея.
В исполнении Олега Меньшикова лично для меня это главный образ в фильме, образ ключевой, несущий в себе помимо фактической ещё и важнейшую смысловую нагрузку. Веришь в то, что такой человек смог воспитать звёзд хоккея. Жёсткий, бескомпромиссный, порой даже диктатор, но человек очень мудрый и сильный духом. Анатолий Тарасов был для будущих чемпионов отцом в спорте и повлиял на их внутреннее духовное начало, что помогло им и в обычной жизни. В его уста вложена, пожалуй, одна из важнейших идей фильма – о гармонизации собственной жизни, о том, что нельзя одно приносить в жертву другому. Непростой драматический образ притягивает к себе гораздо больше внимания, чем главный герой. Обратите внимание на сцену, где он провожает своих ребят в Канаду. Это была его мечта, его дело жизни, и это стало его драмой. А вспомните финальный разговор о результатах матча, его лицо… На мой взгляд, во многом этот фильм состоялся именно благодаря Олегу Меньшикову.
Образ Ирины, будущей супруги Валерия Харламова, в исполнении Светланы Ивановой кажется формальным. Она просто обозначена как факт биографии. Намного интереснее партработник Эдуард Балашов, курирующий сборную. Владимир Меньшов наделил своего героя чертами борца за т.н. всеобщее равенство, плетущего интриги против тренера Тарасова. Он играет то на честолюбии молодой звезды хоккея Харламова, то на принципиальности Тарасова и добивается отставки второго с поста тренера сборной СССР. Борис Щербаков и Алехандра Грепи, сыгравшие роли родителей Валерия Харламова, создают в фильме уникальную атмосферу жизни и быта главного героя, определяющую его систему жизненных ценностей. Ведь именно они, родители, играют важную роль в формировании личностного самосознания каждого из нас.
Одним из наиболее запоминающихся эпизодов является стартовый матч эпохальной Суперсерии СССР-Канада, произошедший 2 сентября 1972 года в Монреале. Его собрались смотреть не только все домашние Валерия, но родственники в Испании, бывшие коллеги по «Звезде» (г. Чебаркуль), врачи и пациенты госпиталя, где №17 лечили после аварии, произошедшей в день скандального матча сборной СССР с командой «Спартак». На экране 3 действа. Это, собственно, матч, это воспоминание Харламова из детства, проведённого в Испании, и Тарасов, мысленно находящийся в Монреале на ледовой арене со своими воспитанниками. Различные по динамике, но общие по духу эти эпизоды наводят на ряд мыслей: когда понимаешь, что должен бороться несмотря ни на что – бороться с собой, с собственными страхами и дурными мыслями, когда надёжный тыл даёт силы на эту борьбу, ты обязан победить. Несколько раз за фильм из уст разных людей звучит: «Только ты определяешь, что в твоих силах».
Как и в случае со всеми фильмами, в основе которых лежат реальные события, судьбы известных личностей, в этом фильме имеет место художественный вымысел, изменение отдельных фактов и их подлинного порядка в хронологии. И поэтому важно понимать, что именно мы оцениваем: органичное существование художественных образов в предлагаемых обстоятельствах или детальное соответствие этих образов реальным людям. На мой взгляд, в любом художественном фильме важна идея, которая сделает нас, зрителей, чуточку лучше, которая поможет дать ответы на волнующие нас вопросы. А ведь «Легенда №17» не только о спорте, но и о человеческих отношениях, о нас в момент выбора, о том, как важно не предавать себя, не предавать свою мечту и следовать своему призванию.


Рецензии